Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
1.12.1997
Отзывы
Архивист
Симон Кордонский "Волшебное слово" Ефима Островского.
 
Вот изложение трактата Ефима Островского "О субстанции власти", в стиле известного школьного жанра: "Русские говорят о политике, используя иноязычные слова. Эти слова несут смыслы, не совпадающие с исконно русскими архетипами. Российское общество подсознательно сопротивляется импортным словесно-идеологическим стереотипам и реагирует на промывание мозгов не так, как бы хотелось политическим имиджмейкерам. Для того, чтобы сломить внутреннее сопротивление политически значимой части населения, надо заставить людей говорить по-другому. В частности, надо запретить (ограничить) употребление некоторых иностранных слов. Для начала надо заменить слово "энергия" на слово воля, и тогда при произнесении слова "воля" будет проявляться власть.

Государство сейчас слабо и не способно даже на такие простые акции, как запрет словоупотребления. Для спасения России и утверждения русского начала самые продвинутые граждане и патриотические СМИ должны сами себе запретить произносить известные слова. Другие граждане и государство будут этому сопротивляться, но потом приспособятся, как это было со всеми прочими социальными экспериментами".

    В этом изложении мной опущены следующие авторские постулаты:
  • русская цивилизация принадлежит к Среднему миру;
  • смысл власти в том, чтобы заставить трудиться;
  • для управления политическим поведением надо использовать психоанализ, нейролингвистическое программирование и гипноз;
  • есть теория Сепира-Уорфа, согласно которой "человек не может быть искренним, говоря на неродном языке".

Авторский пафос зиждется на последнем постулате. Но - не существует теории "Сепира-Уорфа". Есть в психолингвистике одноименная гипотеза, которая формулируется следующим образом: "…сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или, по крайней мере, при соотносительности языковых систем" 1. Эта гипотеза имеет очень ограниченную область применения. Она разработана при исследовании различий в восприятии оттенков цветового спектра людьми разных культур, и оказывается не совсем адекватной уже при анализе слуховых компонентов смыслов 2.

Мне кажется, в "Срединном мире" живут амбициозные и легковерные, те, кто научные гипотезы с весьма ограниченной областью применения принимает за фундированные теории. Эти "научные теории" легковерные превращают в политические концепции (Марксы-Ленины тому примером) и реализуют их в социальной практике известными методами: сначала запрещают слова, потом мысли, а потом вычищают популяции людей от тех, кто не так говорит или не так думает. Трудами амбициозных и легковерных "Срединный мир" и воспроизводится.

Утверждение о том, что "власть становится названием применения воли к предмету, ассоциирует власть и работу, и здесь остается один шаг до слова труд" свойственно политическим теоретикам определенного толка: Геббельсам-Сусловым. И при чем тут давно умершие лингвисты?

Многие политики хотели бы использовать всякие "научные" штучки вроде НЛП и гипноза. В советские времена команды специалистов по НЛП, экстрасенсорным воздействиям и прочей романтической чепухе выманили у КПСС и Минобороны кучу денег и практически ничего не дали, как и их американские коллеги. Технология пропаганды не ушла дальше, чем это изложено у Лойбриджера в его книге "Психологическая война". А это начало 60-х годов.

Некоторых политических имиджмейкеров преследуют неудачи в манипулировании политическим поведением. Причина неудач - по их мнению - в том, что народ не тот, говорит не на том языке. Они предлагают кучу других менее значимых причин: сакрализация власти, отсутствие методологической рефлексии, неконструктивность отечественной политики. Но главное язык. Поэтому надо заставить народ говорить на "новоязе" имиджмейкеров, в частности вместо слова "энергия" произносить "воля".

Вполне возможно, что Е. Островский думает, что знает еще одно волшебное слово. А именно то, которое должно заменить слово "энергия" в контексте словоупотребления "деньги", и при произнесении коего возникают деньги. Это следует из его тезиса "Власть - это энергия, воплощенная в обществе в двух формах - "воли" и "денег"".

Для представителей "Срединного мира" характерно отсутствие памяти. Ведь все это уже было, и не раз. Я имею в виду, в частности, Пролеткульт (вышедший из "энергетизма" А.А.Богданова), с его лингвистическими новациями, усилиями легковерных перешедший в советский новояз, с одной стороны, и в сталинские репрессии - с другой. Е. Островский также основывается на "энергетической концепции общественных процессов" и предлагает примерно то же, что и теоретики Пролеткульта.



Вернуться1
Уорф Б.Л. Наука и языкознание. В сб."Новое в лингвистике". Вып.1. М., 1960. С. 169-182.


Вернуться2
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 54-80.




В начало страницы
Русский Журнал. 1.12.1997. Симон Кордонский.
"Волшебное слово" Ефима Островского.
http://www.russ.ru/journal/peresmot/97-12-01/kordon.htm
Пишите нам: russ@russ.ru