Russian Journal winkoimacdos
4.03.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
NET-Культура архивпоискотзыв

MPEG-4?.. Ну и что?..

Лекси F.

Лекси F
delirica@mtu-net.ru

Параноики-обозреватели, гонкуры сенсаций и погонщики жареных слонов что-то заговорили последнее время о MPEG за нумером 4 (а за ними - и все остальные), так что игнорировать сей факт, ясное дело, нормальному человеку сейчас уже как-то не "комильфо". Совсем нормальные люди (не озабоченные продвинутой мультимедийной продукцией) отреагируют просто - "а... ну... это следующая версия той фишки, которая дает файлы с расширением MP3, для их чтения, помнится, еще всякую дрянь инсталлировать приходилось... теперь новую дрянь будут заставлять ставить..."

Вообще создается впечатление, что MPEG у большинства ассоциируется в основном с компрессией звука, а не изображения. Даже видеопрофи работают не с MPEG, а с Motion JPEG (это разное!) кодировкой - но об этом как-нибудь в другой раз...

Так что начнем именно со звука - тем более, что это сразу прояснит путаницу в терминологии.

Самое знаменитое во всей этой истории - аудио!

С конца восьмидесятых группа товарищей, а именно Moving Pictures Experts Group (более известные как MPEG) была серьезно озабочена качественной компрессией звука в придачу к компрессии этих самых движущихся картинок (более известных, как кино), и вот немецкие дядьки с коллективной фамилией Фраунхофер (Fraunhofer Institute for Integrated Circuits, что в переводе на немецкий выглядит, как Fraunhofer IIS) выдали на гора пресловутый ISO/MPEG Audio алгоритм (ISO означает The International Organisation for Standardisation), и выдали его в трех вариантах, именуемых Layer-1, Layer-2 и Layer-3. Идея MPEG состояла в том, чтобы компрессировать нечто, строго исходя из человеческих особенностей восприятия оного (perceptual coding), и не беда, если кодировка потребует безумно сложных операций, - гораздо важнее обратный процесс (декодировку) сделать быстрой и легкой. Насчет сложности кодировки немецкие дядьки выложились на все сто - даже сегодня на 450-мегагерцовом PII фонограмма компрессируется до Layer-3 примерно столько же, сколько она длится, - и можно себе представить, как это было в те времена! Собственно, поэтому и были предложены Layer-1 и Layer-2 - они кодировали несколько быстрее при более скромных результатах и рекомендовались для "умеренных" (до 1:6) степеней компрессии. Ясное дело, что сейчас о них все забыли и пользуются только Layer-3 (пресловутый MP3), дающим практически не искаженное CD-качество при сжатии 1:12 (особо привередливые заказывают сжатие 1:6 - и тогда совсем неотличимо от оригинала...).

Все, выше сказанное, относится к стандарту ISO/MPEG-"просто", он же ISO/MPEG-1 (или совсем просто MPEG-1), официально одобренному и рекомендованному в 1993 году (его видеосторона - это простейшие компрессированные movies и Video-CD). Его последователь MPEG-2 разрабатывался с привлечением таких авторитетов, как AT&T, Sony и Dolby, и был провозглашен международным стандартом в апреле 1997-го. Он ориентирован на цифровое телевидение с много- (чаще всего с пяти-, для нужд Surround Sound) канальным аудио. Фигурирует же в нем на этот раз некий AAC (Advanced Audio Coding) - новый алгоритм от Fraunhofer на базе прославленного Layer-3, улучшенного до небывалых высот по всем параметрам. Теперь процедура настолько сложна, что современные компьютеры потеют над ней столь же долго, как их деды в середине девяностых над старым добрым MP3! Понятно, что до массового преобладания AAC еще далеко и еще дальше до торжества захватывающих дух идей Мпега Четвертого, о коих ниже.

...Но, может, и остальное на этот раз сложится?..

Итак, MPEG-3 был пропущен (точнее, брошен за ненадобностью - ничего особенного, кроме увеличения разрешения, в нем не планировалось). И наконец рекомый MPEG-4 обещает быть объявленным повсеместным стандартом Всея Multimedia уже в текущем году... Причем работы над его Версией-1 заморожены еще в октябре 1998-го в пользу работ сразу над Версией-2. Работа срочная, ибо Стандарт, закладываемый в основу производства товаров массового потребления, не должен так быстро устареть и лопнуть - несмотря на взрывное развитие современных мультимедийных средств... Я не буду подробно сравнивать MPEG-4 с его предшественниками (ибо налицо захват принципиально новых территорий), а опишу сразу все то, что нас ждет в будущем, если восторженное человечество в едином порыве поддержит всю эту икебану:

Чем это грозит?.. Да ничем. В сетях доступ к информации контролируется (ее владельцами) испокон веков. Кабельное TV всегда было за отдельную плату. Из прочих ухищрений: на DVD, если не все в курсе, указывается одна из шести зон (диск, купленный в Японии, не будет играть в Европе...) - но как раз на пиратских-то DVD эта неприятность устранена: играют всюду! Так что стоит рассматривать данный пункт, как меру по успокоению нервных творческих лиц, вечно боящихся, что современные технологии позволят разворовать и бесплатно растиражировать их шедевры, только волю дай...

Признаки революционной ситуации...

...Во всем этом скорее отсутствуют, нежели присутствуют. Конечно, приятно, наконец, с удивлением обнаружить, что вся та профанация, давно называемая мультимедией, наконец-то, начинает обретать форму и размер, не разваливаясь по обыкновению на абсолютно не стыкуемые составные части, - не прошло и десяти лет, но мы знали, мы верили!.. Конечно, поддержат ли стандарт клепальщики телевизоров и киоскеры компакт-дисков - покажет история; ну, не этот - так следующий... И все же, пока слияние высококачественного аудио с низкокачественным видео идет своим ходом (уже продается DVD-Walkman с наушничками и откидным окуляром, дабы, гуляя по тротуару, одним глазом смотреть видео), мое внимание гораздо более привлек другой, скорее, опять же побочный продукт всего этого интегрированного великолепия. Фирма Diamond (очень ценимая в России за одиозные видеокарты) выпустила пару аудиоплееров (третий заявлен, но пока не продается) компрессированного аудио (типа MP3), ...не содержащих движущихся частей! Ибо все умещается на перезаписываемых FLASH ROM-карточках (40 MB вполне достаточно для эквивалента длины одного CD). При стартовой цене этого класса изделий всего $200... Представьте сами, что будет дальше... А я, воспользовавшись необходимой для размышлений паузой, откланяюсь.

Ссылки:


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru