Russian Journal winkoimacdos
9.02.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Персоналии архивпоискотзыв

Когда хвост не умеет вилять собакой

Дмитрий Петров Валерий Фадеев

Беседа Дмитрия Петрова с Валерием Фадеевым
info@millennium.ru

Валерий Фадеев: В России нет ни одного журнала, который назывался бы просто: "информационный журнал". "Итоги", "Профиль", "Власть"... Это все журналы - "информационно-аналитические", так, дескать, очень серьезно и престижно. Но какой у них совокупный тираж? Максимум - тысяч двести-двести пятьдесят.

А сколько у германских - "Шпигеля", "Фокуса", "Штерна" - журналов чисто информационных? Под миллион! У каждого. А у "Штерна" - больше миллиона. Почему? Потому что они исполняют свою миссию. А миссия у них - информировать.

Хотя и там не без идеологии. Помните, как "Шпигель" - журнал социал-демократический - наезжал на Коля? Так, что это было интересно читать миллиону человек! Люди покупались на шарм постоянной жесткой позиции.

А "Штерн", залетевший на дневниках Гитлера? Они так жаждали нести информацию, что поддались на чистую провокацию. Опубликовали фальшивку! Это стоило им дорого - 15 лет кризиса. Но поднялись. И информируют публику.

А у нас публике пудрят мозги в расчете, что ей это, возможно, будет интересно. А пудрящим - полезно.

Тем, кто делает в России масс-медиа, кажется: информация - это сырье, которое нужно переработать и вывалить читателю продукт, упакованный в их собственное мнение. А в результате западное агентство хочет нанять в России журналиста, но не может. Потому что везде он вечно лезет со своим мнением. Если мы будем и дальше так нагло вести себя с информацией, то читатель вообще перестанет понимать, зачем покупать прессу. Он уже сейчас спрашивает: зачем меня все время грузят?..

Дмитрий Петров: ...Неумело и грубо. Так попробуйте - умело. Вон немцы грузят качественно, и их журналы покупают. Наши же СМИ - просто ручка для раскручивания театрализованных политических действ, вроде "Черномырдина - в президенты" или "Правительство технократов"...

Может быть, у них нет ничего качественного для загрузки? Или они слепы? Ведь революция консерваторов начинается! Активный класс уже кроит Россию по своей мерке. А пресса все нюнит и бухтит о лифчиках, о бюджете, о пиве, о Думе, о красных...

Она не способна к адекватному освещению процессов, идущих на самом деле, хотя неплохо овладела навыком описания того, чего на самом деле нет, но нужно, чтоб потребитель информации думал: все - так.

В.Ф.: В России "хвост виляет собакой" постоянно! Но виляет крайне неудачно. Во-первых, потому что не умеет этого делать - наши масс-медиа не профессиональны. А во-вторых - сама собака вертится в виртуальной конуре хоть и радостно, но без малейшего толку.

15 лет назад орудовали советские СМИ. Понятно, зачем они были нужны. Потом - в перестройку - они же выполняли новую задачу: разоблачали. Брызжа слюной. Думали: разоблачим, и начнутся 500 дней, рынок, и все будет хорошо. И читатели туда же: мол, вот когда все будет отлично!

Оказалось - ничего отличного. И выяснилось: пресса к жизни не готова. К брызганью слюной - да. А к жизни, где нужно толково работать с ситуацией, в которой не знаешь, где взорвется - нет.

Я никого не берусь учить профессии, но мы стараемся все делать иначе...

Ведь почему у "серьезных изданий" получается очень плохо? Возьмем, к примеру, "Известия". Их аудитория стареет. Значит, хозяевам - "ОНЭКСИМ банку", "ЛУКойлу" - нужно ее менять. Но изменить аудиторию, не изменив издание, невозможно!

Нужна новая пресса, способная это делать. А пока творят серебряные советские перья с модельным представлением о стиле: "виват, империя!", не умеющие и не желающие учиться писать так, чтобы быть нужными новому активному классу, любое издание будет бить мимо аудитории, которая покупает и читает. Будет целиться в обывателя, который ему нужен, как прошлогодний выхлоп, а не в тех, что с деньгами и заработанными мобильными телефонами...

Д.П.: Ага, снова - новый класс "людей с мобильными телефонами, разучившихся ездить в метро"... И с кучей прочих признаков - очень внешних и вовсе не обязательных... Но его можно описать иначе: слой, готовый к решениям, но пока готовящий их для других. Носитель творческого потенциала нации, уже создающий новое...

Но его образ и стиль еще предстоит сформировать. И та "четвертая власть", которая этого не понимает - кончается за ненадобностью! Кто бы ей ни управлял.

В.Ф.: "Эксперт" трудно использовать. Наш контрольный пакет принадлежит редакции. Поди, используй.

Д.П.: Это вам кажется.

В.Ф.: СМИ эффективны, когда сильны и свободны. Тогда они хороший инструмент. Чей? Социальных корпораций. Но так ли это в сегодняшней России? Нет. У прессы другой заказчик и другая работа. Но когда она заходит слишком далеко, принимая роль пешки в чьих-то руках, но пешки, манипулирующей, в свою очередь, людьми - как это было с 1 каналом, когда он сражался с Чубайсом - люди переключают канал. Перестают верить.

Д.П.: Вы убеждаете меня, что сейчас в России может существовать издание - не какая-нибудь жалкая "Лимонка" или "Русская правда" - а настоящее, большое издание, имеющее свою политику и собственное видение?

Допустим, я верю. Но независимость обременительна. Она требует иного стиля. Иных авторов. Иных отношений с читателями.

В.Ф.: Кроме перьев, журналу нужны люди, готовые доверить идеи. Назовем их "эксперты "Эксперта"". Мы очень аккуратно отбираем их в соответствии с нашим мировоззрением и миропониманием. Вы, может быть, удивитесь, но за все годы существования журнала в нем ни разу не было интервью, например, с Гайдаром. Потому что, как человек с идеями, он для нас не существует.

Мы можем включиться в стратегический политический проект. Но есть условия. С кем бы мы ни работали, важно, чтобы наши отношения были партнерскими. Кроме того, участие в той или иной операции по управлению массовым сознанием, работа с идеями возможна для нас в случае, если речь о, как вы сказали, "стоящих идеях".

Наша позиция - консерватизм: традиционные ценности, трезвый бизнес, определенность, свобода. Наша задача - помочь носителям этих ценностей понять и почувствовать: эти ценности - действительно их. Такая возможность есть. Ее создал кризис.

Как-то в конце 80-х - как раз шла одна из первых как бы демократических избирательных кампаний - к нам зашел кандидат, впоследствии видный деятель "Демроссии". Мы сказали: "Не будем за вас голосовать". - "Как? Интеллигентные люди, научные работники... Как же вам не голосовать за демократов?" - "А вот так. Мы их не любим". Он: "Вы что же, коммунистов любите?" - "Нет", - говорим, - "их еще больше не любим". Растерялся он и ушел совсем.

Мы умеем выбирать. И выбираем то, что считаем перспективным и подходящим.

Сейчас СМИ - как они когда-то сориентировались на предпринимателей - могут сориентироваться на новый класс. На слой людей, не боящихся жизни, способных взять на себя ответственность. Слой людей, живущих творчески. Слой людей состоятельных. Капиталисты они, наемные работники или свободные профессионалы - не суть важно. Важна состоятельность. Способность осознать и создать себя как силу.

Повторяю: для этого нужна новая пресса.

Д.П.: Вы строите общественную корпорацию? Формируете ее мировоззрение? Но мировоззрение - это всегда самоопределение.

Страна вползает в два года непрерывной политической кампании. Фон вползания - пикирующий кризис. И в этих обстоятельствах вы решаете вопрос: продаваться и обслуживать или партнерствовать в политическом проекте в пользу партнерства. Допустим - с новым классом. Но с ним проблема не только в несформированности образа и стиля. Он еще не оформился как политический субъект. СМИ непонятно, как для него писать, а политикам - как с ним быть. Хотя Кириенко пытается.

В.Ф.: Мы понимаем, кому нужно то, что мы делаем. Мы видим: вот - те или иные интересы, а вот - читатель, с которым важно работать, чтобы наше влияние росло. Ведь правильно говорят про очищающие силы кризиса. Или ты принимаешь правильные решения и развиваешься, или ошибаешься и ищешь другую работу.

Что касается выборов, то к нашей возможной роли может быть два подхода. И оба связаны опять же с новым классом. Если он не структурируется - эти выборы не наши, и надо рассчитывать на 2004 год. Но и тогда эти выборы важно использовать для отстройки общественных структур, обретения опыта и силы для большого проекта. Если новый класс не сделает эту работу, он так и не станет нужен стране.

Вы говорите: в этой среде копится творческий потенциал и энергия нации. Но их нельзя копить бесконечно. В стране хаос. И уже вырисовывается группа генералов, которые вот уже вроде бы берут власть. Без шума, путем кадровой приватизации...

И генералы - не обязательно зло. Но у них своя игра. Да, нужен порядок, и хорошо, если генералы его наведут. Но если у них не будет контрагента из демократической правой - они наведут тупой казарменный порядок. Какой умеют. Он нам нужен? Не думаю.

Д.П.: Станет ли новый класс таким контрагентом? Перефразируя Ленина, спросим: "Порядок? Для кого? Для генералов? Или для них - в том числе?"

Вы помогаете новому классу самоорганизоваться и реализоваться. Но многие публикации "Эксперта" - это удачные маркетинговые ходы, рассчитанные на установление взаимопонимания и партнерства с элитой...

В.Ф.: В конференциях "Эксперт-200" участвуют руководители 200 крупнейших компаний России. Это - наши читатели. Вот где рождаются новые идеи. А я все время требую, чтобы круг этих людей расширялся. В идеале их число - число наших партнеров - должно измеряться сотнями тысяч. Именно так: отношения журнала с читателями - это партнерские отношения.

Д.П.: Люди, делающие прессу, на самом деле создают и предъявляют окружающим образцы. Многие - бессознательно. С вами - иначе. Это часть стратегии вашего журнала.

В.Ф.: Мы вытаскиваем людей на свет. В том числе тех, которые глубоко. В провинции. Недавно было интервью с Сидоровым из Челябинска. Его завод производит датчики изменения температуры и давления. Вот ситуация: он работает отлично. Он прибылен. Он в порядке. И никто про него не знает. А мы его вытаскиваем. Это не PR. Ему не нужен PR. Как и нам. Мы никогда не будем рекламировать его продукцию. Но этот человек и его дело - необходимые сегодня людям позитивные образцы.

Д.П.: Датчики - датчиками. Но вы и философов публикуете...

В.Ф.: Да. Экспертов "Эксперта". Жаль, что их мало. Слишком скоро все они будут в нашем журнале. Хотя с философами сложно... Им не скажешь: давайте вот этот текст раза в три сократим. Они так не могут. Но мы работаем с ними очень терпеливо. Потому что мировой кризис грянул. Кризис послевоенной капиталистической парадигмы. И он нуждается в осмыслении.

Д.П.: Стало быть, с ваших страниц им предстоит объяснить всем: ничего не надо бояться - будет большая работа.

В.Ф.: А потом будет другая страна.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru