Все джентльмены делают Это,
или
К вопросу о сексуальной символике сетевого "Quake"Феликс Бубликов, Юстас Роговой
bubrog@usa.netDoom is dark and deeper than any sea-dingle.
W. H. OdenЮстас - Феликсу:
Созвездие Большой Медведицы... Заиндевелая ограда университета.
Фары случайных машин.
Я возвращаюсь. Как обычно, - в полпервого...
Сказать, что меня словно обухом ударили - не сказать ничего. Перед глазами - слезящиеся фиолетовые полосы, оранжевая плазма и мелькающие камуфляжные пятна. В мозгу - саднящая такая, похмельная прозрачность. День, похоже, окончен.
Я подсел.
Имя ему - сетевой "Quake".
Нет, серьезно, подсел я основательно. Хотя бы потому, что уже прошел ту стадию, когда видишь только сумасшедший счетчик фрагов противника.
Теперь я сам. Жму на Ctrl и подхватываю вертящийся волчком рюкзак. Далее - 7, и вперед - покачивая увесистым "рокет-лончером", счастливо скалясь. Мотаться по закоулкам, лезть в воду, увертываться и прыгать с лестниц. Важно одно - догнать. И - опять на Ctrl...
Однако речь сейчас о другом. Дело в том, что заметки эти - ответ на простой вопрос одной знакомой - почему это мы, мужчины во цвете лет, так бездарно тратим время. "Есть же масса других вариантов", - сказала она. И задумчиво затянулась. А я подумал: действительно - почему?
Феликс - Юстасу:
Ты молодой, зеленый и "Quake" впервые увидел месяц назад. Иное дело я - я "мочил козлов" в те времена, когда круче "DOOM"а и не было ничего. Делал всякие неприятные открытия. Вроде того, что бронежилет - штука совершенно никчемная. Что в "Doom" нельзя играть через нуль-модемный кабель. Что формула IDDQD не работает на скиле NIGHTMARE. А потом - что есть "Квак", по сравнению с которым "DOOM" - занятие для учениц младших классов.
И вот я спрашиваю себя: почему же "Quake"? Почему не "Дьюк" с его изобилием остроумных штучек и воистину демократическими системными требованиями? Не "Воин тени" с его замысловатыми прибамбасами, вроде гонок на линкорах и автопогрузчиках? Чем подкупили почтеннейшую публику мастера виртуальной смерти из "ID Software"? Почему люди, не замеченные в особой кровожадности, бросают при первой же возможности любимую работу ради сомнительной радости побегать по залитым кровью коридорам с фосфоресцирующими стенами? Почему они забывают не просто о семье, доме и последнем поезде метро - это все пустяки, но почему, о ужас, хронические курильщики забывают о сигаретах?
Почему? Потому что "Quake" - не обычная бродилка-стрелялка. Нет, это, это... - трудно говорить о любви. А "Quake" - это и есть любовь. Или самый точный из ее симуляторов. Секс, смерть и насилие в одном флаконе. Тезисы о смерти и насилии доказывать не стоит. Поговорим о сексе.
Где-то я читал, что для настоящего мужчины оружие должно быть органичным продолжением руки. Бред. Оружие - не продолжение руки, а компенсация фаллоса. (О, Зигмунд Фрейд, где ты был в это время, как воскликнула одна довлатовская героиня. Явно, он был где-то поблизости.) Посмотрите на этот самый "рокет лончер". Ну и на что это похоже? Да это же просто фаллос-патрон какой-то! А "тандерболт"? Вы только взгляните на пульсирующую и, по всем признакам, теплую струю, которую он извергает! И чтобы в случае необходимости поднять его, достаточно всего лишь нажатия на кнопку "А". А вот в жизни не все так просто, и порою (благо, пока подобное случается нечасто) красавица, озлобленная и разочарованная, бормочет про себя вместо молитвы: "Ну где же у этого парня кнопка?"
Юстас - Феликсу:
Да, правда, струя не то что теплая - огненная. Как в порнографических комиксах. И сам "тандерболт" - конструкция недвусмысленно фаллическая. Напоминает Главное Здание МГУ в миниатюре. То самое, об особенностях строения которого с усталой миной фрейдиста-аналитика рассуждал не один первокурсник этого почтенного заведения.
Однако все это только малая часть перечня сексуально-символической атрибутики этой славной стрелялки. Попробуем воспроизвести весь. Как положено - по пунктам.
1. Фаллическая конфигурация и функциональная определенность вооружения.
2. Бронежилет как контрацептив.
3. Обратный порядок воспроизводства - смерть противника означает очередное его рождение. Что в который раз указывает на укорененную в сознании (бессознательном) человека связь Эроса и Танатоса.
Теперь рассмотрим эти пункты подробнее.
О первом из них мы уже говорили. "Рокет-лончер", "тандерболт" - эквиваленции понятно чего. Разрушительное их действие сопровождается сильным возбуждением играющего. Заметим, что в данном случае возбуждение оказывается неким "перевертышем" своего реального двойника - чем более оно реализуется, тем сильнее тяга к тому, чтобы оно продолжалось. Виртуальное всесилие. То есть никакой усталости, посткоитуального спада - мечта хана, шейха, нефтяного магната и прочих содержателей гаремов.
Феликс - Юстасу:
"Рокет-лончер" - идеальный фаллический символ. Внешний вид его не вызывает никаких иных ассоциаций. А действия, им производимые! Все эти бьющие фонтаны - чем не оргазм. Неясно, правда, испытывает ли оргазм побежденный. Но победитель испытывает, это уж точно. То есть все как в жизни.
Столь же понятно и стремление новорожденного квейкера как можно скорее избавиться от несерьезного юношеского "шот-гана" и обзавестись чем-нибудь посерьезнее. В идеале - все теми же "рокет-лончером" и "тандерболтом". Потому что все как в жизни. Потому что размер имеет значение.
Юстас - Феликсу:
Что касается бронежилетов, то функция их как контрацептивов очевидна.
Феликс - Юстасу:
Думаю, стоит пояснить: убитый воскресает молниеносно, за актом убийства (читай - оплодотворения) следует рождение новой жизни. Бронежилет, подобный раскраской латексному презервативу, препятствует этому процессу до тех пор, пока не порвется. То есть все как в жизни.
Впрочем, не все. Есть отличие: в жизни латексный презерватив надевает "носитель активного начала" ("тот, кто убивает" в терминологии "Quake"), а в "Quake" все как раз наоборот. Ниже я объясню, почему это отличие не принципиально.
Характерно, что в старорежимном "DOOM"е опытный игрок мог вполне обойтись без бронежилета. Не то в "Quake" - порождении эпохи, напуганной СПИДом.
Юстас - Феликсу:
Не менее показателен набор возможных расцветок этой жизненно важной детали снаряжения. Итак - нежно-салатовый (в просторечии - зеленый)...
Феликс - Юстасу:
Вообще-то он синий.
Юстас - Феликсу:
...желтый, алый. Что характерно, алый - наиболее желательный, "крутой", 200-процентный. Налицо явная прогрессия, не только в прагматическом плане - 100, 150, 200% - но и на параллельном (для нас более важном) символическом уровне. Утилитарная, механическая ценность контрацептива волшебным образом сочетается с сознанием его отнюдь не утилитарной приоритетности, "желанности" - или, вернее, точного соответствия тональности желания. Напомним, что красный цвет часто ассоциируется в различных культурах с сексуальной деятельностью и сопутствующими ей мотивами. Как наиболее адекватная их фиксация. Соответственно, и "возмужание" игрока ориентировано именно на него.
Нелишне сослаться и на социально-языковой подтекст: "зеленый" и "желтый" - синонимы неопытности, незрелости. Им противостоит красный как обязательный атрибут авторитетности. Наиболее показательный пример - не такая уж и давняя мода на радикально-пунцовые пиджаки с золотыми пуговицами.
О связи же Эроса и Танатоса стоит поговорить отдельно.
Феликс - Юстасу:
В "Quake" эта связь более очевидна, чем где-либо еще: о воспроизведении через смерть, о смерти как одновременном зачатии-рождении я уже говорил. Но и герой-победитель, множащий фраги, теряет здоровье (то есть все как в жизни) и в конце концов сам становится добычей более удачливого или просто лучше сохранившегося противника. Чтобы погибнуть, возродиться и вновь, через любовь и убийства, двигаться к смерти-возрождению. Здесь неожиданно возникает другой вариант прочтения "Quake" - как симулятора сансары без выхода в нирвану (не считать же таким выходом кнопку escape!), но это уже совсем другая история.
Среди героев "Quake" нет женщин, и борцы за политкорректность могут счесть его сексистской игрой. Нет, будьте покойны, храбрые феминистки, "Quake" - среда унисексуальная. Одетые в бесформенные доспехи бойцы - андрогины, каждый одновременно мужчина с тяжелым, мечущим смерть фаллосом, и женщина, способная стать жертвой мужской агрессии и источником новой жизни. Реализация мечты Аристофана из платонова "Пира". Возвращение любви хоть какого-то смысла.
Юстас - Феликсу:
Напоследок вспомним другой психоаналитический термин - комплекс Эмпедокла. В случае "Quake"а проявления его заключаются в неискоренимой тяге начинающего игрока свалиться в лаву, в особой притягательности этих мест. Есть повод видеть в этом, с одной стороны, бессознательное стремление вернуться в породившее лоно, с другой - собственно влечение к огню, сексуальную подоплеку его восприятия. Сошлемся на Гастона Башляра.
Феликс - Юстасу:
Похвальная проницательность!
Юстас - Феликсу:
В работе "Психоанализ огня" он специально рассматривает этот комплекс.
Цитируя при этом Жорж Санд:
"Дух Вулкана (воплощение огня) говорит Мечтателю: "Идем, мой повелитель. Надень корону из белого пламени и синей серы, брызжущую искристым дождем бриллиантов и сапфиров!" И готовый к жертве Мечтатель отвечает: "Иду! Окутай меня потоками раскаленной лавы, сожми в жарких объятиях, как влюбленный свою невесту. Я надел багряную мантию. Я облачился в твои цвета. Надень и ты свой ослепительный алый наряд, ниспадающий каскадом переливчатых складок. Этна! Приди, Этна! Сокруши базальтовые врата, - извергни смолу и серу! Извергни камень, металл и огонь!.." В утробе огня смерть перестает быть смертью".
Все действительно так. Это именно перерождение, очищение огнем, переплавка. Упавший в лаву игрок тут же возрождается. Пусть почти голый, с пустым рюкзаком и несерьезным "шот-ганом" - игрушкой для юношей - но, как всякий юноша, горячий и азартный. Прошедший инициацию, стремительно мужающий и готовый на все.
Феликс - гражданам и организациям:
Вот поэтому все джентльмены делают Это. И даже некоторые леди из наиболее продвинутых. "Quake" - это страсть, это сильнее нас. "Quake", как любая другая страсть, требует жертв и почти ничего не дает взамен. Кроме сомнительных и краткосрочных удовольствий.
Поэтому играйте в "Quake"!
© Русский Журнал, 1998 | russ@russ.ru |