20.11.1997 |
Киев: Port-Royal, 1997. 288 с. Пер. с англ. Е. О. Любченко, пер. с нем. А. А. Юдина, тираж 5000 экз.; серия "Бестселлеры психологии"; ISBN 966-7068-01-3. |
||
Альфред Адлер (1870 - 1937) известен у нас в стране не так широко, как, скажем, его старший коллега Зигмунд Фрейд, а между тем Адлер также является основателем собственной школы, одной из наиболее влиятельных в западной науке, - так называемой "школы индивидуальной психологии". Хотя он родился в Австрии и большую часть жизни провел именно там, его принципы наиболее активно были подхвачены в США, где до сих пор существуют институт и клиника его имени, а также издается научный журнал, придерживающийся адлеровских принципов. Это обстоятельство можно объяснить характером психологии Адлера с ее "здравым смыслом", социальной целесообразностью и выделением стремления к власти как главной обуславливающей жизненный путь человека силы. Киевское издательство выпустило самую известную работу Адлера, впервые опубликованную им в Америке (считается, что это переработанный цикл лекций), с добавлением нескольких статей, переведенных с немецкого языка, то есть выходивших на родине ученого. Постараемся рассмотреть книгу без скидки на "древность": тех, кого интересует классика психологии, это издание способно привлечь самим фактом своего появления. Главное достижение Адлера и наиболее интересные места в книге - это главы, касающиеся комплексов неполноценности и превосходства, которые автор считает двумя сторонами одного явления: искажения здоровых психических основ. Эти основы, формирующиеся в детские годы индивидуума, представляют собой нечто цельное - Адлер не признает раздробления личности. Посему проблеме воспитания в семье и школе он уделяет довольно много внимания. Искажение психики пробуждает тенденции к асоциальности, депрессиям, преступности, суициду, а именно против этих явлений (если рассмотреть социальный уровень) борется "индивидуальная психология" напористого и прагматичного Адлера. Таким образом, автор отводит психологу место "общественного целителя", возвращающего заблудших в лоно социума. Адлер настаивает на том, что индивидуальное не может рассматриваться вне связи с коллективным, а на передний план выдвигает идею общественной пригодности, что сегодня, когда в моде солипсизм и мизантропия, выглядит несколько наивно. На фоне интересных разработок о вышеуказанных комплексах краткие главы о телодвижениях, сновидениях и сексуальности в наши дни смотрятся тускло. Не то чтобы Адлер избегает сферы сексуальности, просто он находит для себя более очевидное психическое движение - стремление к победе, к власти - и строит на этом свою систему. Он вводит понятие "стиля жизни" - кто-то может сравнить его с берновским "скриптом", но у Адлера самому индивидууму отводится большая роль в оформлении этого "стиля", чем его родителям. "Стиль жизни" - это своего рода способ психологической ориентации в окружающем мире, наиболее ярко проявляющийся в критических ситуациях. Несколько статей, следующих за "Наукой жить", наделены не менее соблазнительными названиями: "Критические размышления о смысле жизни" или, например, "Спасение человечества с помощью психологии"... сколь же глобально мыслил этот прагматик, обманчиво назвавший свой подход "индивидуальным". Александр Зайцев Книга на вчера: |
В начало страницы Русский Журнал. 20.11.1997. Александр Зайцев. Альфред Адлер. Наука жить. http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-11-20/zayts.htm Пишите нам: russ@russ.ru |