11.11.1997 |
- М.: Интербук, 1997. - 480 с. |
|||||
За "моим" Коржаковым - высокая традиция русского советского гуманизма. Традиция, связанная с именами Льва Толстого, Мандельштама, Солженицына. Писатели-гуманисты убедительно доказали ничтожность Александра I, Николая I, Ленина, Сталина, Брежнева, всех тех, кого не приближенные к власти люди искренне считают Божьими посланцами. В рамках этой традиции работает и Александр Коржаков. У "моего" Коржакова, как у подлинного писателя-гуманиста, мощная палитра выразительных средств - от гнева до иронии. От сатиры до желчи. От войны до мира. И писатель-гуманист убедительно пользуется всей палитрой красок гуманизма. Коржаков сатирическими мазками рисует правящую российскую элиту. Коржаков сердится. Коржаков иронизирует. Писатель-гуманист никогда не может молчать и поэтому кричит. Коржаков тоже не молчит и тоже кричит. И миф Ельцина как суперзвезды русской демократии трещит по всем швам. Ельцин разоблачен. Теперь он - самый обыкновенный человек, довольно далекий и от звезд, и от демократии. Гуманизм одержал очередную победу. Писатель победил Президента. Другое дело, что читатель, который захочет через книгу Коржакова приобщиться к тайнам кремлевской политики и поближе познакомиться с современной российской политической элитой, будет разочарован. Никакого политического анализа в книге просто нет. Писатель-гуманист не обязан пачкать руки анализом и тем более не обязан обременять синтаксис и пунктуацию аналитико-понятийным аппаратом. Пусть это делают разные там имиджмейкеры и спичрайтеры. А писатель - не аналитик. Он прежде всего писатель - тем более когда писатель еще к тому же и гуманист. Поэтому в книге очень много гуманизма. Много алкоголизма. Есть даже немножко гомосексуализма. Но узнать больше, чем знает среднестатистический зритель из среднестатистической информационной программы о русской политике и русских политиках, из книги Коржакова невозможно в принципе. Даже про алкоголизм.
Хотя Ельцин пьет в книге много. Пьет на первой странице. Пьет на сто первой. И на двести первой пьет. Естественно, пьет и на триста первой. Если бы в книге Коржакова было больше страниц, то Ельцин бы пил и на шестьсот первой.
Другое дело, что возможности Ельцина как алкоголика значительно больше, чем Коржакова как писателя. Коржаков все-таки писатель пока еще молодой, а Ельцин - алкоголик уже довольно опытный. И Коржакову как молодому писателю определенно не удалось раскрыть все грани таланта Ельцина как опытного мастера русского алкоголизма. Мало нюансов.
Но где же все-таки современная российская политика? Где ее механизмы и подводные течения? Почему Коржаков избегает политики тщательнее, чем монашка - мужских взглядов? Наверняка Коржаков знает много. Может быть, о многом он знает лучше всех.
Писатели-гуманисты - люди с открытой широкой душой. Они любят искусство. Любят женщин. Любят детей. Любят теннис и волейбол. Любят выпить. Любят танцевать. Любят петь хором. Любят анекдоты. У гуманистов есть только одна беда - они ничего не могут сформулировать. Они окончательно заблудились в темном лесу контекстов идеологии и культуры. Гуманисты относятся к анализу в любой его форме как удав к кролику. Сначала гуманизм гипнотизирует анализ. Потом гуманизм прыгает на анализ и глотает его. Анализ жалобно пищит, но гуманизм уже его проглотил. Из утробы гуманизма доносится хруст костей и писк перевариваемого анализа. Внутри книжки Коржакова тоже слышен хруст костей политического дискурса современной русской истории. Гуманизм полностью блокирует те клетки мозга, которые отвечают за более-менее объективный анализ реальности. Гуманистам не нужна объективная реальность. Гуманистам нужен только человек - вне всякой реальности. Поэтому если "время Коржакова" отодвинуть назад, может получиться примерно такой вот пейзаж русской истории - сначала был Владимир, который хоть и утопил кого-то в Днепре, но крестил Русь. Потом был Юрий Долгорукий, который тоже кого-то утопил, но основал Москву. Потом был Иван Грозный, который много кого утопил, но зато взял Казань. Потом был Петр Первый, который пил, ругался, дергал бояр за бороду, но зато прорубил в Европу что-то типа окна. Потом была Екатерина Вторая, которая пила, ругалась, меняла мужчин как перчатки, принимала послов, сидя на ночном горшке, но зато переписывалась с Вольтером. Потом был Александр Первый, который ушел в монастырь, но зато выиграл войну с французами. Потом был Александр Второй, который пил, ругался, приставал к женщинам, но зато освободил крестьян. Потом был Николай Второй, который не умел играть в волейбол, в результате чего произошла Октябрьская революция. Потом появился Ленин, который картавил, ездил на броневике и, судя по всему, был евреем. Потом был Сталин, который курил трубку и убил жену, но зато выиграл войну с немцами. Потом был Хрущев, который ругался матом, но зато запустил в космос Гагарина. Потом был Андропов, который работал в КГБ, писал стихи и вообще был мужик что надо. Потом пришел Горбачев, у которого жена закончила философский факультет МГУ. Потом наконец явился Ельцин, который пил, но зато играл в волейбол и теннис и вообще был вначале мужик что надо. Теперь Ельцин уже не тот. Теперь Ельцин много пьет и деградирует. Писатели-гуманисты суровы и требовательны по отношению к людям. Все-таки просто человека писателю-гуманисту мало. Писателю-гуманисту обязательно надо найти идеального человека. Коржаков, как и другие писатели-гуманисты, тоже ищет. Но в России он пока такого не нашел. На страницах его книги можно встретить только одного по-настоящему идеального человека - канцлера Коля. Коль может залпом выпить стакан водки и не опьянеть. Потом может выпить залпом еще один стакан водки и снова не опьянеть. Потом может долго купаться в холодной воде Байкала. А потом может выпить залпом и третий стакан водки и не только не опьянеть, но еще, осмысленно глядя по сторонам, вести переговоры. С Колем Коржаков пошел бы в разведку. В России идеального мужчину, который мог бы сравниться с Колем, Коржаков до сих пор не сыскал. Черномырдин - косноязычен. Явлинский - еврей. Костиков - покровительствует гомосексуалистам и ходит вихляющей походкой. За это его искупали в Енисее, сбросив с президентского парохода, а потом отправили послом в Ватикан. На прощание Коржаков подарил ему деревянную фигурку монаха с фаллосом под рясой. Костиков шутки не понял. Березовский - еврей и ходит боком, прижимая к груди портфель. Чубайс - средоточие мирового зла. Немцов не вызывает доверия. Гусинский - еврей и закончил режиссерский факультет ГИТИСа. Киселев - агент КГБ. У младшей дочери Ельцина Татьяны нет никакого жизненного опыта. За это ее назначили советником Президента по имиджу. Руцкой - мужик красивый, но воевать не умеет. Грачев и мужик некрасивый, и воевать не умеет. Ельцин последние годы все делал только с подачи Коржакова. Ельцин любит есть соленую рыбу, а чистить ее не любит. Когда Ельцин выпьет, то играет ложками на головах у оказавшихся рядом чиновников. Однажды Ельцин напился и не пошел на встречу с ирландским премьер-министром. Потом Ельцин напился и в Берлине дирижировал оркестром. Потом Ельцин напился и во время предвыборной кампании танцевал на стадионе в Ростове-на-Дону. Потом Ельцин был у Коржакова на серебряной свадьбе и пил только безалкогольное пиво. Остальные гости чувствовали себя неловко. А до этого Ельцин был у Коржакова на свадьбе дочери и подарил молодым телевизор. Все-таки чувствуется, что Коржаков пока еще не очень опытный писатель-гуманист. Он не скрывает своей неприязни к Чубайсу, алкоголикам, гомосексуалистам и евреям. Чисто по-человечески понять Коржакова можно. Действительно, к Чубайсу, алкоголикам, гомосексуалистам и евреям сложно относиться как-то иначе. Но писатель-гуманист должен любить не только все человечество, но и каждого отдельно взятого индивида. Иначе его могут обвинить в неполиткорректности. Иначе какой же он тогда писатель и какой гуманист? Для писателя-гуманиста неприязнь к вышеперечисленным персонажам - непростительная роскошь. Иногда гуманистов начинает заносить. Ко многим вещам они начинают относиться патологически серьезно, даже не подозревая, что в мире до сих пор еще существуют ирония и самоирония. Коржаков вновь и вновь заводит речь о предательстве: Ельцин, сняв Коржакова, Коржакова предал. Ельцин, в общем, Иуда. Коржаков, естественно, не отождествляет себя напрямую с Иисусом Христом, но достаточно прозрачно намекает на собственную харизму. Писатели-гуманисты только делают вид, что любят человека. На самом деле они его не очень-то любят. Они слишком хорошо знают его недостатки, чтобы любить безоговорочно. Писателю-гуманисту нужно человека слегка подправить - и тогда его можно будет полюбить по-настоящему. Коржаков - не исключение. Он тоже настаивает на "доработке" человека. Ельцину надо меньше пить и расстаться с Чубайсом. России, узнав о снятии Коржакова, следовало встрепенуться и не выбирать Ельцина президентом. Евреев, банкиров, алкоголиков, гомосексуалистов нельзя подпускать слишком близко к кабинетам власти. Теннис и волейбол должны стать в России национальными видами спорта. Но это будет не скоро. И поэтому Коржакову пока сложно принять в "полном объеме" и Ельцина, и русского человека, и человека вообще. И, конечно же, место Коржакова не на политическом Олимпе. И не на военном. Место Коржакова в литературе гуманизма. Рядом с Бальзаком. С Чарльзом Диккенсом. С Теккереем. С Анатолем Франсом. С Эмилем Золя. С Бернардом Шоу. С Джеком Лондоном. С Максимом Горьким. С Александром Фадеевым. А рядом с политиками Коржакову будет скучно. Это хорошо, что Коржаков - генерал. В полку писателей-гуманистов одним генералом прибыло. |
В начало страницы Русский Журнал. 11.11.1997. Игорь Яркевич. Мой Коржаков, или Как я занимался гуманизмом. http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-11-11/yarkev.htm Пишите нам: russ@russ.ru |