29.12.1997 |
|
||||
Сэмюэл Ф.Хантингтон является профессором Университета Альберта Дж.Везерхеда III и директором Института стратегических исследований имени Джона М.Олина в Гарварде. Автор многочисленных работ, в том числе: "Третья волна: демократизация в конце двадцатого века" (1991) и "Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка" (1996). Данная статья основана на его программном выступлении в октябре 1996 года, предваряющем серию лекций в Лиссабоне, прочитанную при поддержке Фонда Марио Соареша. Третьего июня 1997 года он повторил это выступление в Конгрессе США, открывая подобную серию лекций, осуществленную при поддержке Фонда Соареша, Международного форума демократических исследований, Luso-American Development Foundation. Во время последнего мероприятия состоялся также прием в честь Марио Соареша, бывшего премьер-министра и президента Португалии, внесшего исторический вклад в развитие демократии. Около пятисот лет назад небольшая группа португальских лидеров и мыслителей, в том числе король Жуан II, принц Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диас и Васко да Гама, действуя смело, решительно и нестандартно, обеспечили вступление в права новой эпохи человеческой истории - эпохи географических открытий. Их примеру последовала Испания, Франция, Великобритания и Нидерланды. Чуть больше двадцати лет назад Марио Соареш и его коллеги, действуя не менее смело, решительно и нестандартно, открыли новую эпоху в истории человечества - эпоху демократии. Их примеру также последовали Испания, Греция, Бразилия и многие другие страны.
|
Однако, что ждет нас в будущем? Укрепится ли демократия в странах, куда она пришла недавно? Увеличится ли количество демократических государств? Стоим ли мы на пороге нового мира, где демократия станет не только преобладающей, но всемирной системой правления? Ответы на эти вопросы, как представляется, в значительной степени зависят от двух факторов: экономического развития и восприимчивости к демократии незападных культур.
|
Из этого вопроса вытекает вопрос о значении демократии для людей, принадлежащих различным культурам. Со времени второй мировой войны господствующей тенденцией было определять демократию почти исключительно в терминах выборов. Демократия рассматривается как средство создания органов власти и наделения их ответственностью. В других политических системах правителями становятся по праву рождения, через назначение, выдержав определенные экзамены или испытания, по праву богатства или силы. В демократическом обществе, напротив, правители и управляемые либо совпадают в одном лице, как в случае непосредственной демократии, либо управляющие избираются голосованием управляемых. Современное национальное государство в той степени имеет демократическую политическую систему, в какой ее ключевые руководители выбираются путем справедливых, честных, регулярно проводимых выборов, в ходе которых кандидаты свободно борются за голоса избирателей и в которых имеет право принимать участие практически все взрослое население страны. Это процедурное определение демократии наиболее полно и адекватно было раскрыто более 50 лет назад в работе Шумпетера "Капитализм, социализм и демократия" и принято почти всеми исследователями, работающими в этой области. 5 В соответствии с этим определением выборы представляют собой суть демократии. Отсюда вытекают и другие черты демократических систем. Свободные, справедливые и состязательные выборы возможны только в условиях определенной свободы слова, собраний и печати, и при условии, что оппозиционные кандидаты и партии имеют возможность критиковать власть, не опасаясь репрессий.
|
Либеральная демократия, базирующаяся на понятии достоинства личности, является продуктом западной цивилизации, поэтому существует точка зрения, что либеральная демократия невозможна вне Запада. На самом деле, однако, в каждой из существующих на Земле цивилизаций имеется по меньшей мере одна демократическая страна. То есть либеральную демократию нельзя считать внутренне несовместимой с незападными культурами. Однако, степень восприимчивости незападных обществ к либеральной или выборной демократии зависит от степени влияния, оказанного на них Западом. Имеются 39 государств, где органы власти и управления сформированы в результате относительно открытых и справедливых выборов, однако отсутствует полный спектр политических свобод и гражданских прав. Это десять латиноамериканских государств, восемь африканских, пять православно-христианских и пять исламских. Выборная демократия в этих странах не обязательно представляет собой этап на пути к либеральной демократии. Индия, Турция и Шри Ланка, если ограничиться всего тремя примерами, были выборными демократиями почти полстолетия, однако, тем не менее, в этих странах все еще недостаточно соблюдаются права и свободы граждан.
Практическая сторона дела сводится к следующему: на данном витке Третьей волны должны ли люди, озабоченные развитием и распространением демократии, видеть главную задачу в распространении выборной демократии на более чем 50 несвободных стран мира, в которых отсутствует какая бы то ни было форма демократического правления? Или основную задачу следует видеть в содействии либеральной демократии в странах, где уже имеется выборная демократия? Очевидно, что в определенной степени желательно и необходимо делать и то, и другое. Однако, я думаю, что в настоящий момент следует уделять больше внимания трансформации выборных демократий в либеральные демократии. Начать следует с Латинской Америки, где либеральная демократия уже укоренилась в нескольких странах и где также имеется десять государств выборной (но не либеральной) демократии. Выборно-демократические формы правления Латинской Америки называют "делегирующими", "протекторатными", "ограничительными", "корпоративистскими" и "квазидемократическими". 12 Однако, культура Латинской Америки весьма близка к западной культуре. Латиноамериканцы говорят на языках Запада и в подавляющем большинстве исповедуют католицизм (растет также число протестантов). Миграция населения и расширение торговли создают тесные связи между Латинской Америкой и Северной Америкой. В экономическом отношении большинство латиноамериканских стран находятся на среднем уровне экономического развития. Латиноамериканские элиты гораздо более разделяют западные ценности либеральной демократии, чем элиты других незападных цивилизаций. Все эти факторы диктуют в качестве главной задачи противодействие тенденции к узурпации власти исполнительным звеном и преобразование выборных демократий Латинской Америки в либеральные демократии. Следуя той же логике, вторыми по списку необходимо поставить православные страны.
|
|
В начало страницы Русский Журнал. 29.12.1997. Сэмюэл Ф. Хантингтон. Двадцать лет спустя: будущее третьей волны. http://www.russ.ru/journal/peresmot/97-12-29/hantin.htm Пишите нам: russ@russ.ru |