Русский Журнал
English Win Письмо Mac
Содержание Unix
В статью Dos
20.02.1998
Илья Овчинников. Воскреснуть, чтобы умереть?


Уважаемый читатель! Вы можете вступить в полемику с автором этой статьи, написать о ней , который будет опубликован на этой странице.


Оно работает- вот так чудеса.

Отзывы переехали из MCCME вот сюда
http://imperium.lenin.ru/LENIN/30/ovchi.html

Привет
Миша.

8.1.2001 9:40
Misha Verbitsky
http://imperium.lenin.ru/LENIN/30/ovchi.html
Moscow, USSR.


test

8.1.2001 9:38
test


Вот мы тут с Мишей Вербицким поговорили на эту тему и вон они наши отзывы:


http://www.mccme.ru/~verbit/ovchi.html (KOI-8)
Посредством 50-омных наушников возможно услышать ангельское пение электрической розетки.

6.3.98 14:36
В обязательном порядке: Саша Шерман
Хайфа, Израиль.


Рок-музыка жива, и письма читателей - лучшее тому подтверждение. Поверим на слово Маше Нестеровой, назвавшей Русский Журнал хорошим, и еще раз посетуем на то, что как минимум половина наших статей не имеет ни одного отзыва. Тем приятнее, когда нарисованная тобой картинка вызывает столько разных мнений.
Маша отчасти права в том, что первые два отзыва мало чем отличаются от самой статьи: товарищи Дурново, Кузнецов и Овчинников не являются одной тусовкой, но варятся в одном и том же информационно-культурном котле. Поэтому письмо Григория Дурново в большой степени является "противоположным общим местом" по отношению к статье. Менее придирчив был Сережа Кузнецов, но на собственный призыв обсуждать проблему более широко он пока не откликнулся. Зато его совету самым буквальным образом последовали заокеанские читатели РЖ, за что им искреннее спасибо: "с того берега" многое оказалось виднее. И если московские знакомцы автора этих строк не придумали ничего умнее, кроме как полемизировать с отдельными положениями или общим направлением статьи (тем самым как бы дописывая её), то Маша и Вова действительно подошли к проблеме шире: не надо писать таких статей. Ну что ж, больше не будем; внесем лишь некоторые уточнения.
Письма с того берега местами чересчур эмоциональны (говорю это безо всякой иронии); поэтому не всегда ясно, что именно хотели сказать их авторы. Так, Маша цитирует фразу, которая была "культовой" в Киеве около 20 лет тому назад: мол, панки там, шманки, а я предпочитаю Дип Перпл. Если кому-то кажется, что именно так можно конспективно выразить основной пафос моей статьи, то это неверно: я бы тогда слушал себе Дип Перпл и Пинк Флойд, поплевывал бы на всякий Саундгарден-Радиохэд и ничего бы не писал. Если же фраза насчет Дип Перпл цитировалась к тому, чтобы поставить на место меня с моим интересом к музыке 90-х, то Бога ради; но только в статье, несмотря на некоторую ее провокационность, немало сказано о том, что ситуация в музыке последних лет была на удивление демократичной: в ней было место и Дип Перпл, и их наследникам, и их ярым ниспровергателям. Упомянув же Австралию, я, естественно, не думал уесть кого бы то ни было; просто Австралия еще дальше от нас, чем Америка, и "австралийский гранж" (если при этом не говорить конкретно о группе "Silverchair") звучит по-русски не менее странно, чем, скажем, "молдавская психоделия".
Уважаемая Маша, я не сержусь (хотя слово "Доколе?" не может не напомнить статью "Коловерть беспамятства" из журнала "Молодая гвардия", посвященную все той же рок-музыке); только я вполне искренне уверен в том, что сейчас в популярной музыке сложилась уникальная ситуация, которую я и попытался описать (в меру однобоко). Двадцать лет назад всё было несколько иначе, поэтому сомневаюсь, что в течение стольких лет все подобные рассуждения звучат "на один и тот же лад".
Маша, вы попытались нарисовать мой портрет: 30 лет... выпускник технического вуза... единственный ребенок в семье (последнее, кстати, отчасти верно)... Тип вполне узнаваемый. (Только при чем тут Yello, я не понял.) Осталось дорисовать самодельный ксивник, потертые джинсы, зачитанный до дыр том Стругацких, длинные волосы, - и портрет будет почти готов. Только если бы это был я, я действительно всему современному предпочитал бы Дип Перпл (притом максимум до 1975 года, потому что какой может быть Дип Перпл в 90-х, да еще без Блэкмора), заведомо презирал бы любой гранж и бритпоп и твердил бы на всех углах, что рок-музыка умерла еще 25 лет назад (а она жива, как ни крути, - может быть, это кого-нибудь утешит). И писал бы что-то вроде "И когда солнце озарило холмы Вудстока...", и никому бы не признался в том, что на самом-то деле круче всех - битлы.
Мой портрет дорисовал Вова, накинув мне еще десяток и назвав Ричи Блэкмора - воплощением моего романтического чувства (сейчас буду плакать). Да, если бы этот портрет соответствовал действительности, то я бы любил альбом Ричи Блэкмора 1997 года "Blackmore’s Night" за его нейтральность и ностальгичность (а по мне, так он довольно скучен, ведь Блэкмор со всяким средневековьем всегда заигрывал, а альбомов подобных на свете был вагон уже давно). И ни за что не интересовался бы тем, делал ли что-нибудь Роджер Уотерс после 1983 года, чтобы окончательно не губить мечту своей юности.
Глупо спорить с тем, что мне А)30 Б)40 лет, если моя статья производит именно такое впечатление - значит, в какой-то степени верно и то, и другое. (Хотя ни в том, ни в другом случае меня не интересовали бы ни "Red Hot Chili Peppers", ни "Mansun".) Насчет мечты (в виде Пинк Флойд или чего бы то ни было) сказать затрудняюсь; а насчет своей юности уверен, что не все позади, поскольку мне пока 23 года. Как и еще несколько сотрудников Русского Журнала - Пушкина, я заканчивал исторический факультет МГУ.
Вова, неужели я кажусь таким тупым и самоуверенным, что для меня все "глубины и высоты человеческого и божественного", все сводятся к Пинк Флойд (а группа, кстати, очень хорошая, любой Radiohead все-таки отдыхает...) ? Уж если бы мне было за 30, то я скорее бы Моцарта, Баха и Малера считал бы "вершиной своего духовного переживания". И мне бы не был тогда интересен никакой "Faith No More". И в этом тоже была бы своя правда, потому что всему свое время.
Почему бы всем не взять и не договориться, и не писать больше писем не по делу? А?

3.3.98 11:55
Илья Овчинников
Москва..


Маша написала с душой, но невнятно. Но в основном я согласен: хватит писать глупости типа ”Этот альбом Пинк Флойда хорош, а этот похуже.”
Овчинникову по меньшей мере 40 лет, отсюда и проистекает любовь к Pink Floyd и Richie Blackmore -- любовь, собственно, не к музыке как таковой, а к своей загубленной мечте своей юности. Pink Floyd для многих овчинниковских товарищей по оружию был вершиной духовного переживания, а Blackmore -- воплощением романтического чувства.
И вот эти ребята/мужики-слушатели до сих пор считают себя приближенными тайнам глубин и высот человеческого и божественного через какой-нибудь Breathe, breathе in the air, in the year of the Cat, так сказать.
Скучно, господа-товарищи... Сколько же можно мычать об одном и том же -- Pink Floyd ли это, Nirvana Oasis ли.

2.3.98 11:44
Вова
США.


Не уверена, что прочитается там, у вас. В смысле, декодируется. Но попробовать хочется. Хотелось сразу по прочтении, но после пяти лет отсутствия и недавнего визита домой, я долго не решалась.
Бывшие компатриоты, у кого из вас тоже есть странное чувство, что вас больше не слушают? Не воспринимают всерьез?
Удивительное отношение к нам, живущим не в бывшем Союзе(читай "в Москве"). Бендеровское какое-то- к теням, исчезнувшим в загробной дали, там, за Шепетовкой.
Три месяца назад, в Киеве, за второй бутылкой водки, я услышала теорию о своем появлении из небытия. Мира не существует. Австралии-вместе с ним. Существует что-то, радиусом километров в десять, приблизительно до Борисполя. Уехавших выключают и отправляют на склад. И мое появление - лучшее тому доказательство.
Так вот, о рокен-роле. Теория была рассказана моим старым приятелем, бывшим директором группы "Коллежский ассессор", который когда-то свозил их в ЭдиОбург, на фестиваль. Стал бандитом, приятель. Хуже не стал.
О музыке. Те, кто жили в Киеве в конце 70-80-х, знают, что такое балка.Рома Лейбов определенно должен помнить. На балку приходили за музыкой. В середине восьмидесятых там еще можно было застать удивительных людей в сильно потертых "Ливайс" (не "Левис"), со стопкой сильно потертых пластинок под мышкой. В разговоры они вступали не всегда. В разговоры о панке и постпанке вступали всегда на повышенной ноте. Разговор обрывали фразой "Ну, не знаю, Я - я предпочитаю СТАРЫЙ ДОБРЫЙ ДИПЕРПЛ! ". Над нЙми смеялись, и от них шарахались. Но фраза прижилась и стала культовой.
Я не смеялась. Один из таких людей учил меня химии на первом курсе, а заодно научил слушать хард-рок, пить "Надднипряньське" и играть в преферанс. Он слушал "Рэйнбоу". Я до сих пор люблю "Рэйнбоу".Я попала между поколений.
Один из тех, кто смеялся, сейчас сидит в соседней комнате. Когда я иду в СD библиотеку за очередной музычкой, он отрывается от своего Delphi3 и просит взять на его долю какой нибудь старый добрый Диперпл. Имеется в виду, нужно принести Death in June или там Revolting cocks. Да сРросите Мишу Вербицкого. Сидит там в своем Гарварде, а на странице у него этих смертей в июне...
Да, так о нас, уехавших... Поскольку рокен-рол, типа, придумали здесь, а не, типа, там, то я, все-таки, не очень стесняюсь, поскольку, я, типа, там.
Первое чувство, испытанное мною после того, как моя серая, безликая картина английского развалилась, наконец-таки, на составные части года четыре назад, было чувством сильного стыда за написанный мною и напечатанный в разных местах десяток статей о музыке. Но я не об этом.
Мне кажется, Илье ОвчинОикову стоит попробовать написать о чем-нибудь другом.Честное слово, я так думаю не потому, что он меня уел, написав о том, что грандж слушают даже в Австралии. Его, к сожалению, слушают здесь преимущественно. К сожалению, еще и играют.
Abovementioned чувство стыда со временем сменилось чувством зависти, а потом тихой печалью, по прочтении таких, скажем, книг, как England's Dreaming Сэвэджа, о взрыве панка, или Altered State Коллинза, о культуре Экстази и dance culture.
Почему, ну почему, ну почему никто и никогда не написал ничего подобного на русском?!
Илья ОвчинникоЧ, не сердитесь. но сколько же можно-то, об одном и том-же, и на один и тот же лад, двадцать то лет подряд, во всех изданиях, начиная с богоспасаемых рок-клубов? Доколе?
Я бы могла написать вам письмо начиная с "Я много о вас знаю...". Я думаю, что вы учились в университете, я думаю, техническом. Я думаю, вам около 30; здесь могут быть разночтения - если вам тридцать три, скажем, вы бы больше написали о, скажем, Yello. Правда, вы написали много о Блэкморе, но это может объясняться тем, что вы единственный ребенок в семье, например. Вы могли учиться где-нибХдь не в техническом, но тогда бы вы, наверное, написали что-нибудь о
Weather Report, и пристегнули бы это к року.
Почему бы всем взять и не договориться, и не писать больше таких статей про рокен-рол? Вот-таки взять и договориться?
Всем миром.
И не говорите мне о праве на личное мнение. Два отзыва, перед моим, мало чем отличаются от самой статьи. А Kузнецов еще взял и выругал. По привычке, я полагаю.
А за журнал спасибо. Я поэтому и расстроилась, что журнал хороший. Почему-же обо всем можно написать по-человечески, а русские статьи о современной музыЛе обязательно начинаются с фразы "И когда солнце рано утром озарило холмы Вудстока..."
С уважением
Маша
P.S. Пожалуйста, может ли кто-нибудь спросить Сережу Кузнецова, передал ли он книги Пелевину?
P.P.S. Вы спрашивали о теме для Форума - Форум не Форум, а попробуйте расспросить людей, что они думают о нас, а мы о них, и кто это мы, а кто они, и там это где. Интересные вещи услышите. Жаль, правда, если получится еще одна статья о рокен-роле.


28.2.98 18:8
Маша Нестерова
Perth, Australia.


   Как в любой "большой теоретической статье" про какое-то явление, наибольший всплеск эмоций у читателя вызвает список поименованных ... гммм... объектов. Помню, были времена (лет 10-15 назад), когда в западных статьях о пост, простите, модернизме все с интересом изучали список литературы ("ага, а Кортасар тоже ПМ"!).
   Аналогично с роком. Я, в силу своей музыкальной темности, не очень понимаю, что это такое. Скажем, Дэвид Боуи - это рок? И что, собственно, есть критерий роковости - тексты?техника?гитарка?
   Совершенно ясно, что если задать жесткую формулировку по типу "рок это когда играют на таких-то таких-то инструментах такую-то такую-то музыку" то он, конечно, если не мертв, то скоро сдохнет. Если давать определения более расплывчатые - то вполне жив. Причем, чем расплывчатее, тем живее.
Главный все же вопрос: "Почему это нас волнует?" Вероятно, понимая под роком набор формальных характеристик (еще рок... уже не рок етс), мы подразумеваем образ жизни и мышления. И потому сообщение, что рок умер вызывает столь сильные эмоции - нам кажется, что от того, что больше не появляется "хороших роковых альбомов" умер Вудсток, психоделия, фри лав и прочие радости. То есть нас волнуют глобальные культурологические изменения. Тогда давайте расширим контекст и будем это и обсуждать. А то немного напоминает дискуссию "Будет ли у кино второе столетие?", популярную года два назад. Какая на *** разница - будет, не будет. ЧтТо, так не найдем, чем заняться?

25.2.98 7:59
Сергей Кузнецов
Монокль
Москва, ясно какая.


   Прочел. Отзываюсь.
   >Рок-музыки больше нет.
   Нет, есть!
   >новая волна
   О новой волне сказано откровенно мало, хотя она явно заслуживает большего - просто мы ее плохо знаем.
   >“альтернативщики”
   Если уж ты для не очень знающих пишешь, попытайся истолковать термин. Кстати, о них у тебя вроде все написано точно. Под абзацем о прогрессивном металле - подписываюсь.
   > и в результате создавали свои худшие альбомы
   Не худшие! “The Final Cut” все-таки отличается от перечисленных рядом, хоть он и вторичный. Вот “A Momentary Lapse of Reason” - это...
   >Рок, казалось, начал возрождаться в начале девяностых...
   Минуточку. Так “альтернативщики” - это рок или не рок? Тут-то и загвоздка! Если говорить о традиционном роке, так он, наверное, действительно умер около года 80-го, потом в 91-м воскресштобумереть... и все! Тогда и писать-то не о чем. Дело в том, что нам очень хочется причислить все, что мы любим (не считая оперы Don Giovanni) к року, разве нет? И мы имеем на это полное право. Так что и альтернативщики - рок, и гранж, и брит-поп, и в чем-то даже некоторое техно. (Тупик? Возможно.)
   >"Alice in Chains", "Soundgarden" и "Pearl Jam"
   >юмор, напоминавший не то "The Clash", не то "The Who"
   Не назвал бы юмором ни то, ни другое, ни третье. По-моему, это не юмор, притом у всех трех разный "неюмор". У “Клэш” это такое... нет, не хамство, скорее довольно тупое паясничание, и то редко (вот у “Секс Пистолз” - у тех юмор). У “Ху” - просто дурачатся ребята, и опять-таки неинтересно. А у гранжевиков такой полумрачный недостеб, но это не юмор ("Angry chair" еще туда-сюда...).
   >Самым удачным оказался альбом “Deep Purple” 1993 г. “The Battle Rages On”.
   Ерунда! “Perfect Strangers” гораздо лучше и оригинальнее TBRO. На PS, кроме “Perfect Strangers” и “Knocking at your back door”, есть еще песни вполне сильные (A Gypsy’s Kiss, Wasted Sunsets, Hungry Daze, да даже и Nobody’s Home). А на ТБРО музыкально интересна только одна песня - Solitaire. Диск не то что не сильный, он именно что обманывает - оказывается, что большинство песен довольно тупо сделаны, неоригинально. То есть никто не спорит, что форма - это тоже важно (хотя, впрочем, о том, что мы понимаем под формой, мы тоже не договорились), но не должна она перекрывать содержание по важности! На одном драйве Дип Перпл далеко не уехали бы, правда. Все-таки их мы любим в первую очередь не за это.
   >новые песни могли при желании напомнить как “Led Zeppelin”,
   >так и Питера Хэммилла (соответственно “The Aviator” и “Soon Forgotten”).
   Про “The Aviator” натянуто, а про “Soon Forgotten” просто чушь собачья, извини, конечно! Ну ты сказанул!!! Какой же это Хэммилл?!! (Кстати, уж про него-то надо было много сказать, и про то, что он был в рядах арт-рока, но всегда отличался личностностью, и про то, что он фантазировал со всем на свете, и кое-где даже что-то получилось, но не заметили его - видимо, потому, что он был уже старик; вот когда кто-то новый что-то новое делает - это, мол, другое дело.)
   >песни “Blur” удовлетворяли не всю публику, а лишь, скажем, девяносто ее процентов.
   Не очень вразумительно, прямо скажем. Ты что, хочешь сказать, что публика разом поглупела?
   >монстр наконец-то пожрал сам себя
   Дык не пожрал же - The Verve!
   >“Primus” или “Faith No More”
   А как же, блин, Mr. Bungle? Вот кто все точки поставил!
   >Что же теперь?
   На самом деле, очень много чего - надо только о терминах договориться!
   >При всем при том где-то до сих пор выступают “King Crimson”...
   Как раз от них вполне можно ждать чего-нибудь новенького!
   >что-то сочиняет Роджер Уотерс...
   Только не это!!! Не хватало нам Джобсона с идеями тоталитарного государства - теперь Уотерс будет нам петь про войну в Заливе, Боснии, Чечне...
   Итак, о чем же следовало еще сказать? Во-первых, НЕЛЬЗЯ говорить о музыке второй половины 90-х, не упомянув об альбоме “Pop” U2, как бы ты к нему ни относился. Во-вторых, скажу, что, на мой взгляд, ничего не умерло, просто ты отказываешься считать роком эксперименты с компьютером. Нет, я не про Prodigy говорю, а про Portishead и Beck. Это, безусловно, новое слово, причем достаточно эффектное - возможно, такая музыка и будет теперь основной отдушиной для интеллектуалов, поскольку является крайне удачным (не тупым) совмещением живых и электронных звуков. И, наконец, что, альбом “Good God’s Urge” - это тебе поминки (похороны смеха)? По-моему, они как раз очень даже живые...
   В том-то вся и штука, что рок - явление крайне разностороннее и - как ни крути - выживающее; поэтому интереснее было бы сказать, что, пока мы болтаем, появляется что-то новое... Как-то ты слегка забываешь, что пишешь о чем-то, а не так просто. Впрочем, может, я отстал от времени. Или все с ума посходили...
   Что рок-музыка умерла, не согласен. Но то, что для кого-то она даже и не рождалась - это факт. Вот у меня в соседней комнате смотрят видеокассету, где записано, например, следующее: Scooter, PF Project, Tic Tac Toe, Aaron Carter, East-17 remix, The Rapsody (без h) feat. Warren G. & Sissel и прочие ублюдки. Что нам делать?!!
Пиши еще. Поспорим (что рок станет горем).

23.2.98 12:16
Григорий Дурново
Москва.




В начало страницы
Русский Журнал. 20.02.1998. Травмпункт.
Илья Овчинников. Воскреснуть, чтобы умереть? Отзывы.
http://www.russ.ru/journal/travmp/98-02-20/ovchin0.htm
Пишите нам: russ@russ.ru