Russian Journal winkoimacdos
19.08.1998
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
NET-Культура архивпоискотзыв

И-зин против Магазина, или Искусство быть плохим

Саша Шерман
sherman@sharat.co.il

Содержание газет Лелика потрясло: половину газеты составляли порнографические фотографии, причем не порнозвезд, а очкастых студенток, занимающихся лесбийским сексом в общаге, а другую половину - статьи Троцкого о самоорганизации рабочего класса.

Вот как надо делать студенческие газеты, товарищи.
И-газета "Черная Звезда"
(ранее цитировалась Р. Лейбовым.
Все права попраны)


An early use of the term ezine on the Internet arose to describe a new kind of Web site that contained a mixture of content (articles, pictures, poetry, fiction, and comment) and style conveyed in a way that exploited and celebrated the Web as a new information medium.

(whatis.com/ezine.htm)

И-зин не китаец. Американец про происхождению, самозванец по призванию, поэт и анархист в душе - вот кто такой И-зин. Имя свое И-зин получил в честь родителя - "Мага-зина". Имя крестного отца установить не удалось, равно как и имя первого издателя. И-зин - порождение мистического брака киберпространства и печатного устройства. Обитает в Сети. В неволе не размножается.

Стиль "И-зин"

Электронный журнал (aka "И-зин") - явление, почти не поддающееся классификации. В принципе, таковым можно считать любую регулярно обновляющуюся страничку с текстами. А также того, кто сам себя считает И-зином. Параметров, позволяющих понять, что перед нами типичный И-зин, не существует, однако И-зин узнаваем среди остальных страниц.

И-зин фигурой похож на своего папу - бумажный Журнал.

Весьма вероятно, что в ближайшие годы И-зин похоронит своего родителя, если, конечно, не будет большой войны и если Журнал не умрет до этого времени сам, окончательно сколлапсировав до размеров своей пластиковой обложки. Может, внутри будет еще компакт-диск. А может, и не будет. Так даже лучше.

И-зину пока кризис жанра не грозит. И-зины легко рождаются и еще легче умирают. У них, как правило, ни гроша за душой. Конечно, можно возразить, что некоторые И-зины уже успели повзрослеть и даже приобрести респектабельный лоск. Это не так. Большинство из "солидных" И-зинов никогда не были настоящими И-зинами. Ибо настоящий И-зин не корпоративен. Вероятно, вследствие этого "настоящий" И-зин никогда не доживает до зрелости. Ему нечем платить за медицинскую помощь.

И-зины рождаются из продуктов жизнедеятельности различных временных объединений индивидуумов, именуемых также "тусовками". Иногда, правда, И-зины являются плодом творческого порыва одного человека, но такие создания еще недолговечнее групповых. Полумифический исследователь фауны Сети, подписывающийся инициалами "LL", год назад вывел Статистический Закон Полураспада И-зина. Согласно утверждениям "LL"-а, И-зину положено жизни один год. И все.

За это время И-зин успевает в муках родиться, выработать отпущенный ему запас идей и энтузиазма его создателей и изрядно надоесть им. Затем И-зин вступает в полосу умирания. Сначала он перестает регулярно обновляться, затем перестает обновляться вообще. Потом выясняется, что никто из его родителей уже не помнит пароля к серверу, на котором обитает И-зин (так, по слухам, случилось с журналом "Ай"). Затем он либо бесследно исчезает с магнитных накопителей сервера, где лежал, либо остается лежать, безнадежно вчерашний, как брошенное в песочнице детское ведерко, никому не нужное после того, как им наигрались. Так умирают И-зины.

Но И-зин бессмертен. На смену почившему люди пишут новые И-зины.

Люди, которые пишут в журналы, зовутся "журналисты". Людей, которые пишут в И-зины, следует назвать "И-зиналисты". И-зиналист интересен тем, что пишет в основном для друзей и бесплатно, в то время как журналист пишет в основном для врагов и за деньги. Пересечение между множеством журналистов и множеством И-зиналистов образует подмножество ведущих интернетовских колонок, которых, по этой логике, нужно называть "И-колумнисты".

Колумнист (фигура, воспетая Вячеславом Курицыным) в русском Интернете редок. Несмотря на то что Сеть теоретически является привлекательным полем деятельности для свободного журналиста, последний явно не торопится возделывать это поле, что выглядит несколько странно на фоне большого количества корпоративных изданий, создавших свои сетевые представительства. Деньги за сетевую публикацию платят все еще неохотно. Счастливцев можно перечесть по пальцам, но это тема для другого текста.

Ряды И-зиналистов пополняются за счет притока людей, не связанных ранее с профессиональной журналистикой.

Осторожно замечу, что, возможно, оно и к лучшему.

И-зин против течения

...Забавы взрослых шалунов....
Казалось....................
Узлы к узлам................
И постепенно сетью тайной...
Россия......................
Наш царь дремал.............
("Евгений Онегин".
10-XVII.
А.С. Пушкин)

Вспомним, как оно было...

Сначала ничего не было. Только ФИДО и ЭсСиЭс.

Потом наступил 1996 год. Появилось много всего. Лебедев, Журнал.Ру, Паравозов, Мухин, Перекресток, анекдоты на каждом углу. Юмор в рабочий полдень. В офисе.

Русская Сеть потихоньку превращалась в один большой электронный развлекательный журнал для молодежи. Он задорно шелестел и не таял в руках. Ругать или хвалить такой журнал столь же неинтересно, как и писать его. Поэтому сразу перейдем к тем, кто не имеет отношения к большому электронному развлекательному журналу для молодежи, поскольку развлекается по-другому.

Журнал о мясе, шуме и кишках

Обязательно добавьте мяса... Кишкам не было дела до мук своего хозяина... Новые солдаты следуют по пути Мирового Змея...

Такими сентенциями встречает своего читателя журнал с зубодробильным именем "RWCDAX", который успел выпустить малым тиражом пару бумажных номеров. Содержание этих выпусков было полностью продублировано в электронной версии, которая вышла осенью 96-го. На фоне студенчески-инженерного капустника русской Сети, все больше напоминавшего балаган в торговых рядах, журнал под редакцией Димы Толмацкого выглядел революционно. На деле "RWCDAX" стал единственным сетевым продолжателем традиций самиздата в условиях торжествующего рынка. До него андеграундного, оппозиционного по отношению к "общепринятому" "общественному" мнению И-зина в России не существовало. Это странно, учитывая давнюю историю советского самиздата, особенно самодельной рок-прессы. Осутствие этой "злой" прессы в Сети продолжает удивлять меня до сих пор, хотя музыкальных сайтов и И-зинов в России довольно много. "RWCDAX", само имя которого выбиралось по принципу наибольшей незапоминаемости, был подчеркнуто враждебен КВН-овской культуре русского Интернета. На знамени панк-индустриального "RWCDAX" было начертано "Экстремизм: Идеология. Культура. Ритуал". Герои его статей - Каддафи и Ходоровский, Бойд Райс и очередное потерянное поколение русской молодежи 90-х. Принципом журнала стала его инаковость по отношению ко всем составляющим постперестроечной атмосферы СССР.

Толмацкий - музыкант, если можно так назвать человека, работающего в стиле NOISE и исполняющего свои творения на компьютере. Толмацкий записывает "шум". Я не люблю "шум" и не могу воспринять произведения ДМТ, так же как и записи Бойда Райса или Current-93, иначе как шум. Половина журнала посвящена шуму и индустриальной музыке, но, как ни странно, мне было интересно его читать.

Мне журнал ДМТ понравился, несмотря на то что там:

Аполлинария Тумина говорит, что у Мисимы "лицо воодушевленного мента" и его харакири - типа цирк. Да, ну и что? Он ведь умер в самом деле.

Тексты Туминой я увидел там впервые, и мы к ним еще вернемся.

Там Вербицкий говорит, что "Святая кровь" Ходоровского - это про циркачей и уродов. Миша ничего не понимает. Зато я нашел и посмотрел Ходоровского. Миша ничего не понимает. Поднимите ваши руки вверх!

Там Жарков писал, как ему охота бомбить Иерусалим. Я понимаю его чувства, но мне все равно охота бомбить Жаркова.

Там Толмацкий говорит, что закон - это выживание, а не любовь. Вернее, переводит кого-то, кто так говорит.

К сожалению, выпустив один электронный номер, "RWCDAX" замолчал и с тех пор обновлялся лишь время от времени. Третий бумажный номер был сверстан, но не вышел.

По слухам, зимой 97-го Журнал.Ру, тогда набиравший силу, хотел зазеркалировать "RWCDAX", но дальше разговоров дело не пошло, о чем можно лишь сожалеть. Возможно, союз между этими непохожими И-зинами стал бы катализатором какого-то более интересного продолжения.

Недавно произошло оживление "RWCDAX". Он переехал на психоделический сервер "Здесь". Новый адрес: rwcdax.here.ru. Добавились некоторые новые статьи, - в частности, исследование перверсивной русской порнографии, проведенное главным редактором. Суховатая статья, на мой вкус. Зато исследование индустриальной культуры (осторожно, там 100 кБ) удалось ему лучше.

Вот история "RWCDAX" в изложении ДМТ (Толмацкого), которому я посылал предварительно написанный текст.

А.Ш.: Напиши мне о журнале. В смысле - когда вышел впервые, почему и т.п. Я так и не понял - был ведь бумажный номер, кажется?

Д.Т.: Было два. Один - май 96-го, другой - март или апрель 97-го. Третий остался только в виде верстки. Тираж каждого в районе 150 экземпляров. Сетевой вариант появился, если мне не изменяет память, в августе - сентябре 96-го. Родился проект из идеи издавать электронный еженедельный бюллетень, в котором содержались бы разные экстремальные новости, от терактов до музыкальных релизов. В качестве промежуточного проекта была создана юзнетовская группа relcom.culture.underground. Но сразу после ее создания большинство инициаторов потеряли доступ к Юзнету [...] и конференция оказалась практически мертворожденной (хотя было несколько довольно интересных и бурных всплесков). И был сделан бумажный журнал. Изначально соредакторов было трое - я (в основном занимался подготовкой текстов), Олег Жарков (помогал мне и принимал концептуальное участие) и Миша Жеребин ака Боза (на котором была почти вся техническая часть). Также технически очень сильно помогла Полина, и еще активное концептуальное участие принимали Вербицкий и Игорь Ваганов (редактор Achtung Baby!). В твоем тексте у меня возражения ничего не вызывает, единственно, что я первый раз слышу о каких-то переговорах с Zhurnal.Ru. [...]И еще: слишком уж действительно все пессимистично и в прошедшем времени. Я-то надеюсь, что теперь все опять пойдет хорошо.

Вот только, когда все начиналось, все были вместе, а сейчас все обзавелись собственными проектами и каждый сидит, своим безраздельно занимается.

В последнем замечании редактора прозвучала довольно минорная тема. Процесс трайбализации в Сети идет быстрее, чем в "обычном " обществе. Сеть - орудие разъединения.

Kаждому миниплемени - по журналу.

В пределе И-зин - действительно армия из одного воина. Вопрос "хорошо это или плохо?" не стоит.

Иначе быть не могло

Другой "экстремальный" журнал сделал принцип "отличия" своим названием - "ИNАЧЕ". Редактор этого И-зина (также имевшего бумажные версии двух номеров) - Вадим Штепа, человек довольно известный в публицистических кругах, одно время был членом дугинской "Арктогеи".

"ИNАЧЕ" - журнал хоть и хороший по идее, но, мягко говоря, крайне непонятный. С одной стороны - какие-то знамена и революция. С другой стороны - объясняется, что это все не здесь, а в сознании. Посмотришь в сознание - никаких знамен... Похоже, что в нем в полный рост отразились эстетические и идеологические искания его родителя. Все же, прежде чем начать прилюдно ругать "Иначе", я вежливо написал Вадиму письмо:

А.Ш.: Я сейчас пишу обзор русских И-зинов "контр"-направления. Вы могли бы написать об "Иначе" и "Китеже"?

В.Ш.: Он появился в 96-м году как спонтанный плод творческого сотрудничества людей "нового андеграунда" - музыкантов, философов, литераторов...

"Старый андеграунд", как известно, успешно стерилизовался и превратился в коммерческий мейнстрим, а здесь сразу же была заявлена принципиальная дистанция от самодовольного и самодостаточного мейнстрима. Вышло 2 бумажных номера, сейчас готовится третий - выйдет, надеюсь, осенью. Журнал чисто неформальный, к "контр"-направлению строго не относится. Он просто фокусирует в себе более глубокие творческие и аналитические направления, которые в мейнстриме измельчаются и глохнут. Можно сказать, что нам наиболее интересны "эзотерические", "символические" и "мифологические" импликации в массовой культуре и политике. Ведь вопрос не в том, КОГО слушать, читать и т.д., но - КАК это воспринимать. Для кого-то "Наутилус-Помпилиус" - попса, для кого-то - героическое вдохновение (посмотрите - очень реальный - фильм Балабанова "Брат"). То же самое с Цоем, Пелевиным, некоторыми течениями рэйва [...]

2 номера уже разошлись. В основном по рок-магазинам. Первый номер показывал Новоженов во "Времечке" и назвал его "фашистским", в то же время за продажу журнала у Музея Ленина кого-то из распространителей побили скинхеды. Так что, как видите, нас трудно уличить в какой-то заурядной идейной "одномерности", как некоторые другие "контр"-издания.


А.Ш.: Почему после "Иначе" появился "Китеж"?

В.Ш.: Это принципиально сетевой зайн, но некоторые из его материалов, вполне возможно, войдут в следующий бумажный "Иначе". Если сетевой "Иначе" - более "художественный", что ли, проект, то "Китеж" - более концептуальный. Здесь я хочу подробнее исследовать способы и возможности существования Традиции и "традиционного мировоззрения" в контексте постмодернистской культуры и вообще - постмодернистского стиля мышления. Очень много для анализа этого делает Сергей Корнев. Очень жаль, Саша, что Вы слишком много обращаете внимания на какие-то внешние детали, а не на концептуальные вещи. А они у него очень интересны и своеобразны. Кроме того, занятным образом с таким направлением "Китежа" смыкается и новая геополитическая теория регионализма. (Сибирь для России = Америка для Европы, Ермак = Колумб, Лебедь = генерал Грант.)

После последнего упрека (касательно недооцененности Корнева) мы еще некоторое время спорили на тему того, на что нужно обращать внимание, но к консенсусу так и не пришли. Я действительно давно обратил внимание, что Корнев потихоньку становится ведущим автором Штепиных изданий. Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни к какому анализу (кроме медицинского) Корнев способностей не имеет, обладая тем не менее ярко выраженной способностью к генерации очень больших объемов псевдоумных текстов. Впрочем, их-то как раз и можно было бы отнести к разряду медицинских анализов, но ведь Вадим Штепа, насколько я знаю, не врач, а редактор сразу двух журналов. Должен был отличить.

"Иначе" и "Китеж", разница в стилистике которых совсем не так очевидна, как это представляет Вадим, явили собой попытку некой популяризации заведомо "непопулярных" вещей и нахождения зерен смысла в банальностях, которые тиражирует поп-культура. Направление его поисков выглядит интересно - разгребая кучи, наваленные за последний век поп-культурой, иногда действительно можно выудить жемчужину. Тут есть проблема: утонуть в этих кучах без нормальной навигации гораздо легче, чем что-то найти.

Наше время - сложное и необычное. Оно очень тяжелое, физически и психически: ценности обесценены, идеалы осмеяны, в обществе все перемешалось, вести достойное или хотя бы безмятежное существование невозможно. Атмосфера конца эпохи гнетет безрадостностью и бессмысленностью бытия.

Лиляна Никогосян ("Китеж")

Я щас разрыдаюсь над осмеянными идеалами.

Конец эпохи - время превращений (конец пищеварительного цикла). Превращается все. "Популяризация" оборачивается профанированием, "доброта" - лицемерием, "поиск" - пошлостью и заигрыванием, "простота" - понятно чем. "Иначе" и "Китеж" чудесно иллюстрируют эти процессы, мне искренне жаль, что так происходит.

Несмотря на обильное использование "радикальной" символки и манифестарных текстов, "Иначе" и "Китеж" действительно, как сказал их хозяин, нельзя отнести к "контр"-направлению. Для этого они уж очень "понарошку".

Когда-то на вопрос, нравятся ли мне "Иначе" и "Китеж", я ответил: "Да". А вот сейчас уже не знаю, как тут быть. Я не знаю, как можно, например, публиковать "Ориентация - Север" Джемаля после (и между) статей Корнева. Собственно, почему я так к Корневу прицепился? Там ведь и помимо Корнева хватает безымянных деятелей.

Мир будет свободен, и все флаги будут сброшены в огромное, бескрайнее море - и погода будет прекрасной и безоблачной. Мы будем смотреть друг другу прямо в глаза и не бояться назвать вещи своими именами. И все, что мы будем знать, - это Аll you need is love...

Брат Молчащий Волк ("Иначе")

Я листаю "Иначе"-"Китеж", и адвокат борется во мне с прокурором. Но если выгнать их обоих, то в зале будет тишина.

Штепа отреагировал на мои слова следующим образом:

Саша, а скажите: на фига Вы все это затеяли? Дабы обругать там всех типа "всем сестрам по серьгам"? Почитав написанное о наших проектах, я с сожалением пришел к выводу, что Вы, пардон, в них просто не врубились. Ведь "контр"-издания не по лекалу какому-то вылеплены. И если я даже это "контр-" понимаю ИНАЧЕ, чем гг. Вербицкий и Толмацкий, это еще не значит, что все делается "понарошку". Вы, видимо, просто хотите создать некий "каталог" альтернативной прессы, какую-то анти-yahoo, и рассовать всех по полочкам, но, увы, не видите, что самих-то полочек уже нет. "И ни дна, ни берегов". (Стихотворение "Интер нет" Алексея Девия из "Стихов необитаемого времени": kitezh.onego.ru/deviy.html.) Так что, г-н прокурор-адвокат, ежели будете публиковать написанное Вами, соизвольте присовокупить этот абзац в качестве последнего слова "подсудимого". Впрочем: "А судьи кто?.."

...Я присовокупил.

"Китеж" имеет гостевую книгу. Ее, правда, цензурируют, что снижает ее ценность. В этой книге помимо разных забавных и не очень забавных вещей был обнаружен


след "Священного Aхредуптуса" (members.tripod.com/~LeninV/)

Aхредуптус

Считать ли И-зином этот "AхредуптусЪ", который пишет один веселый человек, - не ясно. Поскольку он довольно структурен и регулярен, то, наверное, он все же И-зин. С другой стороны, записать его в категорическую контркультуру вроде нельзя - для этого он чересчур шутлив. Специфические у него шутки.

Одна из достопримечательностей "Aхредуптуса" - путеводитель по разным местам, где люди ругаются на политические темы (про жЫдов то есть). Путеводитель снабжен краткими, но предельно выразительными комментариями.

Есть все основания полагать, что концепция "Aхредуптуса" родилась под сильным влиянием другого, более старого и мудрого самоиздателя - доктора Егория Простоспичкина.

Мизантроп и циник...

...сосредоточенный вивисектор человеческой души, в сугубом ледяном одиночестве создает свой И-зин Егорий Простоспичкин. "Мегацефал ньюс" вместе со всем простоспичкинским сайтом поселил на своем "Нагвале" Андрей Чернов.

В "Мегацефал ньюс" доктора Е. Простоспичкина происходит одна нескончаемо длинная попытка выхода автора за грань человеческого. Людская психика обладает свойством адаптации. Почитав некоторое время убивающие поначалу своей безотрадной механистичностью тексты Егория, начинаешь привыкать. Становится забавно, а потом скучно и чуть досадно за автора. По страницам простоспичкинских "новостей" разбросаны, впрочем, очень здравые и полезные мысли.

Собирать чужие полезные мысли, находя в них подтверждение собственным, - занятие пустое, если не преступное.

Посему - двинемся дальше.

Хотя... стоп. Простоспичкин - мастер коммуникации. Вместо интервью процитирую хороший кусок одной из его новостей:

Коммуникация подразделяется на два вида: качественную и некачественную. Качественная производится шпионами или существами, которых представляют шпионы. Некачественная, или человеческая, решает задачу устранения тишины, в которой ужас и ад.

Если вы встречаете на вашем светлом пути шпиона, всегда рассматривайте ТО, которое его послало, и вступайте в переговоры исключительно с ТЕМ. Шпион обычно не отдает себе отчета в своей миссии. Он думает, что он думает о вас, когда произносит слово "вы", а вы должны, по задумке, верить в то, что это говорит "он", шпион. Таким образом, две сути коммуницируют через вас, и вам даже не больно. Но какой от этого прок? Никакого. Исполнение долга? Нет, ничего общего. Если мы имеем перед нами молоток, то нам глубоко наплевать на то, верит ли он, что его долг - вбить гвоздь, или не верит. С гвоздем та же история. Надо не верить и не чувствовать, но знать. И еще: нам не наплевать, когда мы вбиваем гвозди собственным кулаком.

Каждый человек - это шпион.

www.nagual.pp.ru/~brand/MZN/novost208.html

Человеколюбивая Маша посвятила целую статью феномену докторского таланта, где выразила естественные для гуманиста опасения за тяжесть кармы существа, скрывающегося под именем Егория Простоспичкина.

Полно Вам, Маша.

Статью эту можно прочесть в последнем (6-м) номере "Новостей Конца Света", а точнее:

"End Of The World News".

М. Вербицкий

Недавно "End Of The World News", под которым уже трещал сервер Гарвардского университета (сайт пожирал 1/3 сетевых ресурсов этого учебного заведения), тоже переехал жить на черновский "Нагваль".

"End Of The World News" родился весной 97-го года. Одной из причин его возникновения было желание создать альтернативу коммерчески-постному (ранее названному "студенчески-инженерным") русскому Интернету. Исторический диалог, послуживший толчком для выпуска первого номера, происходивший между М. Вербицким и В.И. Лужиным, находится в архивах И-зина.

К тому времени уже потихоньку становился историей героический "RWCDAX", и между его авторами образовались определенные идеологические разногласия. Ну, например, Толмацкий считал, что "Виндоз" и "фреймы" не помеха экстремизму и ритуалу, Вербицкий же был с ним не согласен. Так или иначе, в определенном плане "ЕОВН" продолжил дело "RWCDAX", наполнив его новым содержанием.

Да, именно: "наполнив новым содержанием". Не побоимся этого слова.

"ЕОВН", в отличие от многих И-зинов или, например, рок-групп, усиливается от номера к номеру. На данный момент выпущено шесть номеров и готовится к выпуску седьмой. Годичный рубеж, определенный легендарным исследователем "LL"-ом, И-зин под редакцией Вербицкого уже успешно преодолел и помирать пока не собирается.

Тумина

Во многом это заслуга центрального игрока небольшой сборной "Конца Света" - Аполлинарии Туминой, обладательницы сознания прозрачного и искристого, как соляная кислота.

Тумина - латентный колумнист "Новостей Конца Света". Ее тексты - это не журналистика и не публицистика. Память услужливо подсовывает еще один штамп - "поток сознания", но вроде и потока здесь нет. Есть фотография состояния окружающей среды. Аполлинария знает будущее: "Хотите узнать вкус будущего - уберите весь сахар". Она же - автор базового понятия "сила подмигивания". Для того чтобы осознать, что это такое, необходимо прочесть ее статью "Экстремизм как его нет. Формат и подмигивания. По-взрослому".

Все зависит от того, как сильно ты подмигиваешь. Теперь определение экстремизма будет звучать так: экстремизм - это отсутствие готового формата при силе подмигивания, стремящейся к нулю. По-моему, так. А впрочем, это же одно и то же. Людям гораздо проще распознавать знакомые структуры.

Начиная данный текст, я даже хотел расставить его героев по ранжиру - согласно "силе подмигивания". Провидение хранило меня от столь необдуманного шага.

"ЕОВН" стал первым (и пока единственным) И-зином, который пустил к себе нормальную человеческую речь. По-моему, именно это и делает его экстремальным.

В поиске материалов для своего журнала Вербицкий нашел две вещи, которых нет ни у кого:

Первая - коллекционирование отвязанных монологов, найденных в группах Юзнета, Фидо и в гостевых книгах ТЕНЕТ, Вечернего Интернета, Журнала.Ру и Русского Журнала. Вербицкий, привыкший со времен SCS архивировать наиболее яркие тексты, продолжил это дело и в отношении гестбуков - преемников выродившегося русского Юзнета. Лучшие сетевые произведения рождаются не в официальных журналах, а спонтанно - обычно в ходе ругани.

Вторая - публикация переписок, время от времени возникающих по разным поводам. Появление непричесанного кухонного разговора рождает дискомфорт в мире гладких углов. Вместо обманчивого состояния тотальной устойчивости - уверенное чувство падения. Вместо вежливой улыбки манекена за стеклом - хохот в спину. "Они имеют право знать, что мы о них думаем", - сказал редактор "ЕОВН", имея в виду тех, о ком говорилось в публикуемых переписках.

Антон Носик недавно написал о том, что за неосторожный Е-мэйл скоро можно будет позвать человека в суд. В архивах "Новостей Конца Света" - мегабайты исключительно неосторожной почты.

"ЕОВН" отстаивает право человека не быть "хорошим", не быть "добрым", право человека не быть. "ЕОВН" - правозащитный журнал.

Левозащитный журнал

...те, кто пишут или рассуждают о таком явлении, как новый московский радикализм, и пытаются приложить к нему этические или эстетические мерки, объявляя его непоследовательным, вторичным и неинтересным, совершенно не учитывают один определяющий экзистенциальный вектор, который в той или иной степени движет людьми: удовольствие быть плохим.

Mailradek
Анатолий Осмоловский
30.08.95

Журнал mailradek - еще один электронный самиздат, время от времени залетающий в почтовые ящики нескольких десятков людей, изначально выбранных авторами по какому-то одним лишь им известному принципу. Забавная подобралась компания. Впрочем, я не был огорчен тем, что попал в список рассылки. Впоследствии у mailradek-а появилась более-менее стационарная версия на Geocities, и подписка стала добровольной. Как оказалось, mailradek впервые появился в 95-м году, когда Осмоловский начал рассылать свои тексты людям по обычной почте, а его появление в начале 98-го являлось продолжением той же политики, но уже электронными средствами. Возобновление деятельности было инициировано выходом 1-го номера бумажного "Радека", который, в отличие от журнала Осмоловского и Киреева, есть "толстый" (по объему) журнал лево-радикального конечно же направления. Выборочные тексты из него можно прочесть там же, на "Землеградах".

Сам Mailradek о себе рассказал так:

Мailradek - это короткие тексты, касающиеся текущих новостей в области политики и культуры, а также разные теоретические соображения. Сеть абонентов Mailradek'а составляет около трехсот человек. Сейчас каникулы, и готовится второй номер журнала, но с августа начинается англоязычная часть проекта, в которой те же тексты на английском будут рассылаться в международные электронные сети.

Любой желающий может подписаться, прислав свой адрес. Разные издания свободно перепечатывают материалы проекта. Через какое-то время тексты будут изданы в виде книги [...]

Еще есть Внеправительственная Контрольная Комиссия - мы и другие люди, которые занимаются не журналом, а политическими акциями. Когда мы делали баррикаду, то распространяли информацию о событиях по той же сети абонентов.

Осенью все это будет происходить более активно, баррикада была, как революция 1905 года, "генеральной репетицией" перед другими событиями. Так что все впереди.

Mailradek - небольшой журнал, претендующий быть печатным органом российских "новых левых". Это, пожалуй, единственный И-зин, носящий ярко выраженную общественно-политическую окраску. Оговорюсь, в данном случае речь идет об антиполитике в духе 68-го года: "Будьте реалистами - требуйте невозможного".

"Новые левые" интересны не своей политической позицией (пожалуй, никакая политическая позиция не может вызывать интереса), а декларируемой эстетикой конкретного действия.

Суть радикального противостояния отлично сформулирована Киреевым в маленьком диалоге:

САМОДОВОЛЬНЫЙ И ИРОНИЧНЫЙ БУРЖУАЗНЫЙ СНОБ:
- Что-то ты, дружище радикал, туповат.
РАДИКАЛ:
- Щас я тебе, сука, голову оторву!

Хмурая серьезность, которую исповедуют радикалы, как антитеза постмодерну, выглядит действительно симпатично, но здорово напоминает вексель без покрытия. Нельзя не заметить, что хотя все радикалы отчаянно пытаются сделать страшное лицо и стеклянные глаза, это получается неубедительно. Все видят, что ведь и глаза не стеклянные, и лицо не страшное. То ли дело - у ментов.

Mailradek - чуть ли не единственный неформальный И-зин, который рассылает оперативную информацию о происходящих в реальной жизни событиях. Последним сообщением были репортажи об акции "зеленых" (экологистов) на Кольском полуострове.

Я думал, что Mailradek - первый русский И-зин, существующий в "почтовой" форме. Однако он сам опроверг мое предположение.

Из письма Mailradek-a:

[..] одно время Александр Майшев, анархист из Питера, рассылал по e-mail'у дайджест статей о левых из всей остальной прессы, называлось "Кривое зеркало".

"Кривое зеркало" я найти не смог. Зато нашел газету анархистов "Черная Звезда". Правда, она не является чистым И-зином, поскольку тексты, выложенные на Сети, лишь дублируют основную бумажную версию. Электронная версия ужасным образом состряпана на сервере "Треножник" какими-то странными людьми, которые называют себя "Независимой группой А&О". Те же А и О лепили "Бумбараш-2017". За бесплатно, как утверждает "Бумбараш". С остальных, судя по ценнику, берут деньги. Это очень правильно. Так еще Попандопуло учил.

Существует еще сомнительный то ли журнал, то ли просто сборник разных текстов "Extreme", принадлежащий организации инопланетян "United Heaven".

Там где-то написано: "Свечка, свечка, сожги человечка!.. "

Остальное - довольно уныло.

Эпилог (для приличия)

Настоящих И-зинов в России еще очень мало. Их нужно ценить и беречь.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru