MPEG-4?.. Ну и что?..
![]()
Лекси F
delirica@mtu-net.ruПараноики-обозреватели, гонкуры сенсаций и погонщики жареных слонов что-то заговорили последнее время о MPEG за нумером 4 (а за ними - и все остальные), так что игнорировать сей факт, ясное дело, нормальному человеку сейчас уже как-то не "комильфо". Совсем нормальные люди (не озабоченные продвинутой мультимедийной продукцией) отреагируют просто - "а... ну... это следующая версия той фишки, которая дает файлы с расширением MP3, для их чтения, помнится, еще всякую дрянь инсталлировать приходилось... теперь новую дрянь будут заставлять ставить..."
Вообще создается впечатление, что MPEG у большинства ассоциируется в основном с компрессией звука, а не изображения. Даже видеопрофи работают не с MPEG, а с Motion JPEG (это разное!) кодировкой - но об этом как-нибудь в другой раз...
Так что начнем именно со звука - тем более, что это сразу прояснит путаницу в терминологии.
Самое знаменитое во всей этой истории - аудио!
С конца восьмидесятых группа товарищей, а именно Moving Pictures Experts Group (более известные как MPEG) была серьезно озабочена качественной компрессией звука в придачу к компрессии этих самых движущихся картинок (более известных, как кино), и вот немецкие дядьки с коллективной фамилией Фраунхофер (Fraunhofer Institute for Integrated Circuits, что в переводе на немецкий выглядит, как Fraunhofer IIS) выдали на гора пресловутый ISO/MPEG Audio алгоритм (ISO означает The International Organisation for Standardisation), и выдали его в трех вариантах, именуемых Layer-1, Layer-2 и Layer-3. Идея MPEG состояла в том, чтобы компрессировать нечто, строго исходя из человеческих особенностей восприятия оного (perceptual coding), и не беда, если кодировка потребует безумно сложных операций, - гораздо важнее обратный процесс (декодировку) сделать быстрой и легкой. Насчет сложности кодировки немецкие дядьки выложились на все сто - даже сегодня на 450-мегагерцовом PII фонограмма компрессируется до Layer-3 примерно столько же, сколько она длится, - и можно себе представить, как это было в те времена! Собственно, поэтому и были предложены Layer-1 и Layer-2 - они кодировали несколько быстрее при более скромных результатах и рекомендовались для "умеренных" (до 1:6) степеней компрессии. Ясное дело, что сейчас о них все забыли и пользуются только Layer-3 (пресловутый MP3), дающим практически не искаженное CD-качество при сжатии 1:12 (особо привередливые заказывают сжатие 1:6 - и тогда совсем неотличимо от оригинала...).
Все, выше сказанное, относится к стандарту ISO/MPEG-"просто", он же ISO/MPEG-1 (или совсем просто MPEG-1), официально одобренному и рекомендованному в 1993 году (его видеосторона - это простейшие компрессированные movies и Video-CD). Его последователь MPEG-2 разрабатывался с привлечением таких авторитетов, как AT&T, Sony и Dolby, и был провозглашен международным стандартом в апреле 1997-го. Он ориентирован на цифровое телевидение с много- (чаще всего с пяти-, для нужд Surround Sound) канальным аудио. Фигурирует же в нем на этот раз некий AAC (Advanced Audio Coding) - новый алгоритм от Fraunhofer на базе прославленного Layer-3, улучшенного до небывалых высот по всем параметрам. Теперь процедура настолько сложна, что современные компьютеры потеют над ней столь же долго, как их деды в середине девяностых над старым добрым MP3! Понятно, что до массового преобладания AAC еще далеко и еще дальше до торжества захватывающих дух идей Мпега Четвертого, о коих ниже.
...Но, может, и остальное на этот раз сложится?..
Итак, MPEG-3 был пропущен (точнее, брошен за ненадобностью - ничего особенного, кроме увеличения разрешения, в нем не планировалось). И наконец рекомый MPEG-4 обещает быть объявленным повсеместным стандартом Всея Multimedia уже в текущем году... Причем работы над его Версией-1 заморожены еще в октябре 1998-го в пользу работ сразу над Версией-2. Работа срочная, ибо Стандарт, закладываемый в основу производства товаров массового потребления, не должен так быстро устареть и лопнуть - несмотря на взрывное развитие современных мультимедийных средств... Я не буду подробно сравнивать MPEG-4 с его предшественниками (ибо налицо захват принципиально новых территорий), а опишу сразу все то, что нас ждет в будущем, если восторженное человечество в едином порыве поддержит всю эту икебану:
- формат обещает быть единым для трех источников и составных частей мультимедийной информации: broadcasting (теле/радиовещание), электронные сети, видео/аудиопродукция (диски);
- все это (включая TV) намерено быть максимально интерактивным; да и вообще по форме/подаче максимально приблизиться друг к другу;
- в видео присутствует не только растровая (пиксельная) графика, но и математическая (трехмерная), - и, разумеется, в одном флаконе (например, может быть фрактально описано только лицо человека или даже просто ссылка на соответствующую библиотеку лиц...);
- в аудио предусмотрены "синтетические" (читай: "синтезаторные") составляющие, специальная кодировка речи и/или синтез речи, а также подробные метки времени (не только для синхронизации, но и для виртуозного варьирования степени сжатия "в зависимости от ситуации");
- сами методы синтеза/анимации/прочего жестко не стандартизованы, стандартизуются лишь способы их описания (что оставляет место для всяких новшеств);
- все это реализуется через универсальный поток данных с универсальным протоколом (DMIF - Delivery Multimedia Integration Framework, напоминает протокол FTP); при декодировке выделяются отдельные потоки, подаваемые на отдельные устройства; возможно (если требуется) непосредственное взаимодействие устройств в ходе выполнения сценария;
- перцептуальная компрессия (см. выше) позволит получать качество от "приемлемого" до "телевизионного" (последнее касается видео, с аудио проблем нет) при битрейтах от 5 Kbit/s до 4 Mbit/s (то есть телевизионное качество - при полмега в секунду);
- уделено внимание и защите интеллектуальной собственности: любая информация снабжается соответствующими маркерами по "копирайту" и разработчикам софта/воспроизводящих устройств рекомендуется при случае (если нужно) пользоваться ими для отслеживания обращений к той или иной информации, ограничения доступа и проч.
Чем это грозит?.. Да ничем. В сетях доступ к информации контролируется (ее владельцами) испокон веков. Кабельное TV всегда было за отдельную плату. Из прочих ухищрений: на DVD, если не все в курсе, указывается одна из шести зон (диск, купленный в Японии, не будет играть в Европе...) - но как раз на пиратских-то DVD эта неприятность устранена: играют всюду! Так что стоит рассматривать данный пункт, как меру по успокоению нервных творческих лиц, вечно боящихся, что современные технологии позволят разворовать и бесплатно растиражировать их шедевры, только волю дай...
Признаки революционной ситуации...
...Во всем этом скорее отсутствуют, нежели присутствуют. Конечно, приятно, наконец, с удивлением обнаружить, что вся та профанация, давно называемая мультимедией, наконец-то, начинает обретать форму и размер, не разваливаясь по обыкновению на абсолютно не стыкуемые составные части, - не прошло и десяти лет, но мы знали, мы верили!.. Конечно, поддержат ли стандарт клепальщики телевизоров и киоскеры компакт-дисков - покажет история; ну, не этот - так следующий... И все же, пока слияние высококачественного аудио с низкокачественным видео идет своим ходом (уже продается DVD-Walkman с наушничками и откидным окуляром, дабы, гуляя по тротуару, одним глазом смотреть видео), мое внимание гораздо более привлек другой, скорее, опять же побочный продукт всего этого интегрированного великолепия. Фирма Diamond (очень ценимая в России за одиозные видеокарты) выпустила пару аудиоплееров (третий заявлен, но пока не продается) компрессированного аудио (типа MP3), ...не содержащих движущихся частей! Ибо все умещается на перезаписываемых FLASH ROM-карточках (40 MB вполне достаточно для эквивалента длины одного CD). При стартовой цене этого класса изделий всего $200... Представьте сами, что будет дальше... А я, воспользовавшись необходимой для размышлений паузой, откланяюсь.
Ссылки:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
© Русский Журнал, 1998 | ![]() |
russ@russ.ru |