Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
1.09.1997
Отзывы
Архивист

Материал к обсуждению проекта


1. Введение

Реальные тенденции в педагогической практике конца века отчетливо направлены в сторону реализации ее классической модели, служившей до того дидактическим либо идеологическим подспорьем. Речь идет о тройном расслоении целостного педагогического процесса на образование (передачу упорядоченного знания о том или ином предмете деятельности), обучение (процесс, направленный на овладение обучающимся формой деятельности с данным предметом) и воспитание (формирующее причастность ученика к системе идеалов, ценностей и интересов, которые порождают цели, критерии и ограничения его формы деятельности).
В XX веке "образование" практически стало синонимом педагогики в целом, отодвинув остальные две части триады на задворки. Информационный взрыв нанес непоправимый урон этой монополии. Предпринимались разнообразные попытки сохранить ее в виде различных концепций и систем перманентного самообразования и переподготовки кадров. Тщетность этих попыток становится очевидной по мере развития глобальных информационных сетей типа Интернет. Любые знания о любом предмете либо в ближайшей перспективе станут, либо уже стали общедоступными. Подлинная проблема - в их самовозрастающей необозримости, уже неустранимой никакими априорными классификациями и систематизациями.
"Изучение современной экономики" в начале XXI века имеет для отдельного лица не больше смысла, чем "изучение Галактики". Факторами, конструктивно ограничивающими поиск в безграничном море знаний о предмете, становятся рамки конкретной формы деятельности с данным предметом и идеальные инварианты культуры, стоящие за целеобразованием.
Это, конечно, не означает конца системы образования, но означает необходимость его самосознания и профессиональной специализации в рамках указанной триады единого педагогического процесса.


2. Структура педагогического процесса

Концепция новой университетской организации педагогического процесса была изложена в аналитической записке Русского института.

"Задача университета - кадровое обеспечение процесса решения проблем российского развития в современных условиях.
Выражение процесс решения проблем здесь означает сознательно реализуемую в деятельности субъекта общественного развития методологию, технологию и индустрию принятия организационно-управленческих решений.
Выражение российское развитие означает один из полюсов мирового развития, субъект которого в процессе решения проблем ставит цели и использует критерии их достижения, основанные на системе ценностей, идеалов и интересов русской культуры, традиции и цивилизации, и при этом учитывает, что прочие субъекты-полюса строят свою деятельность исходя из собственных систем ценностей, идеалов и интересов.
Выражение современные условия означает предметную привязку указанного процесса решения проблем российского развития к конкретным объектам, обстоятельствам времени и места, а также конкретной логике взаимодействия с другими субъектами мирового развития (1).
Из сказанного выше следует, что подготовка кадров в университете должна иметь трехслойный характер, осуществляться на трех уровнях:
- методологическом (деятельностно ориентированном);
- идеологическом (ценностно ориентированном);
- теоретическом (предметно ориентированном).
Иными словами, процесс подготовки включает три существенно различных компоненты:
- обучение (овладение универсальными формами деятельности по решению проблем);
- воспитание (приобщение к системе ценностей русской культуры, порождающей цели и критерии этой деятельности);
- образование (получение знаний о предмете решения проблем российского развития)".


3. Учет государственного образовательного стандарта и потенциальный контингент слушателей

Из сказанного следует, что специальность, приобретаемая в рамках описанной педагогической модели, - корпоративное принятие решений, а специалист, овладевший данной дисциплиной, - специалист по корпоративному решению проблем. Однако эта дисциплина не вписывается в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, построенный по традиционному предметному принципу. Есть серьезные основания предполагать, что появление такой специальности - вопрос самого ближайшего будущего. Но на первое время можно поискать разумный компромисс с уже существующим государственным образовательным стандартом.
Компромисс мог бы состоять в выборе одной из предметных специализаций междисциплинарного, комплексного характера, играющих наиболее важную и конструктивную роль в практике принятия решений. И здесь речь в первую очередь должна идти о культурологии. Не случайно культурология как направление высшего профессионального образования стоит на первом месте в государственном классификаторе.
Реальные процессы принятия решений редко ограничиваются рамками одной или нескольких предметных специализаций, экономические аспекты проблем лишь в абстракции отделимы от политических, социальных, правовых, психологических и иных. В последние годы у теоретиков и практиков корпоративного управления углубляется понимание культуры как общей рамки, "конфигуратора", пространства взаимодействия указанных аспектов принятия решений, - понимание, которое очень грубо может быть выражено формулой: культура как общее сознание определяет экономическое, политическое, правовое, социальное бытие (2).
Потенциально наиболее заинтересованный контингент слушателей - руководители и лица, принимающие решения (ЛПР) всех уровней государственного и муниципального управления, а также руководители предпринимательских и общественных объединений. Для них культурология корпоративного управления могла бы выступать в качестве второго высшего образования. Среди студентов новая специальность представляет интерес прежде всего для тех, кто ориентирован не на работу в качестве специалиста-предметника или эксперта, а на карьерный рост в роли лица, принимающего решения, - руководителя в государственных или коммерческих организациях. Для студентов всех прочих специальностей целесообразно введение культурологии корпоративного управления в качестве одного из обязательных курсов.


4. Особенности работы на каждом из уровней и их кадровое обеспечение

4. 1.
На теоретическом (предметно ориентированном) уровне наряду с владением классическими понятийными схемами и культурой концептуального мышления современный специалист для свободной ориентации в своей предметной области нуждается в целом ряде новых представлений и навыков.
В частности, это способность эффективно использовать в аналитической работе современные информационно-поисковые средства, основанные на развернутых понятийных системах - классификациях фактического материала и использующие концептуальные базы данных (здесь важную роль играют работы Симона Кордонского, в прошлом одного из создателей модели "административного рынка").
В течение ряда лет в работах Андрея Белоусова и его коллектива решается уникальная задача восстановления системы экономических данных из больших массивов неполной, противоречивой и во многом недостоверной статистической информации.
Окончательно перекочевала из теории в практику проблема синтеза целостного предметного знания об объектах, поаспектно изучаемых целым рядом различных предметных дисциплин (см. работы Вячеслава Глазычева по исследованию и проектированию городской среды).
Ряд важнейших предметных областей, числившихся ранее "междисциплинарными", уже обзавелся собственными понятийными системами, но последние покуда остаются достоянием их создателей и узкого круга учеников (работы Вадима Радаева по экономической социологии, Владимира Каганского - по теоретической географии, Эдуарда Кульпина - по социоестественной истории и ряд других).
Для экономистов, политологов и культурологов с каждым днем возрастает ценность работ в области сравнительного страноведения. Здесь весьма интересны труды Теодора Шанина по мировому крестьяноведению, латиноамериканиста Татьяны Ворожейкиной и других.

4. 2.
Педагогический процесс на деятельностно ориентированном уровне должен иметь совершенно иной характер. Вместо передачи знаний о предмете речь здесь идет об усвоении практических навыков, об овладении формой деятельности, осуществляемом в паре "мастер - подмастерье".
Конечно, существует место для образовательной компоненты и внутри процессов обучения и воспитания. Например, можно и нужно "изучать" системный анализ как понятийную схему из семи понятий, описывающую универсальную функциональную схему "решения проблем". (Тем более что в этом качестве он у нас мало кем был понят.) Но вся соль в том, чтобы практически обучиться превращению подобной схемы в форму собственной деятельности. При этом могут использоваться организационно-деятельностные игры, практические занятия, стажировки, тренажеры, мультимедийные средства и т.д., но суть всех этих методов одна - передача формы деятельности "из рук в руки".
Сегодня в области обучения "решению проблем" сложился целый ряд отечественных течений и школ, развивающихся практически независимо. Весьма плодотворным было бы совмещение в рамках университета наиболее продвинутых курсов в качестве параллельных потоков, открытых для взаимных переходов слушателей и для обмена идеями. На первом этапе предпочтение может быть отдано двум направлениям, сформировавшимся в русле работ Московского методологического кружка, и одному коллективу, реализующему идеологию концептуального проектирования организаций по С. П. Никанорову. Речь идет соответственно о Петре Щедровицком (Школа культурной политики), Сергее Попове (Межрегиональная методологическая ассоциация) и Захирджане Кучкарове (Аналитический центр "Концепт").
Важно понимать, что проблемно ориентированное обучение - сердцевина педагогического процесса, а не факультативная надбавка и не дань новациям. Без нее предметная образованность и ценностная ориентация остаются невостребованными и оторванными друг от друга.

4. 3.
Воспитание как некое таинство трансляции ценностей в паре "учитель - ученик" всегда имело место в классической высшей школе. Естественно, оно осуществлялось не везде и от случая к случаю. Один из профессоров кафедры мог быть личностью (в высоком смысле) и педагогом по призванию, а его коллега - "всего лишь" добротным профессионалом-предметником. Существенно, однако, что воспитание как специальная функция не отделялось от образования, а если и делалась такая попытка, то чаще все сводилось к дидактике и чтению морали.
В советское время существовала партийная монополия на идеологическую сферу и систему "воспитания". Когда она рухнула, открылось огромное пространство, приватизация и освоение которого различными субъектами только начинается. В этой связи все возрастающую значимость приобретает сфера корпоративного принятия решений и, в частности, функция целеуказания в рамках этой сферы. Для молодого специалиста, попадающего в микрокосм конкретной корпорации, жизненно необходимы способность к самоопределению, навыки ценностной ориентации, участия в рефлексии идеалов и согласования интересов. В современном мире международного бизнеса культурная самоидентификация играет все более конкретную и практичную роль и значит очень много: от самой способности к коллективной деятельности до личностной и корпоративной энергетики и мотивации к работе.
Соответственно на ценностно ориентированном уровне ведущую роль играют личные отношения в рамках совместной творческой работы (тот или иной вариант "тьюторской системы" или "наставничества"). Поводом и предметом такой работы скорее всего может стать одна из гуманитарных дисциплин историко-культурного ряда. Здесь от педагога требуется прежде всего быть носителем, транслятором, а еще лучше - создателем той или иной системы истин, ценностей или идеалов.
Планомерный обзор и соотнесение таких систем стали главной целью проекта "ИНОЕ ДАНО. Концепции российских реформ: от обзора - к синтезу". Работы создателей этих систем объединены в четырехтомнике "ИНОЕ". Большинство авторов "ИНОГО" имеют профессиональный опыт и вкус к педагогической деятельности, они вполне могли бы составить основу коллектива преподавателей нового института. Среди них могут быть названы историк и культуролог Владимир Махнач, политолог, теоретик либерализма Борис Капустин, богослов Андрей Кураев, филолог Сергей Лезов, культуролог, китаист Владимир Малявин, представитель теоретической социологии Александр Филиппов, геополитик Вадим Цымбурский, правовед Владимир Пастухов и ряд других.


5. Интересы участников. Идея "гуманитарного физтеха"

Большинство авторов "ИНОГО" являются создателями и руководителями исследовательских, издательских, педагогических, информационных центров и проектов, мозговых трестов и аналитических групп, общественных организаций, фондов и учреждений культуры. Часть проблем, стоящих перед ними, имеет общую природу. С одной стороны, возникает (и тем или иным путем решается) задача подготовки молодых сотрудников для этих и подобных им структур. С другой - ведется на контрактной основе работа с центральными и региональными административными и коммерческими структурами, включающая обучение и переподготовку кадров.
По вполне объективным причинам такие структуры заинтересованы в объединении усилий в работе по этим двум направлениям. И как показали предварительные переговоры, эта заинтересованность вполне осознана. Прообразом такого объединения могла бы послужить созданная в свое время ведущими советскими учеными "система физтеха". Как известно, тогда целый ряд видных исследователей, руководивших научными институтами и конструкторскими бюро, решил совместно готовить молодую смену на вновь созданном факультете МГУ. В качестве преподавателей они приняли участие в постановке общефакультетского фундаментального цикла на младших курсах. В рамках руководимых ими центров были созданы так называемые базовые кафедры, на которых старшекурсники проходили специализацию, участвовали в качестве стажеров в реальной исследовательской работе и куда в дальнейшем получали распределение.
Объединение (первоначально возможное на базе одного из существующих университетов) расширяющегося круга наиболее ярких исследователей и конструкторов нового российского социума принесло бы выгоду всем сторонам. Высокий интеллектуальный рейтинг и общественный авторитет новых преподавателей положительно отразится на уровне приема студентов и слушателей, общем духовном тонусе университета. В качестве базовых кафедр в сферу его интересов могут быть вовлечены такие нестандартные и влиятельные организации, как Фонд эффективной политики Глеба Павловского, Экспериментальный творческий центр Сергея Кургиняна, ряд гуманитарных центров и проектов Олега Генисаретского, Алексея Кара-Мурзы, Шамиля Султанова и многие другие (включая названные ранее). Проект "ИНОЕ", нацеленный на синтез формы конструктивного взаимодействия лидеров нового российского самосознания, на этом пути сможет обрести принципиально новое измерение.

Текст подготовлен С. Чернышевым.
Июнь 1997 г.


(1) Вариант соответствующей онтологии содержится в Докладе Русского института.
Вернуться

(2) Например, в статье Юрия Батурина и Олега Доброчеева "Возвращение на естественный путь" говорится:
"Как показывает развитие мировой и отечественной культуры и подтверждают наши динамические измерения показателей культурных и материальных потребностей граждан России, политическому, промышленному и социальному развитию всегда предшествует своеобразная волна культурной эволюции. [...]
Именно культура является источником движения, а отнюдь не обозом. Каждый день мы слышим и читаем дискуссии о приоритетах. [...] Что должно быть впереди - экономика или социальная сфера? Политика или экономика? [...]
В первую очередь - культура в ее самом широком смысле (образование, наука, литература, искусство). И откроется естественный путь развития всех сфер. [...]
По этой причине попытки социального реформирования, начинаемые с экономики, [...] заканчиваются неудачей". (НГ-Сценарии. 15.05.97.)
Вернуться




В начало страницы
Русский Журнал. 1.09.1997.
Институт корпоративного управления и предпринимательства
http://www.russ.ru/journal/univer/97-09-01/institu.htm
Пишите нам: russ@russ.ru