24.09.1997 |
М.: Гнозис, 1996 (Пирамида. Библиотека журнала "Логос"). |
||
Так о чем же все-таки рассказывает Зимовец? Тема, объединяющая столь разнородные произведения и столь непохожих героев - животное и растительное в человеке, - не так уж нова для психоанализа. Но оригинальность книги в другом: ее настоящий герой это Власть. Именно Власть способствует проявлению тех или иных качеств в человеке, нивелируя его до растительно-животного состояния или же, наоборот, насильно отстраняя от природы и вводя в круг других, столь же далеких от естественной жизни человеческих существ. Материал, подобранный автором, как уже говорилось, на удивление разнообразен, а интерпретация его оригинальна. Первый из героев книги - Герасим, лишенный изначального нарциссизма зверя (после неудачи с прачкой, которую он любил и которая была отдана барыней в жены пьянчужке), получает возможность объективировать свое либидо. Компенсация в виде собаки представляется вполне заслуженной, но Власть в лице барыни не признает случившееся результатом собственной деятельности. Утопив Муму, Герасим теряет свой протез в мире социального и уходит из мира людей. Автор приводит другие случаи протезирования собаками рода людского. Подобная роль выпала сучкам Чернушке и Звездочке, летавшим в космос вместе с манекеном человека и выполнявшим за него известный набор функций. Нечто подобное можно сказать о собаках Павлова с их нелегкой судьбой. Обобщая, Зимовец выдвигает предположение о существовании на территории России закона преобразования животного в человека и редукции человека к животному. Новая трактовка превращения собаки Шарика в пролетария будет найдена читателем в той же первой главе книги. Эссе Зимовца более позднего периода читаются с не меньшим удовольствием. Книга на вчера: |
В начало страницы Русский Журнал. 24.09.1997. Андрей Лотменцев. Сергей Зимовец. Молчание Герасима / Психоаналитические и философские эссе о русской культуре. http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-09-24/lotmen.htm Пишите нам: russ@russ.ru |