Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
В статью Dos
14.07.1997
Отзывы

Архивист
И Памятник Высоцкому - это памятник русскому милитаризму и ворам "в законе". Естественно, сам Высоцкий в этом не виноват, но результат налицо.

За всеми этими советскими всхлипами о погибших и без вести пропавших, пострадавших от Сталина и Гитлера стоит кондовая милитаристская идеология - Родину надо любить, а мы вам (Западу) как следует наваляли, а если будет надо, если Родина скажет - наваляем еще больше. И Окуджава с "Мы за ценой не постоим", и Высоцкий с "Мы вращаем Землю" и "Штрафными батальонами" - все это пьяные страдания сентиментальных сумасшедших генералов, положивших тысячи голов. От всей этой тихой бардовской военной лирики два шага до памятника маршалу Жукову около Могилы Неизвестного Солдата, которого он клал в несметных количествах ради того, чтобы взять очередной город к очередной дате. Но этот маршал и будет петь Высоцкого с Окуджавой. Неизвестный солдат, как всегда, промолчит.

Шестидесятники явились классическими жертвами интеллигентских представлений о нравственности и безнравственности. Русская интеллигентская эстетика - настольная энциклопедия для психоаналитика, способного описать "антифрейдовскую" советскую русскую культуру шестидесятых - девяностых годов. Если для Фрейда не было культуры, а были одни сублимировавшиеся комплексы, то советская русская интеллигенция выводила комплексы из представлений о культуре.

С этой точки зрения Великая Отечественная Война для интеллигенции является местом экстремальной святости. Интеллигенция так и не научилась отличать милитаризм от пацифизма. Война в Чечне снова продемонстрировала полную беспомощность современного интеллигентского дискурса.

Зато есть монумент Победы. Выдающееся творение Церетели - еще одна овеществленная интеллигентская мечта. Этот монумент строили шестидесятники для шестидесятников, интеллигенты для интеллигентов. Всем остальным этот монумент ровным счетом ни о чем не говорит. И пусть интеллигенция теперь жалуется, что это выдающееся сооружение выглядит довольно пошло.

Храм Христа Спасителя, из той же серии "чисто-благородно", идеально выражает путаницу русского интеллигентского сознания между монастырем и публичным домом.

Начало перестройки ознаменовал фильм "Покаяние" с финальной репликой-вопросом "Какая же дорога ведет к храму?". Ответ уже есть - конечно та самая дорога, которая ведет от Кремля на Запад. Именно на этой дороге место самому главному храму.

В интервью "Нью-Йорк Таймс" я сказал, что если раньше, при коммунистах, русские интеллигенты, проходя мимо бассейна "Москва", шептали друг другу: "Раньше здесь был замечательный храм, а потом новые власти снесли храм и построили бассейн", то теперь интеллигенты, проходя мимо Храма Христа Спасителя, будут говорить так: "Раньше здесь был замечательный бассейн, а потом новые власти закрыли бассейн и на его месте построили храм".

Конечно же и Храм Христа Спасителя, и монумент Победы - самый обыкновенный кич, пытающийся быть "настоящим" "высоким" искусством. Для русского интеллигентского сознания такая путаница между низом и верхом, кичем и "духом" абсолютно традиционна, а шестидесятники (и в этом им можно отдать должное) просто довели эту путаницу до логического предела. Религия и война в "чисто-благородном" виде - ценности, безусловно, люмпенские. Современная культура, отрефлексировавшая как кич, так и "высокое" искусство, робко выглядывает из-под крыльца Храма Христа Спасителя и стыдливо высовывается откуда-то сбоку монумента Победы.




В начало страницы
Русский Журнал. 14.07.1997. Игорь Яркевич. Интеллигенция и литература. Кич и высокое искусство.
http://www.russ.ru/journal/travmp/97-07-14/yarkev1.htm
Пишите нам: russ@russ.ru