Russian Journal winkoimacdos
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискстатья

Письмо с Синая

Марина Павловская

Уважаемый читатель! Вы можете вступить в полемику с автором этой статьи, написать о ней , который будет опубликован на этой странице.

Сергею Летову: "Русский журнал", едва появившись, определил себя как "место, где все, включая иностранцев, говорят по-русски". Вот и все.

12.2.99 14:29
Визель


Не понимаю, из-за чего сыр-бор.
Интеллигентная дама, любительница изящной словесности, съездила отдохнуть в Египет, её повозили немножко на автобусе по пустыне, потом позанимали дайвингом. Последнее ей очень понравилось, она хочет поплавать еще. И все! Обычный туристский набор. Но поскольку она, судя по фамилии, не очень далеко отстоит от главного редактора РУСС.РУ, её впечатления сочли возможным опубликовать и тем самым, я полагаю, заложить еще один небольшой кирпичик в будущую поездку.
Абзац же, вызывавший такую бурю возмущения, - об отсутствующем-присутствующем кремешке - можно было сочинить не выходя из московской квартиры (где, я полагаю, он и был сочинен). Вовсе незачем было ради этого громоздить скалы на динозавров и динозавров на скалы.

12.2.99 11:10
Lorenzo
Москва.


Поразительно, что люди могут наворотить, едва в них проснется доморощенный критик! Вслед за достаточно интересными путевыми заметками, описывающими ЛИЧНЫЕ переживания автора, полилось все: от "гормональной" восторженности до жидо-масонского заговора. Дамы и господа, успокойтесь, остыньте! Если вы хотите высказать свою точку зрения на волнующие ВАС проблемы, будь то сермяжная правда лапотничества, романтика бродяжничества или утонченное салонное жеманничество, если вас одолело графоманство, - пишите, и вас где-нибудь да опубликуют. Совершенно незачем загружать полосы одного из лучших в настоящее время русских ежедневных сетевых изданий отзывами (суть комментариями), которые таковыми на деле не являются. И незачем хвататься, как за соломинку, за однажды промелькнувшее у, надо заметить, несколько экзальтированного автора словосочетание, чтобы раздуть дискуссию по, пардон, чешещемуся у вас где-то вопросу. Вспомните незабвенного Виктора Степановича и чешите в другом месте!

11.2.99 18:18
Антон
С.-Петербург, Россия.


Забыл определение. Следует читать: "неизменно и давно уважаемого мной Летова"

8.2.99 19:50
Р_Л


Никто не заметил трогательно-детского момента в постинге Летова - его окончания. Будете гадости говорить, не буду вашу аналитику читать. И пусть мне хуже будет. Буууу...
Я вот только не обнаружил в статье антирусских высказываний. Да и вообще мало чего в ней обнаружил.

8.2.99 19:42
Р_Л


Всем, кто не желает оставаться - прощайте. Прощайте, нелюбимые, поруганные,
родные. С вами было нехорошо, и без вас худо будет, так что не жалейте,
обойдемся сами. Здесь наш холод, наш снег, наша печаль. И ветер, ветер,
несущий странную вашу музыку. Спасибо за песни, мы плачем над ними, как
плакали вы. Мы сочувственны друг другу, как скрипка сочувственна конскому
волосу. Сердце сжимается от вашего голоса, бархатным комом несущегося над
пустеющей равниной, и вслед за ним картавится и наш дикий степной
заплаканный рот. Бросайте нас, не беспокойтесь, мы будем хорошими учениками,
мы все переиначим, все вывернем наизнанку, как уже было не раз. Жизнь
продолжится дальше, пока в суете не остановимся будто вкопанные по седьмой
позвонок, разглядывая совместные воспоминания.
Воспомнимся. Каждый о своем. Напрасно вы берегли ваших женщин, мы и о них
воспомнимся. Нешто и мы не видели непроницаемое? Будто нам не припомнится
тайная печальная точка, едва не утонувшая в бездонных карих очах. Что там:
неизлечимое, или так, привиделось? Или, как вы пишете - вечная историческая
скорбь по утерянному песчаному месту, по двум злосчастным исходам, по тайным
заповедным указаниям, спасаемым в темных трюмах сухопутного ковчега. Вряд
ли. Держите крепче весла. Не то подумали, не то решите и сделаете. Ибо море
ваше теплое - мертво, а темный бездонный взгляд исполнен вечного
физиологического рабства и духовной свободы. Любили и мы вас, любили и
убивали. Кто же виноват, другие пришли бы, и тем досталось. Мы и сами здесь
недавно. Правда, неизвестно, откуда пришли, не пересказано, не записано. Так
прилепитесь пока что поближе, поднимите воротники, к утру Авось
распогодится, тогда и уходите. Подвигайтесь, у костерка погреетесь. Вы же
его и развели. Правда, и мы подбрасывали дровишек да ворошили для кислороду.
А развели вы. Ибо вы сказали: не плоское, но кривое, связанное - раздельно,
а пустое наполнено. Отчего от вас один кривой нос да мокрые губы остались?

Прощайте, уходящие вослед изгнанным. Прощайте нас, как простили те, чьих
имен стеснялись мы. Нет больнее, чем искать землю с погостом, обещавши не
выносить сор из хижин. Нет страшнее доли пророков отечества за рубежами. Да
и где они, рубежи? Не вы ли поклонялись пустому пространству, пренебрегая
отчизной ради космического. Где же теперь ваша спальня, граждане вселенной.
Или не время еще собирать ночные горшки? Или здесь не хватало места? Вон
куда границу задвинули, глядишь, и нечем измерить будет, чем не космос? Так
нет же, вы и жен ваших, и детей снова на малое поселение. Знаем, знаем, как
из малого большее произрастает, знаем и то, что затем последует. Ибо мы
теперь разделим ваше наследство.

Хорошо у костра, да спина стынет. Потерпите, не отворачивайтесь, мы в глаза
вам посмотрим. Нам ждать дальше некого. Вы побывали, а других и нету. И
через золотые ворота не придет к нам никто, ибо все врата не истинны, да и
те порушены. А те, что остались, вовнутрь открываются. Пусть смеется не
видавший снега, пусть обрадуется. Но не лучше ли быть ограбленным, чем
взаперти?

Темно-то как. Что там вверху, искры, звезды или идея - не понять. Объяснить
можно, а душа не приемлет. На виду и мы одним заменяем многое. Спасибо,
научили. Мир - Богом, деревья - лесом, колоски - полем, а человеков -
населением. Все, как положено снаружи: возвели храмы чечевичные, десять
заповедей выучили, воде поклоняемся. То снаружи, но внутри что же? Храмов-то
настроили, а в кармане фигура особая, Авось называется. Он, Авось, и есть
наш Бог всемогущий, квантово-механический. Прощайте великодушно за
мудреность нашу дремучую, за веру нашу неказистую, а в душе другого не
имеем. Он один нам помощник, мы с этим Авосем к звездам поднялись, да там и
потухли, как те искры костровые. Так что если у вас где пыль или сажа с неба
опустятся, знайте - мы к вам приходим.
Скоро утро. Оно здесь долгое, протяжное, потому что от Полярной звезды у нас
шея болит. Век восходит, полвека стоит. Прощайтесь потихоньку с кем поближе,
вещи собирайте, а картину оставьте. Ту, где женщина с сюртуком на пару в
небе летят. У нас сердце на них смотреть ноет, беспокоимся, как они там над
крышами, не прохладно ли под облаками, не застудятся ли у нее колешки? Мы ее
телогрейкой прикроем, пусть в тепле полетают, на наше горестное сочувствие
подивятся. Мы все приемлем, все объять сможем, ведь нам чужого жалко, а свое
не храним.

Вот и все, не плачьте напоследок, светает. Присядем на дорожку, выпьем на
посошок, поцелуемся. Будьте счастливы, живите мирно, чужого не занимайте,
нас не вспоминайте. А то, может, к празднику открыточку с пальмами
черканете? Да и того не надо, одно беспокойство и ущерб, да и какие теперь у
нас праздники? В общем, простите, если что не так сказали, зла не держите
долго, езжайте с Богом, солнце вам в спину.


5.2.99 14:23
В.М.
http://xray.sai.msu.su/~lipunov/text/khlum.html


Господин Летов, я бесконечно Вам благодарен за письмо! Кто-то однажды должен был поставить редакцию журнала в известность, что название обязывает. Либо оно было избрано благозвучия ради, либо по смыслу, и в обоих случаях за выбор нужно нести ответственность.
Я верю Вашему заявлению, что Вы--не антисемит, но я также убежден, что назвавшись "Русским", журнал взял на себя обязательства быть выразителем именно тех чувств, которые Вы с таким достоинством выразили в письме.
Обычно редакции либо открещиваются от материалов стандартным петитом "редакция не несет ответственности за взгляды авторов", либо защищает СВОИХ авторов (и тем самым их взгляды) от нападок читателей. Оставив Ваше письмо без ответа, редакция, на мой взгляд, поступила недостойно по отношению и к Вам, и к г-же Павловской. В русском языке есть два слова, описывающих подобную модель поведения: "трусость" и "подлость"--пусть они сами выберут, какое им больше подходит.
Что собственно до Ваших аргументов, я могу Вам только пособолезновать. Если вспомнить, кто из русских классиков и что писал о разных свойствах русского народа, прийдется отказаться от Чехова, Толстого, (страшно вымолвить!) Пушкина... Немцам вообще не следует переводить и читать русскую классику (один Лесков чего только о них не наговорил!), евреям--Гоголя и..., похоже, всех, кроме Л.Н.Толстого и Короленко; американцам--Маяковского, Горького, Ильфа.
Но это так, ремарка в сторону. Главное, Вы им точно указали направление на кузов, где груздю место, и за это Вам огромное еврейское спасибо.

2.2.99 3:16
Марк Печерский


Уважаемый Русский Журнал!
Я являюсь подписчиком вашей "Аналитики". С удивлением прочел заметки Марины Павловской с уничижительными для русских сравнениями с евреями. Это несколько странно. В каком аспекте Вы "русский журнал", если публикуете такого рода материалы? Не вводите в заблуждение -переименуйтесь в Еврейский Журнал, к чему такого рода маскировка? Если Вы претендуете на равноправие точек зрения, то публикуйте и патриотические материалы, а не только русофобские. Неужели не понятно,что заметками Марины Павловской Вы только вызываете анти-еврейские настроения среди читателей-неевреев? Я себя к антисемитам не отношу. Если бы я был таковым, то Московская Хоральная Синагога не приглашала меня играть к себе на Хунуку (я -музыкант), да и армяно-еврейский журнал "Ной" на приглашал бы выступать на свои мероприятия, посвященные Холокосту или их собственному юбилею. Мне кажется, следует соблюдать хоть какое-то равновестие в публикациях и хотя бы видимость политкорректности по отношению к русским, как бы Вы их не ненавидели и не презирали. Ведь значительна часть Ваших подписчиков все же русские. Такого рода провокационные статьи читать неприятно, видимо это заставит меня отказаться от подписки "Аналитика".

Serguei Letov
e-mail:letov@jazz.ru
http://www.screen.ru/letov
http://www.jazz.ru/pages/letov

29.1.99 14:22
Serguei Letov


Да, я знаком с автором очерка. Но к оценке написаного это отношения не имеет; глупая, скучная статья есть глупая, скучная статья, есть глупая, скучна статья, даже если ее написал бы самый близкий мне человек на свете.
Поверьте мне на слово, я не ставил себе целью оскорбить или обидеть Вас лично, и если у Вас создалось противоположное впечатление, я прошу прощения.
Но высказаный Вами взгляд действительно диаметрален моему. Мне не раз приходилось встречать в путешествиях бывалых людей, бывалых без каких-либо кавычек, прошедших огонь, воду, прорубавших тропу в джунглях, пересиживавших в канавах торнадо, итд. Среди них встречались люди с хорошим глазом, острым умом, иногда достаточно образованые, чтобы отдавать себе отчет, ЧТО они видят и почему они видят то, что видят. Но процент умных среди бывалых не больше, чем в любом среднем человеческом сообществе, и смысл моего контраргумента состоял в том, что бывалость, трудности, близость к природе, цивилизации, где в настоящий момент находится бывалый имярек, знание языка или змеиных повадок--НЕ ПРИБАВЛЯЮТ ни ума, ни умения описывать увиденное, ни наблюдательности, короче, ни-че-го.
Не так давно, в одной из стран Юго-Восточной Азии я случайно разговорился с молодой англичанкой, только что из большого путешествия по Вьетнаму. Ее взгляды на полноценность путешествия близки Вашим: она носила крестьянскую одежду, ела ту же еду, что местные, садилась орлом при дороге как все пассажиры автобуса, итд. Все это звучало мило, ровно до того момента, как я начал расспрашивать ее о Вьетнаме. Девушка была дремучей как джунгли Суравака! Ее английский, совершенно ублюдочный язык телезрителя/читателя Daily Mirror, не позволял ей выразить даже то, что она видела собственными глазами. И хотя она едва ли сумела бы сформулировать свое credo, она как Вы полагала, что go native will do the trick. Это мало чем отличается от того, что когда-то думали благородные молодые люди 1860-х, идя "в народ"; ничем, от повествования, которое мне пришлось выслушать от одного австралийского идеалиста, который прошел, проехал все места в Латинской Америке, где когда-либо бывал Че Гевара--все ничего, но он ничего не знал ни о марксизме, мало чего о Кубе, Анголе. Латинская Америка была всего лишь приложением к его "гормональным" фантазиям о революции. Не исключаю, его девушке рассказ мог показаться интересным. Мне--нет.
И, напротив, читая записки о Дамаске 19 века, написаные посольской женой, у которой были десятки слуг и которая, думаю, никогда "орлом" не сидела, я не мог не поражаться ее уму, наблюдательности и прекрасному языку; она одна сумела рассказать о Дамаске больше, чем, определенно, донесения ее мужа (я их читал тоже), описательское академическое многотомье антропологов, культурологов, и пр.
В первом приближении, думаю, Вы не будете возражать, что наш с Вами спор--о написаном. Писать умеют не многие, не зависимо от бывалости или небывалости. Мне было интересно, как г-жа Павловская увидела Синай, кусочек современного Египта, МНЕ близки ее размышления о том, как, чем откликаются в ней опыты неведомого, чужого. Если этого нет, ездить, видеть, смотреть незачем, в чистом виде выброшенные время и деньги.
Я с уважением отношусь к альпинистам, людям, ищущим вызов, желающим взобраться по этому пику или тому, на большую высоту, чем их предшественники, испытать себя, свою природу. Но они--не путешественники, они--альпинисты. В том же случае с английской девушкой, накопленный ею native опыт бес-смыс-ле-нет. Во-первых, любая вьетнамская женщина знает о вьетнамском быте больше ее, и в этом смысле ей нечего прибавить к уже существующему в мире знанию, даже если она не будет мыться месяцами как многие женщины в пограничных районах между Бирмой и Таиландом. Во-вторых, буде она сумела рассказать о своем опыте (а мы говорим о повествовании, не так ли?!), ни у нее самой, ни у читателя нет (и не будет) ни малейшего представления, зачем она прошла через все эти тяготы! В этом должен быть какой-то смысл, идея, кроме самих тягот. Как я писал в предыдущем отзыве, приключения на место не заменяют идеи, они в собственном смысле и не приключения, а так, неприятности. Хадж без Мекки ничем не отличается от любого бродяжничества, и не важно где, в микрорайоне Москвы или аргентинской пампе. Среди бродяг нередко встречаются интересные люди, но интересны они НЕ ПОТОМУ ЧТО БРОДЯГИ.
С уважением,
МП

26.1.99 23:5
МП


МП: это "что-то" подсказывает вам неправильно. "Романтичный бедуин" действительно не может похвастать малярийными буднями, так как малярией не болел. Зато могу поделиться опытом выживания в насквозь промокшей палатке на Кавказе, без еды и возможности развести достаточной силы костер для просушки. Также на себе испытал укусы тарантула и сколопендры (там же). Я полагаю, вы достаточно подробно можете представить себе, как выглядит человек, проживший в подобных условиях всего неделю, и как от него пахнет, спустя две. Кстати, дождь все это время не прекращался, вследствие чего лагерь был отрезан от внешенго мира вздувшимися реками.
Склонен предположить, что вы лично знакомы с автором статьи, иначе как еще объяснить столь резкий переход на личности. Как у Жванецкого: "Мы овладеваем новым видом спора: спор без фактов. Спор, переходящий с голословного утверждения на личность партнера". В голословном утверждении упрекнуть вас не могу, принимая во внимание ваш собственный опыт, приведенный в пример. Но очень трудно вести дискуссию с человеком, принимающим чье-либо высказывание на свой счет и отвечающего с позиции оскорбленного лично. (Это вообще в стиле РЖ-полемики).
Что до самой статьи, то подобный стиль повествования свойственен большинству постсоветских интеллигентов, весьма упорно настаивающих на присущем лишь им обостренном чувстве прекрасного: "Нет литературы, кроме русской классики и Достоевкий (Толстой, Цветаева) - пророк ее". Любое другое, отличное от их собственного видение мира чаще всего расценивается как плебейское и принимается в штыки.
По поводу приключений на известное место, а также вашей оценки моих (я правильно понял?) умственных способностей, эти замечания, с вашего позволения, оставлю без внимания, так как скандалить не намерен. Ежели вы захотите продолжить дискуссию и ответите мне, обязательно отвечу.
С уважением, он же.

26.1.99 14:19
Бедуин


Бедуину:
Зачем ограничивать дистанцию?! Почему "среди расстреливаемых туристов", а не среди расстреливающих их? И почему без дизентерии, малярии, эболы, холеры? (Что-то подсказывает мне, романтичный Бедуин не испытал на себе этих прелестей "слияния с действительностью; могу поделиться опытом малярийных будней, может ему захочется несколько отодвинуться от "жизни как есть").
Есть такое английское выражение, to go native, оно буквально описывает вожделенный Бедуином модус путешествий. Увы, насколько я могу судить,этот тип путешественников, за РЕДЧАЙШИМИ исключениями, относится к самому бездарному. Я их видел, наблюдал сотнями, они вызывают жалость, всегда хочется спросить их мам/пап, друзей и товарищей, пошто они отпустили неподготовленного человека так далеко и надолго?
Г-н Бедуин, в путешествии, как и во всем остальном в жизни, действительность НИКОМУ НИЧЕГО задаром, самоим фактом существования, не дает. Сколько вы в нее вложите, столько от нее и получите.
Сама собою она щедра только приключениями на известное место. Некоторые люди полагают, что мозоли на нем сродни извилинам мозга. Должен их огорчить: ДУМАЮТ головой. А когда умной, как у г-жи Павловской, различие особенно заметно.

25.1.99 22:46
МП


Скука. Кому-то хочется "ощутить нечто новое и неизведанное"? Желание вполне оправданное. А вы попробуйте сделать это, сведя до минимума расстояние между собой и окружающим миром. Как вам, например, оказаться в толпе расстреливаемых туристов? Ощущения незабываемые, если повезет ими насладиться в будущем. Или провести в пустыне пару суток, попробовать на вкус жизнь бедуина. Слабо? Без этого впечатления ваши - не более, чем подростковая сентиментальность.
Просматривается плохо замаскированная боязнь внешнего мира: почему-бы не сказать, что боишся нырять, так как никогда не пробовала и не знаешь, выплывешь ли? Нырнуть и всплыть - это не преодоление абсурда. Это самый обыкновенный пример внутреннего роста, преодоление собственного страха.
Можно, разумеется, избегать отрезвляющих соприкосновений с со всем, что "не ты", но говорить об этом, как о чем-то возвышенно-одухотворенном? Фигня. Это попытка попробовать жизнь через окно комфортабельной городской квартиры. И ни в коем случае не ходить по полу босиком - можно простудиться.

25.1.99 19:37
Бедуин


Очень красиво. Остается легкое, нежное, приятное ощущение, как прикосновение любимого или большого друга.
Сразу хочется тоже посетить и узнать столь неизведанное, новое бытиё, испытать горячий обжигающий воздух пустыни и успокаивающую прохладу моря и различные непознанные ощущения своего тела и души, расширить горизонты своего понимания мира, во всяком случае быть готовым к этому. И в любом возрасте это как подарок,т.к. новизна ощущений, восторг и удивление делает душу молодой.

25.1.99 15:11
Marina
Moskow.


Спасибо, чудесный очерк! Поздравляю. Надеюсь, первый из многих. Что пойдет следом? Освобождающая высота гор? "Идея семьи" у Марины Ивановны? Новая Москва? Или какой-то другой, из дюжин сюжетов, которые мне посчастливилось слышать от тебя?
Читал и сладко было сознавать, что есть на Земле родная душа, которой, чем ближе к зрелости, тем мир кажется более непонятным, неизвестным, новым. Ради этого не грех и стареть, да, Марина?
На днях, в берлинском египетском музее (небольшой, но один из самых сказочных в мире!) опять с изумлением смотрел на еще одну неизвестную цивилизацию. Сколько я уже перевидал египетских коллекций--каждый раз они другие, словно каждому наследнику достался "другой Древний Египет"!
И вот, твое горькое описание Синая, колючей проволоки, военнизированой безликой современности, Египта Африканского, не Средиземноморского, НЕПРИВЫЧНО чужого... И ЭТИМ ТОЖЕ интригующего.
Еще раз спасибо, безумно интересно!

Друг.

23.1.99 0:10
Друг


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru