Russian Journal winkoimacdos
25.12.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Персоналии архивпоискотзыв

Семь лет вдоль берегов мировых континентов

Марк Печерский

Интервью Марка Печерского с русским путешественником Владиславом Кетовым.
pech@russ.ru

ГВладислав Кетов, известный русский путешественник, совершающий первый в истории объезд земной суши вдоль береговой линии континентов, любезно согласился дать интервью Русскому Журналу во время остановки в Сан-Франциско. (Он также позволил использовать свое обширное пресс-досье).

М.Печерский: Вадим, расскажите, пожалуйста, о себе.

В.Кетов: Скоро стукнет пятьдесят. Родом из деревни Карлыханово, что на Южном Урале. Родители мои учительствовали. Позднее семья переехала в Свердловск. С детства любил рисовать, тогда, как и сейчас, "самое простое" - человека... Учился в ПТУ на резчика-художника по камню. Потом поступил на вечернее отделение искусствоведения... Армия. Между прочим, служил я на китайской границе, как раз когда на ней было неспокойно, помните Даманский? В 79 году переехал в Ленинград, учился в Мухинке и художественном институте имени Репина.

Тут нужно кое-что разъяснить. Я всегда думаю своей головой. Например, для дипломной работы я взял теоретическую тему и довольно скоро обнаружил, что никакой теории нет, или, скажем иначе, то, что наши преподаватели называли "теорией искусства", мягко говоря, не заслуживало этого имени. Стал читать, думать, пришел к собственной эстетической концепции. Я потом на ее основе создал свою студию в городе Пушкин, чтобы проверить теорию на практике. Работала!

М.П.: Когда появилась страсть к путешествиям?

В.К.: Ходить-то я любил всегда, природу люблю с детства, с тех лет, когда родители отправляли на лето в деревню к бабушке! Потом, помните, наверное, школьные туристские походы? До армии два лета провел в геологических партиях. В 1982 увлекся велотуризмом, поступил в школу инструкторов. Замечательно, что велосипеда у меня, как и некоторых моих сокурсников, тогда не было!

М.П.: Откуда пришла идея столь оригинального кругосветного путешествия?

В.К.: А на следующий год. Я отправился тогда в первое мое путешествие по России, из Ленинграда в Свердловск, навестить родных. Знаете, едешь, думаешь, и как-то вспомнил я Глеба Травина, он в 1929-31 гг. первым объехал на велосипеде границы СССР по периметру; время тогда такое было - открывать, ставить рекорды... И я вдруг подумал, а почему человек должен гулять вдоль забора, даже если он граница? А что если вдоль естественной границы Земли, на экологически чистом транспорте?! Вдумайтесь, если ехать по побережью океанов, можно объехать весь мир, кроме Австралии, Антарктиды и островов! Вернувшись домой, проверил, так и есть - никто в истории подобного объезда Земли не предпринимал. Но высказать идею вслух я боялся, уж больно хороша, слямзили бы враз! Годами молчал, даже жене не говорил. Но думал, изучал карты...

М.П.: Вы подчеркнули, "на экологически чистом транспорте"... Это рекламный элемент или внутренняя установка?

В.К.: Внутреннее. Я сызмальства люблю лес, чувствую себя в нем хорошо, спокойно. Все годы, когда еще наезжал в Карлыханово, наблюдал разрушение природы. Была там на реке Ик небольшая старая плотина, она давала электричество и в принципе делала свое дело, не особенно беспокоя живой мир. Потом началась эпоха гигантских плотин, Карлыханово подсоединили к общей системе, старую плотину сломали, ну и обычная история: река стала мелеть, рыба гибнуть. В конце 70-х, когда многие бывшие одноклассники, старые друзья вышли в люди, я разговаривал с ними, может, восстановить плотину? Куда там! Все заняты, оно бы и хорошо, но как-нибудь потом... К тому моменту, однако, я уже понимал, что человек - часть системы по имени жизнь, и у него, как и в природе в целом, "потом" не бывает, только хуже. Вы, наверное, обратили внимание, на моей визитной карточке указан проект "Эдем", это означает "Этическо-экологическое движение". О нет, для меня это абсолютно важно! С первых же маршрутов по Карелии на поприще инструктора я требовал от моих подопечных всегда оставлять после себя лучше, чем до нас. Заметьте, лучше! Не просто не беспокоить, не замусоривать природу, но, если кто прошел до нас и наследил, прибрать, починить.

М.П.: Расскажите о путешествии...

В.К.: Если вкратце, на сегодняшний день за семь с половиной лет я проехал 70 стран, около 83 тысяч километров, обогнул Азию, Африку, Европу, вот, недавно, в Ванкувере, начал "обрабатывать" американский континент...

М.П.: Вдоль побережья, все страны подряд?!

В.К.: Нет, не обошлось без осечек. В две страны, Северную Корею и Ливию, несмотря на все усилия, не удалось получить виз; из-за гражданских войн пришлось объехать стороной Либерию и Сомали.

М.П.: Но войны не только...

В.К.: Да, но где бог миловал, где пронесло... В Албании, знаете ли, пейзаж состоит из бесконечных дотов, ни строить, ни пахать, а ничего - проехал! То же и в Хорватии, я туда попал в разгар военных действий... И это бы полдела - я въехал туда без визы! Подъехал к границе, никого, ну я и вперед... Нормально, патрули, повертят паспорт, видят печати, пропускают; только третий патруль оказался грамотным, полистал, полистал, а где, спрашивают, наша виза? Нет, отвечаю, мне сказали, что на границе проштемпелюют, а на границе махнули рукой, мол, езжай, ну, я и поехал... Отвели они меня к своим, потом отпустили на все четыре стороны. В Анголе сложилась самая сложная ситуация во всех отношениях: на севере просто война, а на юге последствия двадцатилетней войны привели к полному развалу инфрастуктуры: от населенных пунктов и дорог ничего не осталось, звериная тропа была виднее, чем дорога. Я ее дважды терял, и меня выводили на нее люди из местных племен.

Вообще, я давно уже понял, что люди везде нормальные, приветливые, можно договориться... Самое тяжелое, когда в жизнь входит политика, это ненатуральное состояние человеческой организации. В моем опыте самое трудное - визы и деньги.

("Но мир, - убежден Кетов, - не собрание стран, государств, а общность людей. И каждый из нас не ивуариец, сенегалец или японец, а прежде всего человек. Утверждая, что он француз или швед, землянин сам себя умаляет, делает меньше, ограничивает. Человек безграничен. Это космос. "Я - часть человечества, а уж потом я - русский, родом с Урала, фамилия Кетов, и мне 45 лет", - философствует велосипедист. Сколько раз мы сами выражались на кухонных посиделках в том же роде, а вот никто не отдался на годы и годы этой идее". - О. Осипов, Эхо планеты, июнь 1994).

М.П.: Раз уж о том зашла речь, на какие средства?..

В.К.: Последние три года у меня есть спонсор, грузовая авиакомпания AirCess (ТрансАвиа). Их штаб-квартира в Казани, а летают они в основном по Ближнему Востоку. В бытность в Арабских Эмиратах я зашел в их контору, разговорились, то да се. Виктор Анатольевич Бут, их генеральный менеджер, тоже спросил, кто финансирует мое путешествие? Никто, говорю. Рассказал ему, как подрабатываю на остановках рисованием (я же художник!) и всякой работой, какую бог пошлет. Как же проект такого масштаба не вызвал поддержки в России?! - возмутился Виктор Анатольевич и согласился стать спонсором путешествия.

О нет, мир не без добрых и думающих людей! Велосипед - не единственный экологически чистый транспорт, яхты, например, тоже. В прошлом году я начал осваивать это дело, искал спонсоров для прохождения этапа между Владивостоком и Ванкувером, и некоторые русские фирмы помогали чем могли. Петербургские "ТРАНЗАС" и "ФОРДЕВИНД-РЕГАТА" пожертвовали дорогущие навигационную программу и ветро-генератор, московская "НАВИКОМ"-GPS - потрясающий спутниковый навигационный прибор.

(Судя по репортажу Д. Зеленина в Эхо Планеты от мая 1993 года, Владислава не обделила вниманием и помощью русская община Ливана: дипломаты, прихожане православной церкви, журналисты. Я не мог представить, - говорил мне Вадим, - что найду на ливанской земле столько друзей).

М.П.: Вадим, тяжело переносить одиночество дороги? Тысячи километров сам на сам?

В.К.: Никаких проблем, мне с собой не скучно! Я слышу ящериц, бегущих по листьям, велосипед позволяет видеть все вокруг себя. И вообще, путешествие хорошо и благотворно тем, что вырывает из рутины. В рутине не хватает времени обдумать до конца мысли, постоянно что-то дергает. У меня появляется мысль, и я могу ее спокойно обдумывать, развивать в пути, и ничто не отвлекает.

М.П.: Как переносит семья Ваше отсутствие?

В.К.: Жену однажды спросили, как она позволила мне уехать так надолго? На что она, умница, ответила: "Это не он уехал, - это я его отправила". Как всякому работающему человеку, а я работаю, и тяжело, мне полагается отпуск, правда? К сожалению, за все годы мне удалось всего четыре раза повидать жену, сыновей. Все эти годы семья живет на деньги, которые я присылаю. Большую часть заработанного я отправляю им.

Отсюда г-н Кетов продолжит путь на юг вдоль побережья американского континента, сначала через Центральную Америку: Мексика, Гватемала, Сальвадор, Коста-Рика, Панама; потом через Южную: Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Аргентина, Бразилия. Мы знаем, что среди читателей РЖ есть жители этих стран, и призываем их оказать содействие и помощь нашему земляку. Останавливаясь в больших городах, г-н Кетов просматривает свою e-mail (vadim_Ketov@hotmail.com).


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru