Русский Журнал
Win Письмо Mac
Содержание Unix
Dos
8.12.1997
Одна восьмая
Отзывы
С. Файбисович  Знаковость на пространстве одной шестой части суши
 



Упадок перед возрождением?

Устойчиво противоестественный характер здешнего государственного устройства, особенно в части его отношений с народом, проистекает от того, что всяческие катаклизмы и любая созидательная активность в области государственного строительства случаются тут ближе к концу года, когда природа готовится к зимнему отдыху. Всё вокруг, понимаешь, вот-вот накроется белым саваном и, как русский медведь, впадет в спячку, а в государстве Российском как раз начинается судьбоносный разгул, напоминающий времяпрепровождение медведя-шатуна: революции, конституции, перевороты.

В ту же злосчастную пору случились и Беловежские соглашения. Но их исторический пафос состоял, скорее, в заклании империи, зашедшей в исторический тупик, чем в созидании чего-то новенького, не виданного нормальными людьми. Так что в данном случае выбор времени подписания следует признать фенологически корректным. Также следует признать мифологически точным выбор места, поскольку пуща и по Далю, и по всеобщему разумению - непроходимый лес, а, стало быть, мероприятие в целом несколько напоминало подвиг Ивана Сусанина.

Однако, как теперь выясняется, похоронить империю с концами не удалось: над страной остались витать и плодиться ее духи. Сегодня их размножение идет столь успешно, что там и сям из них уже образуются энергетические уплотнения, грозящие вскорости образовать сплошное поле. Посему чуткая ко всему духовному и падкая до него здешняя власть опять прибирает к рукам и, выскользнувшее было, из-под нее искусство, и вновь насаждаемое православие. Неугомонные государственные длани снова чешутся подсунуть нам большую-большую (как они сами) Идею, которая бы, овладев нами, стала материальной силой и определила бы наше бытие как перманентно подмятое этой силой.

И всё же возникшее на рубеже девяностых ощущение, что мы начинаем дышать свежим воздухом, не было иллюзией, а было просто началом перехода (так зэки, выйдя на этап, вольны вдыхать свежий воздух и любоваться красотами природы) из духовитой большевистской коммуналки в не менее духовитую, как показало празднование юбилея столицы, державно-православно-народно-капиталистическую соборность. Разве что, в отличие от зэков, мы питали некоторые иллюзии в отношении дальнейших перспектив существования.

Тем не менее, время на свежем воздухе мы провели не без пользы и удовольствия. Так, с чувством глубокого и полного удовлетворения можно было наблюдать упадок культовости и знаковости прежней жизни. Ее перманентные месседжи перестали посылаться нам с плакатов и крыш домов, железнодорожных откосов, страниц газет и журналов, голубых экранов и радиоточек. Прежняя сакральность отступала в темпах, даже опережающих темпы спада промышленного производства, - в общем, экология решительно улучшалась во всех стихиях.

 

Одновременно, в обратной исторической перспективе стала все отчетливей проявляться шаманско-тотемная природа советской религии с ее поклонением не только текстовкам, не только идолам мертвых и живых вождей, но и целым территориям, местам, местечкам и даже народнохозяйственным объектам различного профиля. Так, мы жили на "Священной земле, политой кровью отцов", в "Колыбели Революции", в "столицах братских союзных республик" или просто в "городах и весях", работали на "флагманах советской индустрии" (во "флагманах советской науки, культуры"), отдыхали во "всесоюзных здравницах" и "кузницах здоровья".

На сегодняшний день эта прежняя тотальная знаковость сохранилась во фрагментарном и весьма ущербном виде. Однако в момент, когда на нас накатывает волна новой "большой идеи" (только уже не интернациональной, а национальной), представляется небезынтересным оглядеть постсоветский ландшафт перед его новым затоплением. Например, чтобы запомнить, как выглядит наша родина, не отягощенная мессианскими позывами (так, на всякий случай); или чтобы легче опознать старых знакомых: советские очаги и коды знаковости, которым суждено всплыть на поверхность и включиться в новый ландшафт.

Заметное понижение прежнего уровня иерархизма и знаковости в сегодняшней жизни можно рассматривать как следствие ее либерализации или ее приобщения к постмодернистскому дискурсу или, наоборот, как следствие наступления новых иерархий; как результат крушения СССР или суверенизации регионов нового государственного образования - России. Эти и многие другие причины работали и работают в разнообразных сочетаниях, сообщая процессу полнокровность и одновременно прихотливость.

И все же физическое дробление прежде единой территории и населения уже само по себе означало по меньшей мере снижение общего фона знаковости, смену формы ее существования с тотальной на дискретную. А сопутствующие распаду социально-политические и культурные метаморфозы продолжили "на местах" работу с фрагментами расползшейся по пограничным швам знаковости.

Если взглянуть на ситуацию с точки зрения российского гражданина (а взгляд с точки зрения граждан других новообразований нам недоступен), станет очевиден, например, катастрофический убыток знаковых мест отдыха трудящихся - уже упомянутых "всесоюзных здравниц". В этом качестве потеряны прибалтийское побережье, черноморские курорты Грузии, Крым, Приднестровье, Закарпатье. К тому же традиционные места отдыха, оказавшись за новыми границами, стали зачастую менее доступны, чем курорты за бывшим "железным занавесом" (не говоря уже о разнице в уровне комфорта). И уж в любом случае нынешний российский человек проходит по аллеям и дорожкам бывших "здравниц" и оголяет свое тело на их пляжах уже не как хозяин, а за хорошие деньги.

Многочисленные памятники и монументы, посвященные "Дружбе народов", ввиду сегодняшних реалий стали объектами ностальгии или юмористических упражнений - в лучшем случае. А ВДНХ - постоянная представительная экспозиция легендарной дружбы (символической квинтэссенцией которой был, в свою очередь, фонтан "Дружба народов" со стоящими в круг золочеными аллегориями "братских республик"), превратилась, очередной раз поменяв название, из капища в торжище, то есть трансформировалась из явления духовного в материальное (впрочем, черт ее знает: может, призраки и привидения, сиречь духи, по ночам возвращают ей духовность?).

Пожалуй, самая представительная группа союзных знаковых мест была связана с отправлением различных культов, возникших вследствие мифологизации истории. Естественно, сегодняшнее прозябание или изменение знака знаковости таких объектов происходит ввиду ревизии советских легенд и мифов как новыми государственными образованиями, так и в сознании людей.

Святые места Октябрьской революции и ее вождей оказались приватизированными одной из политических сил и из мест "всенародного поклонения" превратились в род "красных комнат" или даже явочных квартир. После выхода в тираж (в известное время) объектов культа Сталина теперь отправлены на пенсию места ленинского и вообще революционного культа, и сегодня, можно сказать, одни пенсионеры поклоняются другим. Без многотысячного людского хвоста, перманентно заворачивающего с Красной площади в Александровский сад, без наследников дела Ленина, лезущих по весне и осени на трибуну уступчатой пирамидки, мавзолей, даже при наличии начинки - всего лишь памятник русской архитектуры и истории. Да и Красная площадь в целом потеряла свою харизму - ее планетоподобную покатость больше не утюжит бронетехника, раз за разом метафорически покоряя землю, то есть осуществляя мечту вождя Мировой революции, лежащего в подтрибунном пространстве.

 

Пожалуй, только для России, признавшей себя правопреемницей СССР, Великая Отечественная война советского народа в полной мере осталась ее войной: все прочие бывшие составляющие Союза-победителя в разной степени дистанцируются от такого подхода к общему боевому прошлому. Последнее обстоятельство само по себе предопределяет упадок значимости святых мест войны. Да к тому же еще Ленинград со Сталинградом - супергероические русские города, оставшиеся у России после развала Союза, изменили свои названия, и если визуально они ясно различимы как объекты поклонения, то вербально - не вполне.

Советское культурное сознание можно определить как в целом резервационное, зазаборное по отношению к Западу, а пришедшее ему на смену постсоветское (его либеральную ипостась) - как провинциальное. При этом внутрироссийские отношения провинции к метрополии (Москве) эволюционировали в прямо противоположном направлении.

"Это наш проспект Буденного - все равно что ваша улица Горького; это магазин "Смена" - как у вас "Детский мир", - объяснял мне где-то в начале 70-х во время экскурсии по Ростову-на-Дону мой тамошний родственник. То есть все точки отсчета по определению находились в главном городе страны. Они же являлись образцами для подражания: вспомним хотя бы, как Инна Чурикова в роли председателя горсовета некоего обл. центра Поволжья в фильме "Прошу слова" обмеряла тряпочным портновским сантиметром детали конструкции Крымского моста - ее заветной мечтой было построить такой же мост в своем городе. По всем крупным и средним городам России строились практически одинаковые жилые дома, гостиницы, обкомы-горкомы и т.д. Эта практика убийственного однообразия предопределялась не только строго централизованным характером государственного и экономического устройства, но и социально-психологической невозможностью уйти сколько-нибудь далеко от предлагаемых столицей эталонов. Старательно воспроизводилась и топонимика: проспекты Маркса и Ленина, улицы Горького и Пушкина, площади Свердлова и Дзержинского. Все места и местечки, вплоть до центральных усадеб колхозов и дачных кооперативов, участвовали как могли в идеологически выдержанной репродукции примерно одной и той же топонимической схемы.

Сегодняшняя провинция отчасти игнорирует столичную знаковость и стремится создать свою собственную, отчасти пытается апроприировать еще недавно священные прерогативы. Так из надписи на коробке производства череповецкой спичечной фабрики выяснилось, что Череповец - порт пяти морей, а по ярославскому телевидению сообщили, что их родной древний город - порт аж шести водоемов такого класса.

Новый алгоритм отношений, зародившийся в период парада суверенитетов, может принимать в нынешней ситуации форму удельно-княжеского противостояния или более-менее здорового федерализма, но в любом случае несет в себе зародыш множественности социокультурных космогоний. На место единой, светившей на местах отраженным светом союзной знаковости заступает дискретная, предполагающая в каждом случае свой собственный излучатель. Не случайно, например, постепенно затихли разговоры о пресловутом "Золотом кольце России", которые были средоточием русской патриотической тематики в официальной советской культуре. Дело даже не в том, что Москва по определению являлась самым большим и наиболее драгоценным украшением этого кольца. Сегодняшнему внемосковскому сознанию претит всякая зацикленность России на Москве, принимает ли она форму золотого кольца или концентрических колец, испускавшихся Шуховской башней в заставке программы "Время", или связана с необходимостью ездить в стольный град за колбасой: то обстоятельство, что кто-то подружился с кем-то именно в Москве ("Друга я никогда не забуду, если..."), больше не является достаточным условием вечности такой дружбы. Новое сознание отвергает господство Москвы, выдавливает из себя по капле ее раба. Поэтому у России и нет больше золотого кольца - она в разводе со своей столицей.

 

При строго унитарном (не конституционном, а фактическом) устройстве советского, а до него российского государства вполне экзотичной с точки зрения логики государственного строительства выглядела его двустоличность. Сей феномен являлся скорее порождением иррациональности здешней жизни - неструктурированности сознания и быта, когда в голове и вокруг все отчасти перепутано, отчасти алкоголически двоится, метафизировано и мерцает.

Отсюда и колебательное движение столичного статуса (от одного города к другому и обратно), и перманентная неполнота властных функций. И "порфироносная вдова", и "Петра творенье", теряя формальное первенство, сохраняли часть атрибутов главного города страны. Так Москва, сменив корону на порфиру, осталась православной альма-матер - "сердцем всей Руси Святой", а Питер, вернув корону Москве, остался самым красивым и культурным. В обоих случаях паритет величия был подкреплен тем, что если в дореволюционной России во главе с Питером главная ставка в спасении мира (основном занятии нашей страны) делалась на святость, средоточием которой была Москва, то советская интеллигентская духовность уповала в этом деле на красоту, признанным (воспетым Пушкиным) воплощением которой являлась отставная столица.

Однако сегодня между двумя городами складывается новый узор отношений и его особенностью является противостояние непреходящей красоты града Петрова реанимируемой московской святости. При том кардинальном отличии нынешней ситуации от предыдущих, что и спасение мира святостью вновь стало во главу здешнего угла, и Москва сохранила статус столицы.

Не стоит также забывать, что столичная знаковость советской Москвы - "кипучего, могучего, никем непобедимого сердца Родины", дополнительно уравновешивалась питерскими статусами "колыбели Революции" и самого героического города Отечественной войны. Однако сегодня крейсер "Аврора", Смольный и Зимний дворцы перестали быть святыми местами, да и "колыбельность" в целом обзавелась обратным знаком. Что касается памяти войны, то и здесь Москва небезуспешно выдирает из рук северного конкурента пальмовую ветвь первенства, сооружая грандиозные монументы победы и устраивая пышные празднования ее юбилеев.

В общем, извечная двусмысленность в отношениях двух самых знаковых городов страны на наших глазах преодолевается - их давний спор решается в пользу Москвы. Как признак структурирования сознания этот результат радует. Однако в случае дальнейшей гуманизации жизни Москве бы тоже пришлось понемногу расставаться со своей не только прежней, но и новоявленной идеологической знаковостью.


P. S. Если награждение культовой значимостью различных мест и точек инициировалось сверху, то советский народ по-своему, доступными способами ставил знаки качества на предлагаемые к поклонению объекты. Одним из знаков такого рода (наряду, скажем, с испещрением сакрально заряженных поверхностей надписями типа "Здесь были Коля и Константин") - наградой "снизу" - являлись экскременты. Коричневые кучи и кучки служили брутальным свидетельством общественной притягательности конкретного объекта - его лейблом, поскольку наглядно демонстрировали желание простого человека отпраздновать свое пребывание в нем, приобщиться месту через очищение.

Во многих случаях эти акции легко считывались также в победительном, характерном для здешнего менталитета, контексте - испражнение как демократичный, приватный аналог водружения красного знамени на всём покоренном (Максим Горький упоминает о малахитовых вазах Зимнего дворца, наполненных еще на ранней заре советского века калом солдат и матросов после победного штурма). Смотровая площадка Исаакиевского собора и палуба "Авроры"; экскурсионные мекки Крыма - Сапун-гора и Судакская крепость (верхние точки и всевозможные возвышения пользовались особым предпочтением) - любой неохраняемый (а иногда и охраняемый) знаковый объект был обильно мечен таким образом. То есть можно было говорить о загаженности как об индикации значимости.

Думается, в наше время и в обозримом будущем экскременты обречены на ту же роль - отмечать возникновение новых российских знаковых мест вместо отживших или пришедших в упадок союзных. Хотя, конечно, хотелось бы надеяться на постепенное уменьшение загаженности знаковых, как, впрочем, и всех остальных, мест - как в связи с понижением всеобщей знаковости, так и в связи с наметившимся убыванием хамства в окружающей жизни.




В начало страницы
Русский Журнал. 8.12.1997.
С. Файбисович. Знаковость на пространстве одной шестой части суши
http://www.russ.ru/journal/odna_8/97-12-08/faibis.htm
Пишите нам: russ@russ.ru