Русский Журнал
21.11.1997
Отзывы
Архивист

Государственное Дитя.
Вячеслав Пьецух. Государственное Дитя.

М.: Вагриус, 1997. - 448 с., тираж 5000 экз.; ISBN 5-7027-0403-7.

 


Умом Россию не понять. Вряд ли хоть кто-то в этом усомнится. Только никто еще окончательно не решил, хорошо это или плохо. Однако от судьбы не убежишь - все мы дети этой огромной, страшноватой в своей непредсказуемости земли. Вот, собственно, вкратце, о чем идет речь в новой книге Вячеслава Пьецуха - одного из представителей постсоветского лубка. Пожалуй, это наиболее презентабельная и красивая книга Пьецуха. Не будучи героем литературной авансцены, этот немного странный московский прозаик существует в большой степени сам по себе, изредка выпускает книги, постоянно продолжает писать и продвигается все дальше в своем поиске.

Если предыдущие произведения Пьецуха в основном были плодом суматошного восьмидесятнического, застойно-перестроечного мировосприятия, то "Государственное Дитя" порождено теперешней эпохой. Одна из главных особенностей нынешних времен - отсутствие ориентиров если не личностных, то уж точно общественно-общих. "В Россию можно только верить", как уже было сказано. Что же есть такое в России, во что можно было бы верить? Пьецух ищет это нечто - конечно, не идеал, но хотя бы точку отсчета нашей кривобокой системы координат.

Главный герой книги Пьецуха - русский народ, как это ни глупо звучит. Кто же он? Уже вроде бы жевано-пережевано, а ответа все нет. Пьецух тоже не чает его найти, но во всяком случае задает направление поиску. Он ищет и находит то иррациональное начало, которое порождает наши национальные чудеса - чудеса героизма, веры, убожества; или просто чудеса - в смысле Царевна-лягушка, Баба-Яга и т.д. Жанровые картинки, посвященные деревенским алкашам, городским бомжам, просто "нормальным мужикам", перемежаются на страницах книги с рассказами о святых, ведьмах, ангелах и призраках.

Мир Пьецуха абсолютно органичен. Причины этого, быть может, в сильной личностной ноте, в том, что принято называть "образом автора". Любимый жанр автора - сказ; рассуждения о России, политике, вере, Боге и "вообще просто так" перемежаются с историями - разумеется, правдивыми и "из жизни". Отсюда и многочисленные "поиски стиля", приемы обнажения приема. С них начинается сборник (рассказ "Мужчины вышли покурить"), ими же и заканчивается (повесть "Ночные бдения с Иоганном Вольфгангом Гете"). Но не это главное - автор не настолько увлекается собой, чтобы удаляться от сюжетной канвы.

Что до сюжетов, то они достаточно неприхотливы. Первый раздел посвящен городской жизни, второй - деревенской. Нельзя сказать, чтобы Пьецух проводил какое-то противо- или даже сопоставление "двух миров". Вообще для него русский народ - некая единая зверюга (обло, озорно etc.), для которой среда обитания, как и эпоха, не столь уж важна. Перед автором иная задача: несколькими яркими штрихами начертить единую картину - вернее, карту - России. Мифической, волшебной страны - не страны Оз, а в большей степени "страны на спине Чуда-Юда-Рыбы-Кит". Плавает эта рыбина где-то в Океане, а люди живут на ней своей жизнью, не подозревая о других возможностях. Законы привычной географии здесь не работают. В понимании Пьецуха русский - не национальность, а судьба (по анекдоту). В этом смысле и еврей русский, и немец. Даже если это не простой немец, а сам великий Гете.

Особо выделяются на достаточно ровном фоне сборника две повести - "Рука" и "Государственное Дитя". Чисто постмодерновые тексты с невнятным пафосом, но очень изысканным построением и образной системой. Повесть, давшая название всей книге, стала, быть может, самой яркой художественной находкой. С одной стороны - таинственная шпионская история, с другой - вечная российская притча о Самозванце, действие которой происходит в параллельной реальности победившего царизма. Красивая закольцовка сюжета, абсолютно экзистенциальный герой, игры со стилем. Неожиданная параллель с экстремистом В. Сорокиным - письма бывшей жены главного героя, в занудливой и исключительно правдоподобной манере живописующие деревенский идиллический быт. Все это ставит Пьецуха в актуальный литературный контекст.

Было сказано не раз, что ответ на сущностные вопросы государственного бытия найдут не политики, а художник. В данном случае очень хочется посоветовать искателям русской ментальности, от философов до ненормальных националистов, полистать книгу Пьецуха - авось поймут что-нибудь новое о России, русском народе и их несуразной судьбе.

Антон Долин

Купите эту книгу в магазине "Озон"!
Книга на вчера:
Смотри также: Вячеслав Пьецух
"Центрально-Ермолаевская война",
"Дом на Мойке"



В начало страницы
Русский Журнал. 21.11.1997. Антон Долин.
Вячеслав Пьецух. Государственное Дитя.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-11-21/dolin.htm
Пишите нам: russ@russ.ru