Russian Journal winkoimacdos
21.05.1998
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Травмпункт архивпоискотзыв

Есть такая партия: наши библиотеки

Маргарита Самохина

Кто и зачем сегодня идет в библиотеку

В 70-х и 80-х библиотеки медленно, но верно пустели. В начале 90-х сюда стали возвращаться старые читатели и приходить новые. Это была работающая или вышедшая на пенсию интеллигенция, которой уже не хватало денег на книги и толстые журналы. Это были любители газет, внимательно следящие за событиями и их отражением в изданиях различной политической ориентации. Поклонники детективов, фантастики и всего, что было еще внове, - мистики, эзотерики - приходили потому, что спрос на книжном рынке превышал предложение. Многих привел интерес к отечественной истории - в общем-то традиционный для библиотечных абонентов, но тогда вдруг резко повысившийся. Появлялись и бизнесмены, озабоченные налогами, и безработные, ищущие информацию о вакансиях.

Но прежде всего в библиотеку пришли учащиеся. Именно в 90-х начались перемены в системе образования. Библиотеки учебных заведений не могли справиться с новыми читательскими запросами. Гимназисты, лицеисты, студенты хлынули в публичные, а там, где это было возможно, в научные и специальные библиотеки.

По закону нельзя открыть учебное заведение и получить лицензию, если учебный процесс не обеспечен - если нет библиотеки. Но чтобы сформировать библиотечный фонд и справочный аппарат под соответствующие учебные программы, нужны годы. Фундаментальные же библиотеки старых университетов и гуманитарных вузов (не говоря уж о библиотеках школьных) не в состоянии обеспечить учебный процесс - нет денег на книги и периодику.

Не получив ничего или почти ничего в учебной библиотеке (а иногда и вовсе ее минуя), молодой человек идет в ту, что возле дома: центральную районную, центральную городскую, любую другую - куда запишут. Это относится и к детям. Самые прилежные и упорные, особенно девочки, готовы обойти в поисках нужной книжки несколько библиотек. Есть, впрочем, и иные способы выполнения заданий. Родители, бабушки и дедушки сейчас не только обращаются в свои "взрослые" библиотеки за книгами для детей и внуков: в читальных залах этих библиотек можно увидеть не очень молодых мужчин и женщин, пишущих доклады и рефераты для младших членов семьи.

В научную библиотеку вдруг записалось огромное количество студентов. Традиционным посетителям (научным работникам, особенно пожилым) кажется, что они слишком свободно себя ведут, слишком громко разговаривают, пиво из банок пьют. И вообще, неудобно профессору стоять в гардеробе в очереди за студентом! Каковы приоритеты библиотеки?

Не случайно поэтому именно учащаяся молодежь и именно в ответ на запросы, связанные с учебой, получает отказы в публичных и в научных библиотеках чаще, чем представители других читательских групп. Денег на комплектование нет.

Куда, к кому, зачем и с чем идет сегодня библиотека

Организациям, как и людям, в подавляющем большинстве случаев не хочется быть бедными. Вопрос в том, какие усилия способны и готовы приложить профессионалы, какие ценности и приоритеты пересмотреть (если угодно - чем пожертвовать) - и ради какой именно степени обогащения. По этим критериям библиотеки разнятся значительно: сыграли роль объективные и субъективные факторы, действовавшие в последние годы и внутри каждой из них, и вовне - в экономике, политике, образовании, культуре того или иного региона.

Многие выбрали или вынуждены были принять программу-минимум: выжить, сохраниться как структура, не потерять помещения, штаты, продержаться в надежде на будущее. Однако и эта задача требует определенных усилий: надо сохранить лицо, имидж культурной организации, удержать хотя бы некоторых специалистов, хоть как-то обновлять фонд. Как правило, средства для этого добываются или за счет сдачи в аренду библиотечных помещений, или посредством разного рода платных услуг, прежде всего ксерокопирования. Иногда таким образом удается не только продержаться, но и заработать. Но пропадают втуне профессиональные знания и навыки, унижается квалифицированный труд.

У кого есть силы и способности - сопротивляется. Хочется не выживать, а жить. Библиотека сосредоточивает свои человеческие ресурсы, свои мозги. Она ощутила себя в той ситуации, которую социологи называют ситуацией социального обмена: рассчитываешь получить поддержку от государства, организации, группы, отдельного человека - предоставь взамен нужные им, соответствующие их целям и ценностям товар или услугу.

Социальный обмен с абонентами, посетителями так или иначе налажен. Их доверие, понимание (в крайнем случае снисхождение) обеспечено. Но эта поддержка не может быть материальной: библиотечное обслуживание у нас бесплатное.

Следовательно, надо выявить группы населения, заинтересованные в имеющихся у библиотеки (или в таких, которые она может создать) продуктах и услугах, готовые взамен оказать поддержку - в том числе денежную.

Выход на население, а не только непосредственно на читателей - одна из основ деятельности библиотек во всем мире. Сегодня библиотека хочет зарабатывать не только авторитет, но и деньги. Результаты квалифицированного труда - сценарии литературных и музыкальных вечеров, уроки, беседы, лекции, встречи с интересными людьми, современные варианты традиционных массовых мероприятий (интеллектуальные игры, брейн-ринги и прочее); реже - библиографические списки, рефераты, каталоги, банки и базы данных. Это производится, организуется, предлагается, делается по специальному заказу - и покупается.

Все больше (хотя в масштабах страны, конечно, немного) библиотек, которые разрабатывают и осуществляют целые программы; они выигрывают гранты, получают от местных властей и общественных организаций финансирование под свои проекты. Содержание проектов самое различное: работа с детьми, пенсионерами, инвалидами, краеведческая и экологическая деятельность, создание служб социальной информации, центров по поддержке образования. Есть библиотеки, пытающиеся выйти на бизнесменов, на коммерческие организации, собирать и классифицировать информацию по их заказам.

Результаты таких усилий очень различаются. Зато успех выделяет библиотеку из общего ряда, дает возможность сделать следующий шаг. Полученные при социальном обмене ресурсы (не только деньги!) могут пойти на развитие обслуживания читателей или работы с населением, на поощрение специалистов, а иногда - просто администрации; именно это предопределит стратегию следующих проектов.

Новые условия потребовали прежде всего умения показывать товар лицом, представлять себя энергичными, информированными, современными. Отсюда интерес библиотек к рекламе, к public relations. Отсюда же парадоксы: вот библиотека, известная своими эффектными акциями, методическими и информационными разработками, - но в ней нет посетителей; в вот другая, где современные проекты реализуются в помещениях, отнятых у читателей.

В течение десятилетий официальному взгляду, согласно которому библиотека была прежде всего идеологическим институтом, подспудно противостояли другие, - культуртрегерские.

"Прежде всего мы - центр культуры!". Кто правдами и неправдами всю жизнь отстаивал этот взгляд в борьбе с коммунистической библиотечной идеологией, не хочет отказаться от него сегодня. Есть библиотеки, где много говорят о классике, о признанных ценностях, привычно опираются на интеллигенцию среднего и старшего поколения. К зарабатыванию денег, к платным услугам здесь относятся плохо. Гордятся тем, что в свое время у них собирался СМОГ, принимали Коржавина, Губермана, представителей философского андеграунда... По сей день музыканты и поэты приходят охотно и, конечно, бесплатно - как к старым друзьям.

В некоторых библиотеках, ориентирующихся на эту модель, считают, однако, важным поддерживать и современную, не всеми признанную культуру. Собирают малотиражные или неопубликованные материалы, предоставляют место для встреч молодежи, не только произведения, но и манеры которой зачастую неуютны для библиотекаря. "Сотрудники возмущаются: что за культура, если эти поэты на диваны не садятся, а ложатся и на ковры пепел стряхивают, - рассказывает заведующая. - Но я их уверяю - это будущие гении!"

Нынешняя аномия, возникшая в результате резкого слома многих институциональных норм, связана, кроме всего прочего, с легализацией, утверждением различных моделей, с их спорами, соперничеством. Российское понимание культуры традиционно просветительством. В качестве приоритетной задачи библиотеки выдвигается распространное. На этом поле "культурники" парадоксально сближаются с теми, кому в прошлые времена чаще противостояли, - с "воспитателями". Если первые хотят нести просвещаемым то, что считают самым важным, самым ценным в культуре, то вторые уверены, что именно несомое ими избранное, и только оно, есть самое ценное, ибо оно - воспитывает, а не просто делает культурней.

Обсуждение понятий "культура", "просвещение", "воспитание", "духовность" сегодня непосредственно связано с вопросом - на что тратить деньги? Приобретать ли массовую беллетристику? Подписываться ли на "спросовую" периодику, заполненную эротикой и просто сплетнями? Как быть с религиозной - разных конфессий или даже сект - и атеистической литературой?

Одна из партий (Жириновский, конечно) забрасывает библиотеку своими изданиями, причем бесплатно. Другие партии и движения не столь активны. Как должна вести себя библиотека, чтобы ее фонд остался "политически нейтральным"?..

У тех, кто видит в публичной библиотеке прежде всего центр информации, с этим проще. Они исходят из "потребностей читателей" (которых предпочитают называть "потребителями" или "пользователями"). В качестве приоритета здесь выдвигается "свободный доступ к информации". Одновременно подчеркивается, что и сама информация, и время на ее поиск имеют, просто-напросто свою цену. В такой библиотеке не закроют читальный зал в часы проведения литературного вечера или занятия кружка - зато вполне вероятно взимание платы за подбор материалов.

Обсуждаются и другие приоритеты - роль библиотеки как организатора досуга, как центра общения... Добавим, что информатизация библиотек, внедрение компьютерных технологий вот уже несколько лет декларируются в качестве важнейшей задачи Управлением библиотек Министерства культуры, то есть объявлены официальными приоритетами - со всеми плюсами и минусами таковых...

Пиратские CD-ROMы стоят в пять-десять раз дешевле лицензионных. Первые библиотека (как государственная организация) вообще-то не имеет права приобретать, на вторые если и потянет, то не для выдачи на дом. А те, кто имеет компьютеры, именно на дом хотят получить и энциклопедии, и учебные программы, и развивающие игры. Согласны под залог - но залог ведь должен быть не меньше цены. Не придется ли бедным, но компьютеризирующимися библиотекам поддерживать пиратский компьютерный бизнес?..

Время и пространство создают конкретные ситуации, выход из которых библиотеке каждый раз надо находить заново. Но, как ни странно, библиотеку по-прежнему любят и ценят (особенно старшее поколение). Если в схему опроса "кому вы доверяете?", популярную сегодня у политических социологов, включить библиотеку, она, возможно, соберет больше голосов своих посетителей, чем президент, правительство, парламент, пресса, армия и многие другие социальные институты.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru