14.07.1997 |
И Памятник Высоцкому - это памятник русскому милитаризму и ворам "в законе". Естественно, сам Высоцкий в этом не виноват, но результат налицо.
Шестидесятники явились классическими жертвами интеллигентских представлений о нравственности и безнравственности. Русская интеллигентская эстетика - настольная энциклопедия для психоаналитика, способного описать "антифрейдовскую" советскую русскую культуру шестидесятых - девяностых годов. Если для Фрейда не было культуры, а были одни сублимировавшиеся комплексы, то советская русская интеллигенция выводила комплексы из представлений о культуре.
Зато есть монумент Победы. Выдающееся творение Церетели - еще одна овеществленная интеллигентская мечта. Этот монумент строили шестидесятники для шестидесятников, интеллигенты для интеллигентов. Всем остальным этот монумент ровным счетом ни о чем не говорит. И пусть интеллигенция теперь жалуется, что это выдающееся сооружение выглядит довольно пошло.
Начало перестройки ознаменовал фильм "Покаяние" с финальной репликой-вопросом "Какая же дорога ведет к храму?". Ответ уже есть - конечно та самая дорога, которая ведет от Кремля на Запад. Именно на этой дороге место самому главному храму.
Конечно же и Храм Христа Спасителя, и монумент Победы - самый обыкновенный кич, пытающийся быть "настоящим" "высоким" искусством. Для русского интеллигентского сознания такая путаница между низом и верхом, кичем и "духом" абсолютно традиционна, а шестидесятники (и в этом им можно отдать должное) просто довели эту путаницу до логического предела. Религия и война в "чисто-благородном" виде - ценности, безусловно, люмпенские. Современная культура, отрефлексировавшая как кич, так и "высокое" искусство, робко выглядывает из-под крыльца Храма Христа Спасителя и стыдливо высовывается откуда-то сбоку монумента Победы. |
В начало страницы Русский Журнал. 14.07.1997. Игорь Яркевич. Интеллигенция и литература. Кич и высокое искусство. http://www.russ.ru/journal/travmp/97-07-14/yarkev1.htm Пишите нам: russ@russ.ru |