Russian Journal winkoimacdos
11.06.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Сетевая жизнь архивпоискотзыв

Оцифрованный мир. Выпуск 5

Антон Носик
anton@cityline.ru

Решается судьба монополий

Вскоре после того, как окружной судья Томас Пенфилд Джексон назначил рассмотрение иска США против Microsoft на 8 сентября 1998 года, мишенью антимонопольных преследований со стороны американских властей стала калифорнийская корпорация Intel (www.intel.ru), контролирующая до 90% мирового рынка микропроцессоров. Федеральная комиссия США по торговле (FTC, www.ftc.gov) подала против Интела административный судебный иск, обвиняя корпорацию в использовании своих монопольных позиций на рынке процессоров для сведения счетов, подрыва бизнеса конкурентов и искусственного сдерживания перспективных технических разработок. В трех разных случаях, когда компании Digital, Compaq и Intergraph предъявляли корпорации Интел претензии в связи с нарушением каких-либо патентов, эта фирма закрывала обидчикам доступ к спецификациям процессоров Пентиум. Без такого доступа никакой американский компьютерный производитель долго протянуть не может; не приходится удивляться, что и Digital, и Compaq после таких "аргументов" отказались от всех своих претензий и заключили с Интелом мировую на его условиях. Фирма Intergraph (www.intergraph.com) проявила настойчивость и вчинила Интелу антимонопольный судебный иск, рассмотрение которого длится уже несколько месяцев. 10 апреля по этому иску было вынесено временное судебное постановление в пользу Intergraph. Суд признал действия Интела незаконными и обязал корпорацию предоставить истцу доступ ко всем спецификациям, которых тот затребовал. Попытка обжалования этого решения в апелляционном и окружном суде была безуспешной.

Цель иска, предъявленного Интелу Федеральной комиссией по торговле, - лишить корпорацию возможности силового давления на компьютерные фирмы. FTC добивается введения в судебном порядке постоянных ограничений на самоуправство Интела. В ответе корпорации (www.intel.com/pressroom) подтверждены все факты, изложенные в иске властей. По мнению руководства Интела, прекращение доступа сторонних фирм к жизненно важной для них технической документации - всего лишь реализация "законного права на охрану своей интеллектуальной собственности от покушений, угрожающих основам нашего микропроцессорного производства". Покушением в данном контексте является судебный иск о нарушении Интелом чужих авторских прав. В заявлении корпорации особо отмечается, что избирательное перекрывание кислорода тем или иным фирмам не наносит никакого вреда свободной конкуренции на компьютерном рынке и не противоречит антимонопольному законодательству.

Примечательное заявление по поводу исков против Microsoft и Интел сделал Майкл Делл, создатель и владелец одной из крупнейших американских компьютерных корпораций (www.dell.com). Он заявил:

Если бы у нас было сегодня десять различных операционных систем, мы бы не имели такого роста и наши компании не достигли бы такого успеха, какой наблюдаем сейчас.

В этой связи примечателен эксперимент, проведенный в начале июня Дэвидом Чаном, калифорнийским студентом и активистом общественной организации Consumer Project for Technology (www.essential.org). Он обзвонил фирменные магазины 12 американских компаний - производителей компьютерного оборудования (включая Gateway2000, Dell, Micron, IBM, Packard Bell, Hewlett Packard, Toshiba, NEC, Sony, Umax), задавая одни и те же вопросы: "Могу ли я приобрести у вас персональный компьютер класса Пентиум, но не покупать при этом операционную систему Microsoft Windows? Если я куплю Windows, и эта система меня не устроит - могу ли я вернуть ее в магазин и получить назад свои деньги?" На оба вопроса он получил 12 отрицательных ответов. Представители всех фирм, кроме IBM, мотивируя отказ продать компьютер без предустановленной на нем системы Windows, объясняли это положение наличием специального соглашения с Microsoft, по которому ставить на новые компьютеры клоны UNIX, OS/2, BeOS, Amiga OS или любую другую альтернативную операционную систему они не могут при всем желании.

Караул, грабят!

По сообщению агентства Интерфакс, до конца нынешнего года Госкомсвязи РФ планирует ввести "новый порядок взаиморасчетов между российскими телефонными компаниями и компаниями-провайдерами, предоставляющими доступ к сети Интернет". Для тех, кто еще не начал понимать по-индийски, уточняем, что "новый порядок взаиморасчетов" означает повышение действующих тарифов. То есть единовременное и резкое подорожание услуг телефонии, никак не предусмотренное бизнес-планами московских провайдеров и не сопровождаемое какими-либо изменениями качества этих самых услуг. Цель мероприятия - облегчить ту дополнительную нагрузку, которую пользователи Интернета создают (и могут создавать впредь) для морально устаревшей телефонной инфраструктуры в Москве. Очевидно, что если часть провайдеров из-за спецналога разорится, а другая часть вынуждена будет повысить тарифы телефонного доступа в Интернет из-за возросшей себестоимости, телефонную сеть удастся заметно разгрузить. Представители Госкомсвязи РФ утверждают, что деньги, полученные с провайдеров за счет введения спецналога, будут истрачены на модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры. Однако имеющиеся сведения о характере необходимой модернизации и о ее возможной стоимости заставляют в этом сильно усомниться. Опасения телефонистов, связанные с развитием Интернета, объясняются особенностями архитектуры московской телефонной сети. В силу этих особенностей одновременно пользоваться услугами МГТС могут лишь 20% абонентов этой сети. У остальных 80% абонентов в это время телефонная линия просто не будет работать. Такое ограничение связано с группировкой линий на уровне АТС, и для ликвидации этой проблемы необходима кардинальная замена оборудования на телефонных станциях. Речь идет о единовременной инвестиции стоимостью в несколько миллиардов долларов. Как объяснил замдиректора МГТС Семен Рабовский, выступая в правительстве Москвы, у столичного монополиста нет ни таких денег, ни возможности их привлечь извне. Трудно поверить, что Госкомсвязи РФ может добыть подобные суммы за счет спецналога на московских провайдеров. Даже если конфисковать все движимое и недвижимое имущество всех этих провайдеров и продать его на аукционе без учета амортизации, все равно такой суммы не наберется.

Единственный положительный аспект, связанный с этим известием, состоит в том, что спецналог на телефонный доступ в Интернет может дать необходимый толчок для развития рынка альтернативных средств подключения. Выделенные линии в жилые дома, ISDN/ADSL, радиомодемная связь, сотовый Интернет - слабая распространенность этих технологий в сегодняшних российских условиях связана прежде всего с их высокой ценой. Которая, в лучших традициях порочного круга, обусловлена штучностью подобного сервиса при наличии более дешевой и менее качественной телефонного доступа. Резкое удорожание услуг dialup неизбежно приведет к оттоку пользователей из этого сектора и повышению спроса на альтернативные варианты подключения. Что позволит сделать эти услуги массовыми, повысить рентабельность соответствующих провайдеров и снизить себестоимость для каждого отдельного пользователя.

Зато последнее постановление московских властей о лицензировании всей торговли кассетами и компакт-дисками в столице никакими косвенными выигрышами оправдать нельзя. Впрочем, никто и не пытается его оправдывать. Постановление принято, и теперь оно действует. С 15 июля нынешнего года в Москве запрещается торговать торговать кассетами и дисками без специального разрешения городских властей. Для получения такого разрешения необходимо представить в муниципалитет неслабую кипу справок и свидетельств, но главное - нужно заполнить декларацию, где будут указаны все наименования, находящиеся в данный момент на реализации. И не просто указаны...

В декларацию включаются сведения обо всех находящихся на реализации у заявителя наименованиях продукции с указанием всех произведений (сборников произведений) и материальной формы, в которой они выпущены, обладателей имущественных авторских (смежных) прав на произведения, их каталожные номера по каталогам владельцев авторских (смежных) прав и реквизитов прокатных удостоверений единого образца Госкино РФ на видеопродукцию

Если чиновникам не нравится лицо составителя декларации, его акцент или что-нибудь еще, то они могут перед выдачей разрешения назначить экспертизу. Стоимость которой ограничивается только их фантазией - платить за это удовольствие все равно придется заявителю.

Для проверки поступающих заявок на разрешения создается специальная Комиссия по проверке соответствия продаваемой видео- и аудиопродукции, компьютерных информационных носителей, лазерных и компакт дисков требованиям Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах". Смысл создания этого органа объяснить еще трудней, чем выговорить его название. Но эта комиссия наделяется полномочиями закрывать любую легальную торговую точку. А делается это все в целях упорядочения данного вида деятельности, защиты прав потребителей, предотвращения нарушений авторских прав, предотвращение распространения продукции низкого нравственно-этического содержания. Ликуй, московский потребитель. Никогда еще твоя нравственность и этика не была защищена столь надежно.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru