3.11.1997 |
Обращаясь к массовидной аудитории, ностальгун стоит перед выбором стиля, языка. Чем точнее будет его выбор, тем вернее воздействие. Но важно еще и не перегнуть палку. Иными словами - не отностальгировать аудиторию до полного истощения слезных желез. Требуется выстраивание дистанции между ностальгируемым и ностальгирующим. Таковую дистанцию и должен обозначить ностальгун. В некоторых случаях такую дистанцию можно назвать дистанцией хорошего тона или же дистанцией тактичности. То есть - сделанное с предельным цинизмом и в расчете на человеческие слабости должно приниматься за проявление смирения и доброты. В подобных аберрациях, кстати, и лежат корни нашей - массовой, не индивидуальной! - ностальгии. Которая по сути, по содержанию, по всему ей присущему есть ошибка: горе о горе, обман об обмане... Языком нынешним, годящимся для всех, можно назвать язык постмодернизма. Постмодерн - один из самых мощных языков нашего времени. С другими языками может получиться просчет. Как минимум, в языке постмодерна уже заключена дистанция и ирония - с одной стороны, а также тепло и спекуляция на якобы вечных ценностях - с другой. Использовать его проще и вернее с точки зрения результата. Не хотелось бы тыкать пальцем в кого-то конкретно: когда весь мир ностальгирует, так ли уж важно, кто ностальгун и кто ностальгист? Говорят, что постмодернизм эксплуатирует культурный фонд. Причем принципиально неважно, откуда (географически, временно и т.д.) этот фонд выбирается. Из какого пласта, облака, с какой нивы, из чьего сундука. Главное - чтобы откровенное паразитирование на культурной памяти, на памяти, впитанной с молоком матери, извлечение слов-фактов-событий из контекста прошлого позволило создать то, что можно будет перекомпоновать и подать на блюде. Постмодернистские конструкции принесены к нам ностальгунами оттуда, где постмодернизм зародился и оформился. Тут получается и вовсе самая любопытная штука. Рожденный сытым, закатным, старым европейским капитализмом постмодерн попадает в среду внекапиталистическую, посткоммунистическую, голодную, в среду восхода, но что восходит и каков будет свет нового светила - еще вопрос. Интересно - к какому результату приведет ностальгирующий постмодернизм? Одна из версий - к новой тоталитарности, к новому авторитаризму разгневанных потерями масс. Они уже не способны к восстанию, им - лень, им есть что терять, но их разум кипит возмущенно. Пардон - не разум, подкорка кипит, пригорает, спекается в плотную массу... Удивительно, но ностальгия - одно из самых приятных ощущений. Сердце щемит, дыхание перехватывает, на глаза навертываются слезы. Хочется обнять ближнего и поделиться с ним своими переживаниями. Хочется найти в нем отклик на ту же волну, которая выбила слезу из нас, такой же отклик. Или как минимум схожий. Ведь мы пребываем в плену заблуждения, что наши переживания и наши утраты, во-первых, важны и значимы, во-вторых, интересны кому-либо кроме нас, в-третьих, что и другие испытывают такие же ощущения. Правда, надо иметь в виду, что и ближние-дальние находятся в таком же плену. Посему - как спекается подкорка, так и ностальгирующие соединяются в полки-дивизии-армии. Смешение ностальгий сродни постмодернистскому смешению стилей. Чем постоянно пользуются ностальгуны. Они напоминают не о дорогих для нас событиях и ощущениях, происшедших в конкретное время, а о дорогом времени, наполненном усредненным салатом. Причем и время они размывают, избегая точных привязок. Но если забыть про обобщения и постмодернизм, если взглянуть внутрь себя, как не признать, что прошлое было прекрасно?! Что в нем все было добрым, даже злое, красивым - даже уродливое, знакомым - даже чужое. Что из этого прошлого и выросло настоящее. В котором злым видится доброе, уродливым красивое, чужим знакомое. Значит, где-то что-то треснуло, значит, нарушилась связь времен, значит, для ностальгии в ее истинно российском варианте действительно есть основание. И тогда задумываешься - что же мы потеряли? И понимаешь - Родину! А уж Родина у каждого - своя... |
В начало страницы Русский Журнал. 3.11.1997. Дмитрий Стахов. О ностальгирующих и ностальгии. http://www.russ.ru/journal/odna_8/97-11-03/stahov.htm Пишите нам: russ@russ.ru |