Russian Journal winkoimacdos
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Пересмотры архивпоискстатья

В поисках Грааля

Уважаемый читатель! Вы можете принять участие в дискуссии, написав , который будет опубликован на этой странице.

Дефект всех этих рассуждений - расмотрение западного мира, как замкнутой самодостаточной сиситемы, где все остальные присутствуют неявно в виде поставщиков дешевых ресурсов и предполагаются идущими далеко позади, но по западному пути. А это, увы, уже не так. Идет мощная инфильтрация неевропейских ценностей в Европу и Америку, и чем это закончится - неизвестно.

7.9.98 8:22
В.Л.


Хороши на самом деле обе публикации в блоке - и Скрыпника и Кустарева. Да и Юрьева тоже почитал с удовольствием, хотя это уже другой - жанр грустного эссе о России.
Но что до Кустарева, то это именно та тональность, которая лучше всего подходит "Русскому журналу". Приятно, что ее удается найти.

5.9.98 20:46
Иван Засурский
Москва, Россия.


Статья Александра Кустарева очень ценна тем, что в ней присутствует нечастое пока в русской аналитике восприятие постмодерна - не только (и не столько) как игр и перформансов художественной богемы, но - как интегрального стиля новой эпохи, вполне действенного и в социальном контексте. Одно только "но" - постмодерн как стиль несовместим с идеологией, она - прямое наследие и сама сущность именно уходящей, "модернистской" эпохи. В эпоху постмодерна всякая идеология подвергается безжалостной деконструкции, потому и рассуждения о "постмодернистском социализме" сродни чему-то вроде "жареного льда".

Но та же ситуация и с "постмодернистским капитализмом". "Социальный дарвинизм", который г-н Кустарев называет его критерием, все-таки не является основополагающей идеологией современного западного уклада - достаточно указать на известное явление "диктатуры политкорректности", предписывающей обостренное до истеричности превозношение различных "сирых и убогих" меньшинств и моральную капитуляцию "большинства" перед ними. Современный капитализм научился настолько ловко маскироваться "благотворительностью" и "социальными программами", что
фактически уже не соответствует его "классическому" марксову описанию. Другое дело, что "абсолютное обнищание" - факт действительно очевидный, но в обществе потребления оно связано скорее не с ухудшением материального качества жизни (с этим-то как раз более-менее нормально - но это еще одна постмодернистская "маскировка"), но с прогрессирующей ликвидацией каких бы то ни было "идеальных" мотиваций человеческой жизнедеятельности. Без которых человек, низведенный исключительно до субъекта борьбы за материальное выживание, "нищает" до животного.

Постмодерн - это эпоха не только деконструкции, но и парадоксов. И в этой связи можно обратить внимание на указанное автором "глубокое расхождение между западной и российской мыслью". Напрасно только г-н Кустарев в своей статье сводит его к проблеме "национального государства" -
вполне возможно, что в России оно отомрет еще быстрее, чем на Западе (если сохранится ситуация жесткого контраста между Москвой и регионами). Похоже, в России уже сейчас происходит "окончательная деквалификация Запада как исторического агента". Ведь западная социальная мысль
эпохи модерна строилась на борьбе и балансе правых ("капиталистических") и левых ("социалистических") сил. В России же теперь "снимается" сам этот дуализм. "Левый реванш" сегодня маловероятен уже хотя бы потому, что не предусматривает возвращения к марксистской индоктринации,
а просто эксплуатирует чувство справедливости, свойственное русским задолго до коммунистов. Но столь же (если еще не более) в России сегодня обанкротилась западная "правая" идеология либерального капитализма. Банки, которые являются символом ее "надежности", оказались в России, по остроумному наблюдению комментатора Полит.Ру Кирилла Рогова (выпуск от 28.08.98.) "не банками, а обыкновенными коммерческими ларьками, пусть и довольно громоздкими... Ничего особенного, кроме как брать деньги под 10-15% годовых и немедленно вкладывать их в ГКО под 40-50, а в последнее время - под 100-120%, банки не научились делать. А понту сколько было: аналитические отделы, иностранные стажировки, сотовые трубки у каждого лифтера." То же самое и с другими "столпами" западной "правой", переведенными на русское просторечие как "дерьмократия" и "прихватизация"... Так что рассуждения о "новом социальном проекте" следует начинать с такой вот констатации краха всей западной "право-левой" модернистской социальной модели в России. Видимо, и в социальном постмодерне мы вновь оказались "впереди планеты всей"...

5.9.98 19:14
Вадим Штепа
КИТЕЖ. Традиция в мире Постмодерна.
Китеж, Россия.


A chto esli likvidirovat' prestupnost' i pooschriat' promishlennost', sel'skoe hoziaystvo, obrazovanie i remiosla!?

5.9.98 0:37
Yuli
Vienna, Austria.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru