Русский Журнал
26.09.1997
Отзывы
Архивист

Петр Митурич. Записки сурового реалиста эпохи авангарда: Дневники, письма, воспоминания, статьи.

М.: RA, 1997. - 312 с. (Архив русского авангарда).

 


Читая этот сборник, посвященный жизни и творчеству художника Петра Васильевича Митурича (1887-1956), еще раз убеждаешься: на самом деле мы очень мало знаем о том, что происходило в нашей культуре в легендарные десятые-двадцатые годы. Важно ведь не только собрать по возможности все уцелевшее с тех времен, но и понять, как возникла уникальная художественная среда тех лет, как она существовала и - что тоже важно - как происходило ее крушение. Петра Митурича обычно относят к "малым" фигурам двадцатых годов, однако знакомство с материалами сборника показывает, что без учета таких "малых" величин наши представления о событиях и художественном наследии эпохи авангарда очень неполны.

Для своего времени Петр Митурич, безусловно, был удивительно самостоятельным человеком. Сближаясь изредка с какой-нибудь из художественных группировок (например, поначалу он выставлялся с художниками "Мира искусств"), он не входил тем не менее ни в одно из объединений. Николай Пунин назвал его "суровым" и "требовательным", и именно таким он предстает как в своих собственных письмах и дневниках, так и в воспоминаниях других людей. Митурич, не считавший себя художником авангарда, сделал несколько художественных открытий ("пространственная графика", "графический алфавит"), которые ставят его в один ряд с самыми смелыми экспериментаторами сферы искусства. А еще он был изобретателем и - выражаясь современным языком - дизайнером с не менее смелыми идеями.

Свою творческую позицию Петр Митурич выразил чрезвычайно просто и четко: "Чувство красоты и чувство истины есть одно и то же чувство природы". Не случайна поэтому его духовная близость с Велимиром Хлебниковым и трогательная попытка поддержать поэта. Митурич был с Хлебниковым в последние дни его жизни и предал его тело земле, начертав на гробе: "Первый Председатель Земного Шара". С привычной добросовестностью зафиксировал он события этих дней в дневнике и на документальных рисунках. А потом в течение многих лет делал все возможное и невозможное, чтобы сохранить и издать произведения Хлебникова. Но многого тогда опубликовать не удалось, а рукописная книга Хлебникова "Разин", к примеру, не увидела света до сих пор.

Жизнь Петра Митурича, выстроенная наперекор обстоятельствам, была более чем тяжелой. Правда, можно считать, ему еще повезло: после обвинения в "антисоветском выступлении" в начале 1937 года его уволили с работы, но не осудили, и он хоть и остался безработным изгоем, но все же продолжал жить и трудиться. Книга, посвященная его жизни и творчеству, - не только потрясающий исторический документ, но и еще одно свидетельство силы человеческой личности. Остается только надеяться, что публикация творческого наследия художника будет продолжена.

Сергей Ромашко


Книга на вчера:



В начало страницы
Русский Журнал. 26.09.1997. Сергей Ромашко.
Петр Митурич. Записки сурового реалиста эпохи авангарда: Дневники, письма, воспоминания, статьи.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-09-26/romash.htm
Пишите нам: russ@russ.ru