14.07.1997 |
|
|||||
(Пушкин или пепси-кола) Русская литература - порождение русской интеллигенции. Интеллигенция создала миф Великой литературы и сама же этот миф разрушила. Народ не хочет нести с базара ни Гоголя, ни Белинского, но народ и базар в этом виноваты меньше всего.
Интеллигенция, создавшая миф литературы, тем не менее всегда этой литературы боялась, как мирянин Бога. Бог хорош на иконе или на небе; в реальной жизни находиться рядом с Богом довольно тяжело. Не очень приятно смотреть, как Бог спит, ест, считает деньги, удачно или неудачно ухаживает за девушками... Поэтому между Богом (Гоголем) и народом нужен посредник - Белинский. Посредник - не то ангел, не то бес, не то просто непонятно кто, но пусть лучше будет такой, чем вообще никакого; мирянину (интеллигентному читателю) страшно оставаться наедине с Богом. Другое дело, что посредник оказался хреновый и в итоге превратил Бога в заурядного сельского священника.
Как таковой литературной критики в России никогда не было в принципе. Критический дискурс в России, как и интеллигентский, никогда не был точно артикулирован. Закодированный, он состоит в основном из междометий, катастрофически убогой лексики и намеков на плохой политический режим. Постороннему человеку, плохо знакомому с особенностями русской национальной литературной души, ориентироваться в нем так же сложно, как папуасу в переулках Замоскворечья.
Все комплексы русской интеллигенции отразились на литературе. Интеллигенции всегда хотелось сделать из литературы монастырь. Литература, как и монастырь, никак не должна быть совмещена с нормальной светской жизнью. Конечно, Пушкин никогда не пил шампанское - он пил только святую воду. И пепси-колу Пушкин бы не стал пить. Зачем святому духу земная плоть? Для интеллигента пепси-кола не просто популярный напиток, а признак антидуховности, оскорбление Пушкина, оскорбление святая святых русской литературы; светским наслаждениям не место в монастырской келье.
И, конечно, интеллигенция всегда мечтала о власти, одновременно презирая способы достижения власти. Интеллигенция требовала власть довольно своеобразно - не восклицательными предложениями, а теми самыми знаменитыми вопросами, придуманными критиками, на которые до сих пор довольно сложно дать хотя бы приблизительный ответ: "Что делать?", "Кто виноват?", "Когда же придет настоящий день?" и т.д.
На помощь литературе спешила драматургия. В пьесах висящие ружья и лопнувшие струны создавали иллюзию прямого действия и близкой политической свободы, правда, став при этом акушерами появления на свет нового интеллигентского комплекса - комплекса драматического театра как университета жизни. Все, что интеллигенция не успела "повесить" на литературу, она в полной мере "повесила" на театр. Опере с балетом повезло больше: в России опера и балет остались вне пределов интеллигентского сознания. А вот драматический театр спасти не удалось. Задавленный полностью, он сделался отводным каналом и выгребной ямой литературы.
Говорить о шестидесятниках в единственном числе сложно. Они стали последним коллективным бессознательным восклицательным знаком русской культуры в самом ее классическом, самом одиозно пафосном смысле. Если поколению суждено написать один какой-то метатекст, то "Евгения Онегина", конечно, шестидесятники не написали. Но либретто к опере "Евгений Онегин", безусловно, за ними. Шестидесятники - сторожевые псы и последние защитники пафоса русской литературы, отчетливо выразивших негласный кодекс русского культурного сознания: "Нет пафоса - нет литературы".
Никогда разрыв интеллигенции с зоной современной литературы не был так безнадежно катастрофичен, как сегодня. Интеллигенция отвернулась от актуальной литературы, как от заразного больного. Те же шестидесятники в свое время, когда они были какими-никакими актуальными писателями, такого разрыва не ощущали. Но теперь их уход воспринимается как Апокалипсис.
Сегодня актуальная литература уверенно работает со знаками тела, не имеющими отношения к эротике, слишком плотно вписанными в культурный и вербальный контекст без самостоятельного значения. Актуальная литература наконец показала половые органы, но без всякого уважения к ним, без угрозы жизни и без претензий на власть. И тут интеллигенция уже просто не знает, что сказать. А впрочем, ничего вразумительного можно и не говорить. Можно просто отвернуться от актуальной литературы и решать специфически интеллигентскую проблему - проблему ненормативной лексики.
(сапоги выше Пушкина) Разрыв между интеллигенцией и литературой назревал давно. Но до развода в приличных семьях дело стараются не доводить. Интеллигенция как бы не признавалась, что зона актуальной литературы для нее является зоной кошмаров подсознания и зоной априорного оскорбления, а литература как бы по-прежнему доверяла интеллигенции как своему главному и преданному читателю. И только советская власть была тем замечательным миротворцем, которая не позволяла отношениям между интеллигенцией и литературой закончиться открытым бракоразводным процессом.
Где-то там же, на грани, остались Шаламов с Платоновым. Интеллигенции они оказались нужны только лишь в роли политических публицистов, а не писателей. От литературных открытий Шаламова и Платонова интеллигенция отвернулась, как от красивой безделушки.
Интеллигенция сделала литературу отрыжкой нравственности, причем очень своеобразной нравственности по-русски. Русский литературный процесс всегда шел под присмотром логотипа "Литература есть нравственность". Он шел так в девятнадцатом веке при царе. Он шел так в двадцатом веке при коммунистах. Сейчас он идет так же. Правда, уже без литературы. Литература уже не идет никуда.
Время от времени интеллигенция бунтовала против себя же самой, против собственных нравственных ориентиров, пытаясь из этого круга выйти. Один из критиков еще в девятнадцатом веке догадался, что сапоги выше Пушкина. Это не только литературно-общественный парадокс. Как известно, Пушкин был человеком небольшого роста и, если сапоги на высокой платформе, то сапогам совсем нетрудно быть выше Пушкина.
Что было самое лучшее у шестидесятников - это советский романтизм, сквозь пафос которого проступал звериный оскал и милитаризма, и уголовной романтики, и возведенной до энной степени морализма. Но все это окутывалось флером культурного энтузиазма, необходимостью переустройства мира, и все звериные оскалы до поры до времени выглядели милыми шутками разыгравшихся на загородном пикнике школьников младших классов.
Чем плохи люмпены? В конце советской эпохи, когда люмпен-интеллигенция поглотила интеллигенцию, по степени рефлексии (вернее - по полному ее отсутствию) разница между профессором философии Московского университета и мальчиком из подворотни, впервые открывшим Бердяева, исчезла окончательно. И мальчик, и профессор читали Бердяева; и профессор, и мальчик обожали Высоцкого.
Наверное, ярче всего люмпенизация литературы отразилась на творчестве и восприятии этого творчества двух выдающихся персонажей шестидесятых - восьмидесятых годов: Высоцкого и Венедикта Ерофеева. Это была литература, не стыдившаяся люмпенства, переставшая стесняться интенции к блатной романтике и алкоголизму.
(литературная ситуация как ультиматум идиотизма) Все культурные проекты новой российской власти - кунсткамера осуществившихся желаний русской интеллигенции. И наоборот.
Литература перестала быть априорной ценностью для власти и интеллигенции, актуальная литература - в первую очередь. Но при этом почему-то никого не жалко. Союз между интеллигенцией и литературой - Карфаген, который в конце концов должен был быть разрушен. Сама жизнь его и разрушила.
Толстый журнал есть. Все толстые журналы до сих пор существуют. То, что о них ничего не слышно - это нормально. Сегодня любая информация о литературной жизни - как информация из заброшенного города, навсегда покинутого жителями. Сердцевиной такого города стали толстые журналы в их сегодняшнем состоянии.
В принципе, глянцевому журналу можно быть благодарным за то, что он пытается вытащить литературу на свет Божий. Но в литературе сегодня практически нет светской энергетики. К тому же глянцевый журнал слишком откровенно обслуживает большие деньги и по сути он заинтересован только в рекламе. Все, что между рекламой, большого значения не имеет. Поэтому любая литература, даже актуальная, на страницах глянцевого журнала репрезентируется абсолютно беспомощно. Она зажата между Сциллой рекламы и Харибдой духовности в рыночной упаковке.
Самое главное сегодня для интеллигенции в литературе - это существование Букеровской премии за лучший русский роман года, премии только для оплакивающей потерю русской советской духовности. Актуальная литература, единственно живая на сегодняшний день литература, к этой премии никакого отношения не имеет.
Литература вообще самый плохо защищенный орган тела культуры. Этот "орган" очень болезненно воспринимает изменения атмосферы. Интеллигенция не была готова к существованию литературы в условиях тотального гуманитарного кризиса, хотя стоило принять заранее какие-то превентивные меры... Заморозить, что ли, литературу, чтобы она окончательно не потеряла энергетику и кровь, а потом через какое-то время разморозить и снова выпустить в жизнь. Или отправить русскую литературу куда-нибудь в космос, а потом живой и здоровой снова вернуть на землю.
Какая бы ни была дальше в России литература - литература кича, попсовая литература, "народная" литература, элитарная литература (конечно самая интересная литература будет возникать на пересечении этих "литератур") - интеллигенция к формированию осмысленного литературного пространства никакого отношения иметь не будет. А любая реальная литература будет нести четко выраженную антиинтеллигентскую интенцию.
|
В начало страницы Русский Журнал. 14.07.1997. Игорь Яркевич. Интеллигенция и литература. http://www.russ.ru/journal/travmp/97-07-14/yarkev.htm Пишите нам: russ@russ.ru |