Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
29.08.1997
Отзывы
Архивист

Инициативная группа по созданию Русского университета


Центральная проблема реформ

Среди комплекса стратегических проблем, стоящих перед новой российской властью, должна быть выделена одна, решение которой - вопрос жизни и смерти самой этой власти. Она не является, строго говоря, ни проблемой безопасности, ни политической, ни социально-экономической, ни идеологической, однако содержит в себе ключ к решению всех указанных проблем.
Положение резко усугубляется тем, что она плохо осознана, не сформулирована в явном виде и не поставлена под первым номером в повестку дня.
Проблема эта - проблема перехода к новой форме деятельности властного аппарата, адекватной современным вызовам, новому предмету и целям управления, взамен архаической, унаследованной от советских и царских времен. Власть (а вместе с нею - и страну) может спасти только безотлагательная самореконструкция, конструирование Властью самой себя в качестве субъекта решения проблем российского развития.


Симптомы и структура проблемы

За каких-нибудь пять лет лицо российской власти неузнаваемо изменилось. Личностный потенциал государственного аппарата неизмеримо возрос: "во власть" пришло новое поколение тридцати- и сорокалетних, обладающих высоким уровнем образования, динамизмом и современным кругозором. Российский госаппарат сегодня - один из самых интеллектуальных в мировой истории. Горький парадокс в том, что эффективность его деятельности ниже всякой критики и продолжает снижаться. И можно с уверенностью утверждать, что такое положение дел не изменит ни приход к власти политической оппозиции, ни сколь угодно энергичная кампания по борьбе с "коррупцией" или "бюрократизмом".
Данная проблема может рассматриваться на трех уровнях. С одной стороны, предмет деятельности госаппарата за последнее десятилетие претерпел глубокие качественные изменения, характеризуется постоянным усложнением проблем и стремительной, часто катастрофической динамикой. С другой - существует явный вакуум в сфере идеалов и ценностей, и руководство устанавливает цели деятельности различных подразделений госаппарата, в лучшем случае исходя из "здравого смысла", а в типичном - из групповых или личных интересов. Но главный узел проблемы все же в самуй унаследованной Властью форме деятельности по преобразованию предмета в соответствии с поставленными целями.
При существующей архаической форме аппаратной деятельности процессы принятия управленческих решений не отделены от процессов воспроизводства власти. Власть все менее занята решением проблем общества и все более - самой собой: перманентным процессом захвата, удержания и расширения власти. Все структуры власти находятся в состоянии нарастающей неустойчивости. Среднее время пребывания политиков и чиновников высокого уровня на своих постах на порядок меньше, чем в советском аппарате, и быстро сокращается, в то время как проблемы, подлежащие решению, все более приобретают стратегический характер и требуют долговременных, систематических усилий. Образовался порочный круг: всякое обращение носителя власти к проблемам своей сферы ответственности, к содержательным вопросам, касающимся предмета или целей управленческой деятельности, не только не сулит тактического успеха, но, напротив, бумерангом бьет по нему самому, ибо вырывает из логики внутриаппаратной борьбы и чревато частичной или полной потерей власти.
В государственном аппарате по-прежнему отсутствуют "клеммы" для регулярного подключения интеллектуального и духовного потенциала. В сущности, российской власти в нынешней ее форме не поможет никакая "русская идея", - как не поможет ей никакое теоретическое или практическое знание, экспертный потенциал аналитиков и специалистов-предметников. Есть только две формы потребления властью их продукта: либо писание "докладных записок", которые в аппарате некому, некогда и незачем читать, либо превращение носителей идей и знаний в штатных консультантов и советников, за чем автоматически следует их поглощение аппаратной формой деятельности, перманентной погоней за ускользающей властью.


Путь к решению проблемы

Выход из тупика - в совместном усилии представителей российской Власти и носителей русской Идеи сконструировать и вырастить новую форму деятельности по решению проблем развития России. Эта форма должна быть, с одной стороны, органична для отечественной политической, организационной и духовной культуры, а с другой - основана на объективных тенденциях общественного развития и современных достижениях мировой науки и практики управления.
Эта форма должна быть далее использована Властью для эволюционного выращивания уклада собственного будущего-в-настоящем, поэтапного самоконструирования себя как корпорации лиц, принимающих решения, и планомерного перерождения собственной омертвелой ткани в жизнеспособную.
Со стороны Идеи эта форма должна быть использована для постепенной реформы системы образования, обучения и воспитания, ее перенастройки на формирование все более широкого слоя лиц не просто "образованных", а способных профессионально и компетентно принимать решения, исходя из ценностей и идеалов русской культуры и на основе современных знаний о предмете.
Тем самым образуются два взаимодействующих, но независимых контура, в рамках которых Власть и Идея реализуют свой собственный интерес (стабильное воспроизводство), при этом нигде не вмешиваясь в компетенцию друг друга.
Таким образом, речь идет о комплексе из двух взаимосвязанных стратегических программ, которые можно условно обозначить как "Русская корпорация" и "Русский университет". Ниже речь пойдет в основном о второй из них.


Задача Русского университета

Задача Русского университета - кадровое обеспечение процесса решения проблем российского развития в современных условиях.
Выражение процесс решения проблем здесь означает сознательно реализуемую в деятельности субъекта общественного развития методологию, технологию и индустрию принятия организационно-управленческих решений.
Выражение российское развитие означает один из полюсов мирового развития, субъект которого в процессе решения проблем ставит цели и использует критерии их достижения, основанные на системе ценностей, идеалов и интересов русской культуры, традиции и цивилизации, и при этом учитывает, что прочие субъекты-полюса строят свою деятельность исходя из собственных систем ценностей, идеалов и интересов (1).
Выражение современные условия означает предметную привязку указанного процесса решения проблем российского развития к конкретным объектам, обстоятельствам времени и места, а также конкретной логике взаимодействия с другими субъектами мирового развития.


Структура педагогического процесса

Из сказанного выше следует, что подготовка кадров в Русском университете должна иметь трехслойный характер, осуществляться на трех уровнях:
- методологическом (деятельностно ориентированном);
- идеологическом (ценностно ориентированном);
- теоретическом (предметно ориентированном).
Иными словами, процесс подготовки включает три существенно различных компонента:
- обучение (овладение универсальными формами деятельности по решению проблем);
- воспитание (приобщение к системе ценностей русской культуры, порождающей цели и критерии этой деятельности);
- образование (получение знаний о предмете решения проблем российского развития).


"Гуманитарный физтех" - основные принципы деятельности:

- формирование целостного, универсального типа личности, способной принимать решения и осуществлять практическую деятельность исходя из ценностей и идеалов отечественной культуры и на основе всесторонних знаний о предмете деятельности.
- Элитарный характер университета, общероссийский многоступенчатый конкурсный отбор учащихся по жестким критериям и на строго индивидуальной основе с использованием системы олимпиад, открытых конкурсов работ, заочных школ и подготовительных курсов.
- Систематическое отслеживание, изучение, отбор и творческое применение традиционных и новых форм, методов и подходов в сфере педагогики, развиваемых в России, равно как и целенаправленное заимствование, перенос, творческое использование и развитие форм и существенных элементов западной педагогики.
- Приоритетное привлечение к педагогической работе наиболее ярких представителей отечественной культуры, авторов выдающихся работ в области гуманитарных дисциплин, осуществляемое в рамках специального проекта на конкурсной основе.
- Привлечение к педагогической деятельности в университете видных иностранных ученых и специалистов, систематическое использование целевых зарубежных стажировок.
- Придание гуманитарному знанию - наряду с фундаментальностью - конструктивного, проектного, практически ориентированного характера. Сочетание общеуниверситетского образования широкого профиля с поэтапным все более глубоким вовлечением учащихся в практическую исследовательскую и проектную деятельность под индивидуальным руководством ведущих специалистов.
- Постоянный опережающий учет - в структуре преподавательской и исследовательской работы, в перечне и специализации отделений, факультетов и школ - современных представлений о структуре общества как предмета сознательной человеческой деятельности. Использование для предметной специализации принципа "базовых кафедр": закрепление за каждой группой обучающихся конкретных государственных, коммерческих, политических, общественных, научных и иных организаций, где они проходят стажировку не менее половины срока пребывания в университете и куда, как правило, направляются на работу по распределению.
- Равномерно высокий уровень нагрузки в течение всего времени пребывания в университете с упором на самостоятельную работу и неукоснительным отсевом неуспевающих.
- Предоставление студентам широкого спектра академических прав и свобод: свободное посещение, право выбора из нескольких параллельно читаемых лекционных курсов по каждой дисциплине, право выбора тьютора, широкие возможности изменения специализации с соответствующими переходами внутри университета - в сочетании с жесткой ответственностью за результаты использования этих свобод (2).


Административная структура

При формировании Русского университета наиболее естественным представляется путь добровольного объединения на базе сформулированных принципов нескольких уже сложившихся сильных коллективов педагогов и исследователей, которые не захотят поступаться достигнутым уровнем независимости. Поэтому за основу внутренней структуры можно было бы взять британскую двухуровневую схему "университет - колледжи" с предоставлением подразделениям ("школам"?) полной академической независимости в вопросах постановки учебного и исследовательского процесса, а также разумной административной автономии вплоть до статуса юридических лиц. Университетский уровень должен представлять весь комплекс общих интересов в отношениях с внешним миром, а также организовать совместную выработку общеуниверситетского стандарта фундаментального образования с целью облегчить внутренние переходы между школами-колледжами в процессе предметной специализации.
В своем развитии университет должен постепенно охватить всю вертикаль - от дошкольной подготовки, через среднюю и высшую школу, аспирантуру и докторантуру и до института повышения квалификации высшего управленческого персонала.


Подход к расширению и развитию университета

Принцип "собрать все лучшее любой ценой" имеет приоритет (по отношению к принципу "пусть плохонькое, но свое").
Набор увеличивается только при стопроцентной возможности обеспечить контингент обучающихся и преподавателей-исследователей всем необходимым на принятом качественном уровне.
Новые отделения (школы), даже при наличии социального запроса, конъюнктуры и спонсоров, образуются только по мере обнаружения вовне - либо созревания внутри - коллектива преподавателей-исследователей, а также по мере готовности научных и методологических основ.


Учреждение университета

Русский университет учреждается по инициативе Русского института (3) при непосредственном участии государственных органов, а также других заинтересованных юридических и физических лиц на основе соответствующего учредительного договора. В рамках договора Русский институт возьмет на себя разработку концепции, структуры, программы развертывания деятельности университета в соответствии с указанными выше принципами, обеспечение его кадрами преподавателей-исследователей, разработку и систематическое обновление базовых учебных курсов, организацию содержательной стороны педагогического процесса. Государство предоставит университету права и льготы государственного высшего учебного заведения (в сочетании с особым статусом по ряду вопросов) и обеспечит скорейшее развертывание деятельности Русского университета за счет перераспределения имеющихся ресурсов.
В частности, при достижении приемлемого уровня понимания между инициативной группой и государственными органами возможно ускоренное развертывание деятельности университета по максимально прагматичной схеме "сверху вниз":
I уровень - курс повышения квалификации для высшего управленческого персонала (без отрыва либо с частичным отрывом от основной работы). Численность обучающихся - 100 человек. Начало занятий - через полгода после учреждения университета. Срок обучения - один семестр. (Для последующих наборов - два семестра.)
II уровень - институт повышения квалификации для управленческого персонала. Численность обучающихся - 200 человек. Начало занятий - через полгода после учреждения университета. Срок обучения - два семестра. (Для последующих наборов - четыре семестра.)
III уровень - аспирантура. Численность обучающихся - 300 человек. Начало занятий - через год после учреждения университета. Срок обучения - четыре семестра. (Для последующих наборов - шесть семестров.)
IV уровень - собственно университет. Численность обучающихся - 500 человек. Начало занятий - через год-полтора после учреждения университета. Срок обучения - шесть семестров. (Для последующих наборов - двенадцать семестров.)
Задача ускоренной схемы - за время нынешнего четырехлетнего президентского цикла сформировать управленческий потенциал, минимально необходимый для запуска реальных работ по синтезу новой формы деятельности властного аппарата в России.


Русская корпорация (4)

Русская корпорация поначалу может складываться как объединение представителей высшего управленческого звена государственных, коммерческих, политических и иных организаций, заинтересованных в распространении современных форм организационно-управленческой деятельности, и прежде всего - в реформе российского властного аппарата на указанных выше принципах.
Задача ее на начальном этапе - содействие максимально эффективному использованию потенциала выпускников Русского университета, организация в рамках действующих управленческих структур отдельных подразделений и подсистем, целиком укомплектованных выпускниками Русского университета и реализующих современные схемы и методы принятия решений, снятие или амортизирование неизбежной реакции отторжения со стороны традиционного аппарата.
По мере укрепления Русской корпорации, достижения первых ощутимых результатов и пополнения корпорации выпускниками университета она может стать по отношению к нему основным заказчиком и все в большей мере брать на себя подбор кандидатов на обучение в Русском университете и финансирование его деятельности.
В дальнейшем Русская корпорация может стать важным субъектом российских реформ.


Текст подготовлен С. Чернышевым. Октябрь 1996 г.

Русский Университет является одним из проектов, осуществляемых Русским Институтом.
Вернуться

(1) Какой бы смысл ни придавался выражению "общечеловеческие ценности", значимых социальных субъектов, строящих свою деятельность преимущественно на подобной основе, покуда не существует, и возможное их появление - дело отдаленного будущего.
Вернуться

(2) Сходные принципы в свое время были заложены в фундамент Московского физико-технического института (с поправкой на то, что речь шла не о гуманитарном образовании). Поэтому в качестве неформального образа-аналогии, понятного многим специалистам сферы высшего образования, я бы рискнул говорить о "гуманитарном физтехе".
Вернуться

(3) Независимая некоммерческая организация, учрежденная частными лицами.
Вернуться

(4) Здесь этот важный предмет затрагивается лишь косвенно - в той мере, в какой это существенно для обсуждения начальных этапов становления Русского университета.
Вернуться




В начало страницы
Русский Журнал. 29.08.1997.
Русский университет. Краткий очерк концепции.
http://www.russ.ru/journal/univer/97-08-29/ru.htm
Пишите нам: russ@russ.ru