Russian Journal winkoimacdos
16.11.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
 Политика архивпоискотзыв

Даешь поддержку "временному правительству"!

Сергей Казеннов, Владимир Кумачев

Сегодня в России и за ее пределами существуют самые разные взгляды на правительство Примакова, его способность преодолеть нынешний кризис, а также на ту идеологию, которой оно будет руководствоваться в своей работе. Здесь все: от обвинений в левизне или, наоборот, в отсутствии "народности", до сомнений в профессиональной состоятельности и порядочности. Для очень многих Примаков сегодня, как, впрочем, и всегда, - "свой среди чужих, чужой среди своих".

Между тем, ЕМП смог, причем в течение короткого времени, предъявить в российской системе сдержек и противовесов веские аргументы на роль одного из ее "полюсов", причем наиважнейших. И стал объектом болезненного любопытства, ревности, самой разнообразной критики. В общем-то все понимают, что в нынешней сложнейшей ситуации Примаков - меньшее из возможных зол. Ясно и то, что правительство Примакова - однозначно рыночное, а корректировка им курса российских реформ неизбежна. Поскольку, если с этой корректировкой, с отходом от либерал-радикальной ортодоксии еще бы немного промедлили, то были бы задействованы куда более жесткие, в том числе самые антирыночные меры.

Примаков пока не сделал явных ошибок, за которые пришлось бы дорого заплатить в будущем. Он, прежде всего, не обещает нереального. Даже многие оппоненты ЕМП, "пираньи" из СМИ не могли не отметить, что он предпринимает именно те шаги, которые на его месте, скорее всего, и следовало бы предпринять. И не делает тех шагов, в эффективности которых, в достаточном понимании которых обществом не уверен. Кстати, чуткий валютный рынок одним из первых понял, что Примаков, по крайней мере, не наломает дров. И все же не утихают разговоры о том, что кабинет Примакова - это "временное правительство", которому отводится от силы два-три месяца жизни, дабы принять на себя удар кризиса, успеть полностью дискредитировать центристскую и левоцентристскую идею (внимательно, с карандашиком, как прежде партийные документы, изучайте пассажи Жириновского!) и, осуществив ускоренный "болгарский вариант" (там допущенные до власти социалисты так начудили, что после них либеральная экономическая диктатура на первых порах показалась благом), подготовить второй приход шоковых реформ, на порядок более жестких.

Ясно, что Примаков будет действовать, по крайней мере, в ближайшие полгода, не "по программе", которой так все ждут, а по ситуации. Да, он нетороплив, но во имя того, чтобы общество сумело адекватно взглянуть на сложившееся положение и адаптироваться к нему. Он, например, если, конечно, ему не мешать слишком активно, выдаст зарплаты, пособия, пенсии и часть сбережений - правда, подешевевшими рублями. Но общество, видимо, уже смирилось с тем, что в обозримой перспективе - или такими рублями, или никакими и никогда. А за рубежом уже поняли, причем куда раньше, чем стараются сегодня "изобразить лицом", что всего по российским пирамидам не получить, а угрожать России бойкотом или чем-то еще, пытаться "санировать" Россию, чрезмерно давить на нее - слишком большой риск, и дело здесь вовсе не в несговорчивости Примакова.

Примаков сможет договориться с обществом, причем со всем его спектром - политическим, имущественным, межрегиональным. Кризис встряхнул многих. Одни уже поняли, что "нужно делиться" и не слишком беззастенчиво воровать, хотя бы во имя самосохранения; да и в нищей стране - какой бизнес. Другие уже затянули пояса на все дырочки и готовы сверлить новые - но только если бремя будет нести вся страна, если не будет снова "пира во время чумы". Третьи, памятуя о развале СССР и возникшей чересполосице, не хотят новых перекрытий дорог, теперь уже на "законных" основаниях, а также вероятных при таком развитии событий средневековых междоусобиц.

Сегодня уже все поняли, в том числе и на Западе, что в России неизбежно усиление роли государственного регулирования экономики. Не смогли сразу и вместе широко "шагнуть в свободу" - будем учиться этому в куда более стесненных, но все же приемлемых обстоятельствах, пока что, к счастью, без внешнего управления и не по китайской модели, которой, кстати, при определенных условиях, если очень "постараемся", не будет альтернативы и у нас. Повышение роли государства, особенно в ходе нынешнего серьезного реформирования, тем более в условиях глубокого, жесточайшего кризиса, тем более после фактического замораживания новых кредитов МВФ - это не "левизна" Примакова, это объективная российская реальность, к тому же геополитически, исторически, поведенчески заданная. Те, кто говорит, что нам нужно "маленькое государство", должны понимать, что вакуум власти, возникающий в переходный период, занимает вовсе не "гражданское общество", а удельные князьки, наглая "братва" и коррумпированное чиновничество, со всеми прелестями сегодняшней России.

Примаков наверняка будет пытаться "вылепить" идеологическую и политическую опору для деятельности своего кабинета, а именно, политический центр, чего так и не удалось сделать за все эти годы, когда центризм вообще был дурным тоном. К сожалению, те, кто называет себя центристами, зачастую не демонстрируют ничего иного, кроме повышенной флюгерности. Между тем сегодня, когда поляризация в обществе отнюдь не ослабевает, главной задачей Примакова и России в целом становится поиск устойчивой центристской идеологии в политике, экономике, общей системе ценностей. Сегодня крайне важно заложить основы той модели развития (ее экономическая составляющая - социально-ориентированная регулируемая рыночная экономика), которая в реальных российских условиях только и возможна. Именно органичный, а не показной политический центризм Примакова и позволяет рассчитывать на то, что ему удастся, хоть в какой-то мере, прикрыть вакуум, существующий в российском политическом центре.

Вопреки пророчествам, Примаков способен сделать многое, поскольку пытается, впервые с начала 90-х, нащупать вектор интересов всего общества - и, по возможности, выразить его в своей политике, используя имеющиеся в его распоряжении весьма ограниченные средства. Способен, если не найдутся горячие головы, в самых разных политических рядах, у нас и за границей, которые ЕМП в этом помешают. За рубежом эти силы могут предпринять пагубную попытку "поставить Россию на место" и, используя ее нынешние сложности, способствовать ее распаду. Весьма вероятное в этом случае желание России "огрызнуться", резкое обострение внутренней ситуации, рост нестабильности (чуть было не сказали "гражданская война") будут осуществляться уже не с "мосинской" винтовкой образца 1891 года наперевес, а совсем другими средствами, которые, безусловно, обеспечат выплескивание внутрироссийского конфликта наружу. И его не удастся локализовать никакими новыми "санитарными кордонами". "Больная и слабая" Россия - это очень опасно, к сведению Вацлава Гавела и иже с ним.

А внутри России одни ждут - не дождутся, когда "болгарский вариант" расчистит путь для чилийской модели, "пиночетизации" и достижения с помощью грубой силы "капиталистического процветания". Забывая при этом, что в России любая правая диктатура неизбежно приведет к диктатуре левой и вместо доброго "дедушки Пиночета" обустраивать Россию будут совсем другие персонажи политических сказок. Правда, есть и "альтернатива": веймаризация со всеми вытекающими последствиями, причем далеко не только для России. Иными словами - вариант, когда на смену "академикам" (не путать с "завлабами"!) к власти придет "десантник" (и с большим удовольствием и знанием дела якобы "наведет порядок"). Для России, как известно, это не вариант. А "левофланговым" сторонникам лозунга "чем хуже - тем лучше" можно только сказать, что Россию на 180 градусов, к развитому социализму не развернуть, за исключением, правда, того варианта, когда разворачивать будет уже нечего.

Глубоко ошибочен тезис, что ЕМП поставлен для того, чтобы "прикрывать президента". Примаков, будучи державником, слишком хорошо знает цену стабильности - как и дестабилизации, термидорианству, тем более в сегодняшних российских условиях. И для всех было бы лучше, если бы Ельцин смог дотянуть, пусть и "на одном крыле", до президентских выборов 2000 года и легитимно передать власть своему преемнику, наслушавшись, правда, за это время много горьких слов в свой адрес. В этом плане опасные игры затевают те, кто рассчитывает на осуществление индонезийского варианта, когда именно президент Ельцин - и только он - сослужит уже в ближайшие месяцы роль абсорбента всех российских проблем и ошибок, а заодно и громоотвода для разъяренных масс. В России просто невозможна этакая мягкая театрализованная "сухартизация" (сменить персону, ничего не меняя по сути). Увы, такие заблуждения имеют место и в правящих элитах, и в левых кругах. Пожалуй, стоит внимательнее приглядеться, кто и на кого собрался менять Ельцина, во имя чего - и чьими руками.

Так что давайте скажем друг другу "страшную правду": кавалерийский бросок в цивилизованный рынок у нас не вышел, мы, кажется, втягиваемся в длительный переходный период, нужно быть к этому готовыми и всем набраться большого терпения. По крайней мере, в нынешней, пока еще "нереволюционной ситуации" именно "временное правительство" Примакова способно дать стране надежду на минимальную стабильность (и на выживание), не прибегая к силовым приемам, все равно бесполезным в данных конкретных условиях, а также к жестким нерыночным мерам. И нужно ЕМП в этом помочь.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru