Русский Журнал
11.11.1997
Отзывы
Архивист
Игорь Яркевич

А. Коржаков. Борис Ельцин: от рассвета до заката.
- М.: Интербук, 1997. - 480 с.
 


Если может быть "мой Пушкин", то почему не может быть "моего Коржакова"? В каждом "большом" персонаже жизни и культуры всегда можно найти что-то "свое". "Мой" Коржаков - не политик. Не общественный деятель. Даже не генерал. "Мой" Коржаков - писатель. Писатель-гуманист. И, как настоящему писателю-гуманисту, политика ему скучна. Зато интересен человек. Не Ельцин-человек, а человек вообще. Человек с большой буквы. Поэтому в книге политики мало, практически нет совсем. Зато много "слишком человеческого". Много закатов и рассветов. И, конечно, победа Добра над Злом. Иногда Добро отступает под мощным натиском Зла. Но в итоге Добро, конечно же, побеждает. У Зла нет шансов. Нет, конечно, у Зла есть шансы на временную победу. И Зло не упускает свой шанс на временную победу.

За "моим" Коржаковым - высокая традиция русского советского гуманизма. Традиция, связанная с именами Льва Толстого, Мандельштама, Солженицына. Писатели-гуманисты убедительно доказали ничтожность Александра I, Николая I, Ленина, Сталина, Брежнева, всех тех, кого не приближенные к власти люди искренне считают Божьими посланцами. В рамках этой традиции работает и Александр Коржаков.

У "моего" Коржакова, как у подлинного писателя-гуманиста, мощная палитра выразительных средств - от гнева до иронии. От сатиры до желчи. От войны до мира. И писатель-гуманист убедительно пользуется всей палитрой красок гуманизма. Коржаков сатирическими мазками рисует правящую российскую элиту. Коржаков сердится. Коржаков иронизирует. Писатель-гуманист никогда не может молчать и поэтому кричит. Коржаков тоже не молчит и тоже кричит. И миф Ельцина как суперзвезды русской демократии трещит по всем швам. Ельцин разоблачен. Теперь он - самый обыкновенный человек, довольно далекий и от звезд, и от демократии. Гуманизм одержал очередную победу. Писатель победил Президента.

Другое дело, что читатель, который захочет через книгу Коржакова приобщиться к тайнам кремлевской политики и поближе познакомиться с современной российской политической элитой, будет разочарован. Никакого политического анализа в книге просто нет. Писатель-гуманист не обязан пачкать руки анализом и тем более не обязан обременять синтаксис и пунктуацию аналитико-понятийным аппаратом. Пусть это делают разные там имиджмейкеры и спичрайтеры. А писатель - не аналитик. Он прежде всего писатель - тем более когда писатель еще к тому же и гуманист. Поэтому в книге очень много гуманизма. Много алкоголизма. Есть даже немножко гомосексуализма.

Но узнать больше, чем знает среднестатистический зритель из среднестатистической информационной программы о русской политике и русских политиках, из книги Коржакова невозможно в принципе. Даже про алкоголизм.

Хотя Ельцин пьет в книге много. Пьет на первой странице. Пьет на сто первой. И на двести первой пьет. Естественно, пьет и на триста первой. Если бы в книге Коржакова было больше страниц, то Ельцин бы пил и на шестьсот первой.
Но об алкоголизме Ельцина Россия давно уже знает. И мир знает. Мир русским алкоголизмом не удивишь. Россию им тем более не удивить. В России алкоголизм пороком не считается. Водка - не алкоголь и не наркотик, а один из самых популярных способов общения на русском языке. Без водки в России невозможно разговаривать ни на каком уровне - в том числе и на социальном. И почему в таком случае Президент России должен обходиться без русского языка? Коржаков - едва ли не единственный человек, кого алкоголизм Ельцина до сих пор шокирует.

Другое дело, что возможности Ельцина как алкоголика значительно больше, чем Коржакова как писателя. Коржаков все-таки писатель пока еще молодой, а Ельцин - алкоголик уже довольно опытный. И Коржакову как молодому писателю определенно не удалось раскрыть все грани таланта Ельцина как опытного мастера русского алкоголизма. Мало нюансов.

Но где же все-таки современная российская политика? Где ее механизмы и подводные течения? Почему Коржаков избегает политики тщательнее, чем монашка - мужских взглядов? Наверняка Коржаков знает много. Может быть, о многом он знает лучше всех.
Наверное, главная причина в том, что русская интеллигенция (а Коржаков репрезентирует ее идеологию вполне достойно) так и не научилась читать язык власти. Языки власти, истории, политики остались для русской интеллигенции китайской грамотой.
Интеллигенция не понимала эти языки при Иване Грозном. Не понимала при Ленине. Не поняла при Брежневе. Не понимает и при Ельцине. В рамки гуманизма политический и идеологический анализы никак не вписываются. В итоге история превращается в сказку. В довольно унылую сказку. Когда-то выдающийся писатель-гуманист Максим Горький написал "Сказки об Италии". Его способный ученик Александр Коржаков написал "Сказки о России". Это могли быть "Сказки об Индонезии" или "Сказки об Атлантиде". Или еще какие-нибудь другие сказки - результат получился бы тот же самый. Просто Россию Коржаков знает лучше.

Писатели-гуманисты - люди с открытой широкой душой. Они любят искусство. Любят женщин. Любят детей. Любят теннис и волейбол. Любят выпить. Любят танцевать. Любят петь хором. Любят анекдоты. У гуманистов есть только одна беда - они ничего не могут сформулировать. Они окончательно заблудились в темном лесу контекстов идеологии и культуры.

Гуманисты относятся к анализу в любой его форме как удав к кролику. Сначала гуманизм гипнотизирует анализ. Потом гуманизм прыгает на анализ и глотает его. Анализ жалобно пищит, но гуманизм уже его проглотил. Из утробы гуманизма доносится хруст костей и писк перевариваемого анализа. Внутри книжки Коржакова тоже слышен хруст костей политического дискурса современной русской истории.

Гуманизм полностью блокирует те клетки мозга, которые отвечают за более-менее объективный анализ реальности. Гуманистам не нужна объективная реальность. Гуманистам нужен только человек - вне всякой реальности. Поэтому если "время Коржакова" отодвинуть назад, может получиться примерно такой вот пейзаж русской истории - сначала был Владимир, который хоть и утопил кого-то в Днепре, но крестил Русь. Потом был Юрий Долгорукий, который тоже кого-то утопил, но основал Москву. Потом был Иван Грозный, который много кого утопил, но зато взял Казань. Потом был Петр Первый, который пил, ругался, дергал бояр за бороду, но зато прорубил в Европу что-то типа окна. Потом была Екатерина Вторая, которая пила, ругалась, меняла мужчин как перчатки, принимала послов, сидя на ночном горшке, но зато переписывалась с Вольтером. Потом был Александр Первый, который ушел в монастырь, но зато выиграл войну с французами. Потом был Александр Второй, который пил, ругался, приставал к женщинам, но зато освободил крестьян. Потом был Николай Второй, который не умел играть в волейбол, в результате чего произошла Октябрьская революция. Потом появился Ленин, который картавил, ездил на броневике и, судя по всему, был евреем. Потом был Сталин, который курил трубку и убил жену, но зато выиграл войну с немцами. Потом был Хрущев, который ругался матом, но зато запустил в космос Гагарина. Потом был Андропов, который работал в КГБ, писал стихи и вообще был мужик что надо. Потом пришел Горбачев, у которого жена закончила философский факультет МГУ. Потом наконец явился Ельцин, который пил, но зато играл в волейбол и теннис и вообще был вначале мужик что надо. Теперь Ельцин уже не тот. Теперь Ельцин много пьет и деградирует.

Писатели-гуманисты суровы и требовательны по отношению к людям. Все-таки просто человека писателю-гуманисту мало. Писателю-гуманисту обязательно надо найти идеального человека. Коржаков, как и другие писатели-гуманисты, тоже ищет. Но в России он пока такого не нашел. На страницах его книги можно встретить только одного по-настоящему идеального человека - канцлера Коля. Коль может залпом выпить стакан водки и не опьянеть. Потом может выпить залпом еще один стакан водки и снова не опьянеть. Потом может долго купаться в холодной воде Байкала. А потом может выпить залпом и третий стакан водки и не только не опьянеть, но еще, осмысленно глядя по сторонам, вести переговоры. С Колем Коржаков пошел бы в разведку.

В России идеального мужчину, который мог бы сравниться с Колем, Коржаков до сих пор не сыскал. Черномырдин - косноязычен. Явлинский - еврей. Костиков - покровительствует гомосексуалистам и ходит вихляющей походкой. За это его искупали в Енисее, сбросив с президентского парохода, а потом отправили послом в Ватикан. На прощание Коржаков подарил ему деревянную фигурку монаха с фаллосом под рясой. Костиков шутки не понял. Березовский - еврей и ходит боком, прижимая к груди портфель. Чубайс - средоточие мирового зла. Немцов не вызывает доверия. Гусинский - еврей и закончил режиссерский факультет ГИТИСа. Киселев - агент КГБ. У младшей дочери Ельцина Татьяны нет никакого жизненного опыта. За это ее назначили советником Президента по имиджу. Руцкой - мужик красивый, но воевать не умеет. Грачев и мужик некрасивый, и воевать не умеет. Ельцин последние годы все делал только с подачи Коржакова. Ельцин любит есть соленую рыбу, а чистить ее не любит. Когда Ельцин выпьет, то играет ложками на головах у оказавшихся рядом чиновников. Однажды Ельцин напился и не пошел на встречу с ирландским премьер-министром. Потом Ельцин напился и в Берлине дирижировал оркестром. Потом Ельцин напился и во время предвыборной кампании танцевал на стадионе в Ростове-на-Дону. Потом Ельцин был у Коржакова на серебряной свадьбе и пил только безалкогольное пиво. Остальные гости чувствовали себя неловко. А до этого Ельцин был у Коржакова на свадьбе дочери и подарил молодым телевизор.

Все-таки чувствуется, что Коржаков пока еще не очень опытный писатель-гуманист. Он не скрывает своей неприязни к Чубайсу, алкоголикам, гомосексуалистам и евреям. Чисто по-человечески понять Коржакова можно. Действительно, к Чубайсу, алкоголикам, гомосексуалистам и евреям сложно относиться как-то иначе. Но писатель-гуманист должен любить не только все человечество, но и каждого отдельно взятого индивида. Иначе его могут обвинить в неполиткорректности. Иначе какой же он тогда писатель и какой гуманист? Для писателя-гуманиста неприязнь к вышеперечисленным персонажам - непростительная роскошь.

Иногда гуманистов начинает заносить. Ко многим вещам они начинают относиться патологически серьезно, даже не подозревая, что в мире до сих пор еще существуют ирония и самоирония. Коржаков вновь и вновь заводит речь о предательстве: Ельцин, сняв Коржакова, Коржакова предал. Ельцин, в общем, Иуда. Коржаков, естественно, не отождествляет себя напрямую с Иисусом Христом, но достаточно прозрачно намекает на собственную харизму.

Писатели-гуманисты только делают вид, что любят человека. На самом деле они его не очень-то любят. Они слишком хорошо знают его недостатки, чтобы любить безоговорочно. Писателю-гуманисту нужно человека слегка подправить - и тогда его можно будет полюбить по-настоящему. Коржаков - не исключение. Он тоже настаивает на "доработке" человека. Ельцину надо меньше пить и расстаться с Чубайсом. России, узнав о снятии Коржакова, следовало встрепенуться и не выбирать Ельцина президентом. Евреев, банкиров, алкоголиков, гомосексуалистов нельзя подпускать слишком близко к кабинетам власти. Теннис и волейбол должны стать в России национальными видами спорта. Но это будет не скоро. И поэтому Коржакову пока сложно принять в "полном объеме" и Ельцина, и русского человека, и человека вообще.

И, конечно же, место Коржакова не на политическом Олимпе. И не на военном. Место Коржакова в литературе гуманизма. Рядом с Бальзаком. С Чарльзом Диккенсом. С Теккереем. С Анатолем Франсом. С Эмилем Золя. С Бернардом Шоу. С Джеком Лондоном. С Максимом Горьким. С Александром Фадеевым. А рядом с политиками Коржакову будет скучно.

Это хорошо, что Коржаков - генерал. В полку писателей-гуманистов одним генералом прибыло.




В начало страницы
Русский Журнал. 11.11.1997. Игорь Яркевич.
Мой Коржаков, или Как я занимался гуманизмом.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-11-11/yarkev.htm
Пишите нам: russ@russ.ru