Русский Журнал
2.11.1997
Отзывы
Архивист

Лазурный сад: Стихи
Ольга Гречко. Лазурный сад: Стихи.

М.: Авиатехинформ, 1997, - 88 с., тираж не указан.

 


Если вам случится увидеть эту книжку - не поленитесь открыть ее. Это сборник стихов московской поэтессы Ольги Гречко, изданный на средства автора. Последнее говорит не только о небольшом тираже, но также и о том, что поэтесса имела возможность собственноручно составить книгу, включив в нее именно те стихотворения, которые сочла наиболее достойными: их чуть меньше сотни.
Много уже было сказано об очевидном явлении последних лет: академизм и авангард, "мэйнстрим" и "маргинальность", традиция и альтернатива меняются местами. Определяет эту ситуацию не столько якобы исчерпавшая свои возможности традиционная форма, сколько отсутствие интересных "неавангардных" сочинений. Как бы то ни было, даже такие одаренные личности, как автор предлагаемой вашему вниманию книги, уклонившись от рекрутирования в ряды постмодернистов, оказались оттесненными "на края", а точнее - в практически недоступные области, обойденные вниманием критики, занятой играми с теми, кто хочет в эти игры играть. Главной особенностью "новых маргиналов", во многом определяющей их положение, является отнюдь не приверженность к классической литературной форме, а - столь усиленно изводимое деятелями посткультуры, - серьезное отношение к своим сочинениям и акту сочинительства вообще.
Адепт постмодернизма возразит, что такая позиция в контексте современной культуры - всего лишь еще один вид игры. С объективной точки зрения это суждение выглядит вполне логично, но, если уж речь зашла об объективности, - прочтите сборник Ольги Гречко - талантливые стихи убедительнее теоретических дискуссий. Обложка книги, конечно, очень уж непритязательна, но стихи О. Гречко слишком хороши, чтобы зацикливаться на оформлении. Публикация за свой счет - единственная для подобных поэтов, выпавших из течения "модной" культуры, - возможность выразить себя в полной мере, поскольку официальные издания склонны отбирать для своих страниц преимущественно "плачи по России" или "сказки Новой России", отбрасывая хрупкую исповедальную лирику.

Чтобы сердцу громче биться -
Тела высохший стручок.
А еще есть церковь в Битце -
Синей маковки зрачок...
или:
Бьется, бьется душа в оболочке.
Кто внушил нам, что жизнь такова?
Кто родил нас, счастливых, в сорочке,
На спине завязав рукава?!

Лирика Ольги Гречко - тревожная мелодия сновидения, поэзия души, околдованной шепотом воспоминаний. Это восхитительная образность и безупречная форма, это негромкая речь, которую, к сожалению, едва ли услышат иные адепты посткультуры (постлитературы, постпоэзии, - как вам будет угодно), кричащие о смерти традиционных форм творчества. "Спор о смерти", кажется, не так уж актуален.
Если вам посчастливится увидеть эту книжку - не поленитесь, откройте ее...

Александр Зайцев


Книга на вчера:



В начало страницы
Русский Журнал. 2.11.1997. Александр Зайцев.
Ольга Гречко. Лазурный сад: Стихи.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-11-02/zayts.htm
Пишите нам: russ@russ.ru