Russian Journal winkoimacdos
5.08.1998
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
1/8 мира архивпоискотзыв

О высоком

Александр Верников. Игорь Воробьев

В России, территориально занимающей огромную - 1/8 - часть суши планеты и при этом печально известной своим халатно-наплевательским и "завоевательным", по сути же преступным отношением к природным ресурсам, наш город Екатеринбург - еще в бытность советским Свердловском - был единственным во всей такой стране местом, где проблемами взаимоотношений Человека и Природы люди занимались профессионально - в Институте экологии Академии наук. И в этом можно усмотреть как мрачную иронию то ли Судьбы, то ли Высших Государственных Властей, так и многозначительный и многообещающий символ: именно в Свердловске-Екатеринбурге, прямо в центре самого индустриального региона страны, по соседству с промышленными монстрами Уралмашем, Химмашем, Верх-Исетским металлургическим заводом и для противостояния им должно было возникнуть такое учреждение, как Институт экологии.

Однако наличие в городе ботанического сада-дендрария при этом институте и еще пары дендропарков не создает достаточного противовеса той промышленно-транспортной массе, которая буквально давит на нас, жителей, давит ежесекундно. Отсутствует фокус, решающая точка над i, которая тотчас бы давала и самим жителям, и гостям города понять, что именно здесь, как нигде в целой гигантской стране, вопросы сохранения и спасения Природы человеком от себя же самого подняты на профессиональный и, по определению, высокий уровень.

И это при том, что такая точка - вернее, площадка, плацдарм для постановки такой точки в городе давно имеется и пустует, ожидая своего часа и единственно правильного применения.

Речь, естественно, идет о недостроенной, так называемой "новой", уже восемь лет возвышающейся над городом телебашне. Это потрясающее, единственное в своем роде и видное из любого места города сооружение рук человеческих в настоящий момент никому не принадлежит, и ни одна организация не желает заявить на него права или приобрести в собственность. У Министерства связи России нет средств на завершение строительства объекта именно как телебашни. Кроме того, сегодняшнее спутниковое телевидение сделало ненужным плотноматериальное передающее устройство, растущее точно гигантский восклицательный знак из земли. У других же ведомств нет желания начать переоборудование уникального бетонного ретранслятора в нечто другое, пригодное для цивилизованного, приносящего пользу и прибыль использования - ибо это, по предварительным расчетам, потребует также огромных денежных вложений. Нынче недостроенная телевышка возвышается над изрядно обновленным и значительно реставрированным в дореволюционном направлении городом главным образом - если не единственно - в качестве памятника раннеперестроечной эпохе и символа пути и судеб самого горбачевского детища. Что же касается использования, то облюбован этот символический памятник профессиональными скалолазами, так называемыми бейсерами - прыгунами с парашютом с высотных урбанистических объектов - и особо изощренными самоубийцами. Иначе вряд ли и могло сложиться при существующем положении, а точнее состоянии (ибо башня все-таки стоит вертикально и очень прочно) такого объекта: человек, в особенности житель современного большого города, просто не может потерпеть неутилитарного, ничейного, находящегося буквально между небом и землей предмета, да при этом столь циклопического размера. Его совершенно необходимо одеть смыслом или смыслами, уснастить значениями, обосновать (раз из-за дороговизны и прочих проблем его невозможно демонтировать или уничтожить вовсе) - чтобы не привлекал слишком большого внимания, не мозолил глаза, не занимал мысли, не отрывал от более насущного и, в конце концов, не тревожил опасениями, что из-за неиспользования "по назначению" и в отсутствие присмотра-охраны он способен взять и рухнуть на стоящие внизу дома. Этой же спасительной цели, кстати, служил и стихийный "фаллический" фольклор, переживавший свой расцвет в пору возведения башни, которая благодаря редкой технологии "подвижных лесов" буквально росла и восставала на глазах людей как известно что.

С учетом ситуации, сложившейся вокруг недостроенной телевышки в центре города, группа экологически настроенных интеллектуалов совместно с екатеринбургским информационным агентством Релиз предлагают к осуществлению проект под названием "На севере диком стоит одиноко...".

Проект, как следует из названия, призван связать природу, поэзию, архитектуру и технику-технологию в едином экологическом устремлении на основе, а точнее, на вершине недостроенной телебашни, которая перейдет во вполне конкретное состояние пьедестала самому высокому в России (а вероятно, и в мире) памятнику Живой Природе, воздвигнутому при помощи рук человека.

Переложение Лермонтовым стихотворения немецкого поэта Гейне, давшее название предлагаемому проекту, является более истинным высказыванием с точки зрения природной правды: "стоять одиноко на голой вершине" может именно и только сосна, с ее мощнейшей корневой системой и гибким, устойчивым к ветрам стволом, но отнюдь не ель/пихта (Fichtbaum), как написано в немецком оригинале...

Итак, по завершении этого небольшого, но совершенно необходимого предварения, - сам проект.

После консультаций с сотрудниками Института экологии и по их совету выбирается (выкапывается с корнем и прилегающим участком "родной" почвы) взрослая, но не слишком высокая сосна - либо корабельная, либо "кривая", - и при помощи вертолета и высотно-монтажных нехитрых операций поднимается на высоту пустующей верхней площадки телебашни и высаживается там в специальный, больших размеров металлический или железобетонный короб с землей - чтобы мощные корни сосны не начали взламывать и разрушать бетон самой башни. Для подстраховки и создания дополнительной устойчивости против верховых ветров ствол дерева может быть укреплен тросами-растяжками. К установке, т. е., иначе, к высадке сосны могут быть привлечены екатеринбургские альпинисты - едва ли не лучшие в стране, имеющие опыт неоднократного восхождения на Эверест.

Финансовые затраты на осуществление проекта скорее всего не превысят нескольких тысяч долларов США (найм вертолета + оплата услуг монтажников, сварщиков, ученых-экологов/ботаников/почвоведов и, возможно, скалолазов). Если проект будет реализован, то понадобится и постоянный смотритель-"садовник-лесник", который с известной регулярностью должен подниматься на "пьедестал" для осмотра живого памятника. Со временем, вероятно, потребуется и установка внутреннего подъемника для туристов, которые, конечно, захотят познакомиться с этой уникальной достопримечательностью поближе ( что даст им также возможность обозреть весь город из-под сени "чудо-Дерева" и одновременно с "высоты птичьего полета").

"Непосвященным" будет неясно - выросло ли такое дерево на бетоне башни само, из семени занесенного ветром или птицами, или оно было намеренно высажено; таким образом, оппозиция Человек-Природа будет в большой степени снята. Даже для тех, кому известна история создающегося памятника, будет весьма трудно окончательно решить - "кто" же, собственно, воздвиг такое: сам Человек или сама Природа.

Неувядающая ароматическая хвоя и живая древесина дерева, помещенная на место металлической мачты, призванной вылавливать из эфира и передавать далее телесигналы, "сделает" в людском восприятии сосну "живой антенной", транслирующей суггестивно-благотворного диапазона.

Замена "флага на башне" - стойкого стереотипа, связанного с высотными сооружениями - на зелень сосновой кроны станет легко "прочитываться" как очень внушительное знамя зеленых.

Будущий памятник, не в пример всем прочим монументам, воздвигнутым людьми другим людям, станет жить с птицами в самом себе - хотя, конечно, редкая птица долетит и до средины такого сооружения.

С появлением дерева на вершине бетонного столпа, который своей зеленохвойной главою вознесется гораздо выше Александрийского столпа) уже упоминавшийся выше "фаллический" фольклор даст реальный результат: бесплодная прежде дылда станет регулярно осеменять город с высоты сосновыми семенами.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru