Русский Журнал
7.10.1997
Отзывы
Архивист

Патрик Макгилиган. "Фритц Ланг. Природа зверя".

New York : St. Martin's Press, 1997.

 


Был ли Фритц Ланг величайшим кинорежиссером первого века кинематографии?

Этот мастер стиля, чье трагическое мировосприятие охватило и человеческое величие и человеческую глупость, сделал карьеру дважды: сначала - в легендарной киноиндустрии догитлеровской Германии - нашумевшие фильмы "Метрополис" и "М", а затем как ведущий режиссер Голливуда, создавший такую классику американского кинематографа как "Ярость" и "Большая жара". Многие великие кинематографисты выбирали эмиграцию или оказались вдали от родины не по своей воле: Бунюэль, Хичкок, Вильдер и другие. Но равный успех Ланга на родине и за рубежом не знал себе равных.

Книга "Фриц Ланг. Природа зверя" подтверждает репутацию Патрика Макгилигана как выдающегося биографа кинематографии. В ней сочетаются прекрасный стиль и умение использовать в качестве материала не слухи о знаменитостях, а историю кинематографии.

Подзаголовок книги "Природа зверя" раскрывает сущность характера кинорежиссера. По Макгилигану, Ланг раболепствовал перед всеми, кого считал выше себя, и тиранил тех, кто ходил под ним. Он был известен тем, что заставлял свои съемочные группы работать по многу часов, не позволяя прервать съемку, в то время как ему тайком носили кофе, витамины и бутерброды.

Он страдал патологической склонностью к преувеличению, выдумывал многочисленные красивые мифы, в которых сам исполнял главную роль, и одновременно придавая забвению своего события скандального прошлого. Главный скандал в жизни Ланга - загадочная смерть его первой жены. В 1920 г. в Берлине она застала его в обьятиях сценаристки Теа фон Гарбу. В тот же день жена Ланга умерла от выстрела из ружья. И хотя ее смерть классифицировалась как самоубийство, ненавистники Ланга заподозрили его причастность.

У многих вызывают противоречивые чувства и его отношения с Третьим Рейхом. По версии самого Ланга, он навсегда уехал из Германии в 1933 г., когда Геббельс предложил ему возглавить нацистскую киноиндустрию. Однако позже исследователи обнаружили паспорт Ланга, изобилующий германскими пограничными штампами. По мнению Макгилигана, Ланг, выдававший себя за антифашиста в Голливуде, симпатизировал нацистам до 1933 г. Фон Гарбу, на которой Ланг женился в 1922 г. и которая написала сценарии к его великим фильмам 20-х гг., была непоколебимой нацисткой и ведущим сценаристом и режиссером фильмов Третьего Рейха. (Они развелись в 1933 г., после отъезда Ланга). Сам Геббельс публично восхищался ланговскими "Нибелунгами" (1924 г.). Однако также хорошо известно, что мать Ланга была еврейкой, принявшей католичество, - правда Лангу тогда было всего 10 лет.

Сокращенный перевод ревью Роберта Склара
"Фритц Ланг. Природа зверя."
International Herald Tribune 23 июня 1997 г.
Перевод Т. Абаловой


Книга на вчера:



В начало страницы
Русский Журнал. 7.10.1997. Т. Абаловa.
Патрик Макгилиган. "Фритц Ланг. Природа зверя".
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-10-07/abalov.htm
Пишите нам: russ@russ.ru