29.08.1997 |
Инициативная группа по созданию Русского университета
Среди комплекса стратегических проблем, стоящих перед новой российской властью, должна быть выделена одна, решение которой - вопрос жизни и смерти самой этой власти. Она не является, строго говоря, ни проблемой безопасности, ни политической, ни социально-экономической, ни идеологической, однако содержит в себе ключ к решению всех указанных проблем. |
За каких-нибудь пять лет лицо российской власти неузнаваемо изменилось. Личностный потенциал государственного аппарата неизмеримо возрос: "во власть" пришло новое поколение тридцати- и сорокалетних, обладающих высоким уровнем образования, динамизмом и современным кругозором. Российский госаппарат сегодня - один из самых интеллектуальных в мировой истории. Горький парадокс в том, что эффективность его деятельности ниже всякой критики и продолжает снижаться. И можно с уверенностью утверждать, что такое положение дел не изменит ни приход к власти политической оппозиции, ни сколь угодно энергичная кампания по борьбе с "коррупцией" или "бюрократизмом". |
Выход из тупика - в совместном усилии представителей российской Власти и носителей русской Идеи сконструировать и вырастить новую форму деятельности по решению проблем развития России. Эта форма должна быть, с одной стороны, органична для отечественной политической, организационной и духовной культуры, а с другой - основана на объективных тенденциях общественного развития и современных достижениях мировой науки и практики управления.
Задача Русского университета - кадровое обеспечение процесса решения проблем российского развития в современных условиях. |
Из сказанного выше следует, что подготовка кадров в Русском университете должна иметь трехслойный характер, осуществляться на трех уровнях:
- формирование целостного, универсального типа личности, способной принимать решения и осуществлять практическую деятельность исходя из ценностей и идеалов отечественной культуры и на основе всесторонних знаний о предмете деятельности. |
При формировании Русского университета наиболее естественным представляется путь добровольного объединения на базе сформулированных принципов нескольких уже сложившихся сильных коллективов педагогов и исследователей, которые не захотят поступаться достигнутым уровнем независимости. Поэтому за основу внутренней структуры можно было бы взять британскую двухуровневую схему "университет - колледжи" с предоставлением подразделениям ("школам"?) полной академической независимости в вопросах постановки учебного и исследовательского процесса, а также разумной административной автономии вплоть до статуса юридических лиц. Университетский уровень должен представлять весь комплекс общих интересов в отношениях с внешним миром, а также организовать совместную выработку общеуниверситетского стандарта фундаментального образования с целью облегчить внутренние переходы между школами-колледжами в процессе предметной специализации. |
Принцип "собрать все лучшее любой ценой" имеет приоритет (по отношению к принципу "пусть плохонькое, но свое").
Русский университет учреждается по инициативе Русского института (3) при непосредственном участии государственных органов, а также других заинтересованных юридических и физических лиц на основе соответствующего учредительного договора. В рамках договора Русский институт возьмет на себя разработку концепции, структуры, программы развертывания деятельности университета в соответствии с указанными выше принципами, обеспечение его кадрами преподавателей-исследователей, разработку и систематическое обновление базовых учебных курсов, организацию содержательной стороны педагогического процесса. Государство предоставит университету права и льготы государственного высшего учебного заведения (в сочетании с особым статусом по ряду вопросов) и обеспечит скорейшее развертывание деятельности Русского университета за счет перераспределения имеющихся ресурсов. |
Русская корпорация поначалу может складываться как объединение представителей высшего управленческого звена государственных, коммерческих, политических и иных организаций, заинтересованных в распространении современных форм организационно-управленческой деятельности, и прежде всего - в реформе российского властного аппарата на указанных выше принципах. Текст подготовлен С. Чернышевым. Октябрь 1996 г.
Русский Университет является одним из проектов, осуществляемых Русским Институтом.
(1) Какой бы смысл ни придавался выражению "общечеловеческие ценности", значимых социальных субъектов, строящих свою деятельность преимущественно на подобной основе, покуда не существует, и возможное их появление - дело отдаленного будущего.
(2) Сходные принципы в свое время были заложены в фундамент Московского физико-технического института (с поправкой на то, что речь шла не о гуманитарном образовании). Поэтому в качестве неформального образа-аналогии, понятного многим специалистам сферы высшего образования, я бы рискнул говорить о "гуманитарном физтехе".
(3) Независимая некоммерческая организация, учрежденная частными лицами.
(4) Здесь этот важный предмет затрагивается лишь косвенно - в той мере, в какой это существенно для обсуждения начальных этапов становления Русского университета.
|
В начало страницы Русский Журнал. 29.08.1997. Русский университет. Краткий очерк концепции. http://www.russ.ru/journal/univer/97-08-29/ru.htm Пишите нам: russ@russ.ru |