14.07.1997 |
|
|||||
Для нынешних нас Слово прекратило существование в качестве обозначения предмета, реальности покуда ниоткуда не видно, не она является нашей жизненной средой. В современную жизнь трудно глубоко проникать, с ней вообще негде разобраться. И мало-мальски серьезный литератор, не найдя "двух-трех великих людей" среди своих друзей, начинает писать о себе. Людям свойственно встречаться. Поэт и гражданин, как встарь у гастронома, теперь встречаются в текстах.
Между текстами нет принципиальной разницы, поскольку автора в них интересует не предмет, а процесс письма. Как объяснил Д. Галковский: "Откровенно говоря, мне почти все равно, о чем писать, главное - как". Текст, как мелвилловский кит, становится главным героем, таким, по сравнению с которым остальные, если даже попытаться их нарисовать, - несопоставимо ничтожны, а, следовательно, излишни. Основным сюжетом таких произведений кажется процесс возникновения текста. Ходом событий движет накопление и приращение информации.
"Вроде бы книга, в трех частях, с примечаниями. Все чин-чинарем, а написано совсем "не о том". О чем книга? О Розанове? Нет. Если сначала сказать, что вот книга о Розанове, то интуитивное читательское предусматривание не оправдается. Будет ожидаться что-то иное... Может быть, книга не о Розанове? Но нет, все же о нем. Наверное, в словах, особенно в русских, есть какая-то порочная пустота. Во сне смотришь на дерево и знаешь, что это конфетная обертка, плавающая в луже, то есть вчерашний день в гостях. Нелепость какая-то. Подозрительность".
Много намеков на вещи нам с тобой одним, читатель мой, понятных. Как, вам не понятно? Значит вы не мой читатель. Моим всем понятно.
Эта лирическая публицистика - "...вполне своеобразное смешение собственной судьбы или собственной истории с загадочной русской душой, русской идеей и прочим национальным колоритом" (1). Вместо того, чтоб мучиться из-за своей невписанности в общечеловеческий контекст, можно вписать самому. "Мы на роли героев вводили себя". Самым продуктивым жанром становится развернутая автобиография (2) - импульс для создания текста собственного.
Но автобиографию можно написать один раз (3), или растянуть по эпизодам на серию лирических рассказов (4), а где найти героя, кроме себя? И он был найден, этот герой. "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий", кто же, как не он один, нам поддержка и опора, и это не собственный зад. Это "великий, могучий, правдивый и свободный". Мы уже давно перестали быть и считать себя такими. А он таким - остался. За одно это он достоин поэмы.
Язык, печатное слово для них посредник между ними и жизнью. И поэтому других героев, способных, ну не сравняться, но хоть соотнестись по значимости с героем-языком, в романе Нарбиковой нет. Другие не тянут на персонажей романа, скорее это действующие лица притчи. Автор позволяет себе производить подобных гомункулов, только потому, что он создает не свой мир, не новую реальность, а откровенный вымысел. Запутанные отношения с собственным языком и пытается вскрыть роман.
Мы выросли в книгах, и вросли в них, мы мыслим цитатами. Цитаты не разрушают ткань текста, они вживляются в него, как искусственные органы, на место атрофированных еще в младенчестве своих. "Каждая цитата - зеркальце, отбрасывающее на меня солнечный зайчик. В результате, сквозь словесный туман проступают внутренние контуры моего сознания" (6) - взамен настоящего, сгнившего давно в подвалах запасников.
Коллажное заполнение текста цитатами лишает журналиста, читателя и писателя (трое в одном лице) последних различий, превращая процесс писания в скандирование любимых отрывков.
Собранные вместе как на параде, двадцать четыре эпитета к слову "народ" уже перестают выражать что-то конкретное, они обессмыслены этим количеством. А ведь встречая их по отдельности, человек еще верит, способен считать это мнением, соглашаться или не соглашаться - хотя это просто слова - несколько знаков на бумаге, поставленные в ряд. И даже необязательно ставить их в традиционном порядке, для облегчения узнавания. Можно как угодно - "небритый-не-даже-плейбой"; или даже путая беззащитному герою руки-ноги: "Ти-ни-ша." Или истязая слово постепенным отрезанием хвоста по кусочкам: "На автобусной стоянке стояли, тояли, ояли, яли, ли и замерзли" (7).
Даже стихи прекрасны, если, по-иностранному, не понимать из них ни одного слова. И отвратительны до тошноты, если понимать. Этот маленький недостаток слова пытаются стереть.
(1) Из романа В. Шарова "Мне ли не пожалеть..."
(2) М.Веллер "Самовар" - вереница, стилизованных под "авто", биографий людей, теми или иными путями превращенных в обрубки под влиянием советской действительности.
(3) Андрей Сергеев "Альбом для марок". Коллекция людей, вещей, слов и отношений (1936-1956). Даты, ограничивающие объем временными рамками неслучайны - видимо, предполагается второй том (1957-?).
(4) Как это делает В. Санчук, то в стихах, то в прозе ("Знамя" N12 за 1995 г. и N6 за 1996 г.)
(5) "Знамя" N 6 за 1996 г.
(7) Цитата из романа В. Нарбиковой "План первого лица. И второго".
(8) "Знамя" N 4 за 1995 г.
|
В начало страницы Русский Журнал. 3.07.1997. Александра Горячева. Ссылка: "герой". http://www.russ.ru/journal/travmp/97-07-14/goriac.htm Пишите нам: russ@russ.ru |