Русский Журнал
10.12.1997
Отзывы
Архивист

Назначение поэзии
Томас Стернз Элиот. Назначение поэзии

М.: ЗАО "Совершенство", 1997. - 352 с.; Пер. с англ. - Киев: АirLand; тираж 5000 экз.; серия "Citadelle"; ISBN 5-7707-9403-8; ISBN 5-89441-001-0

 


Элиот не нуждается в представлении, его знают все. Он - крупнейший англоязычный поэт двадцатого столетия. Он знаменит настолько, что можно указать только инициалы T.S., и сразу становится понятным, о ком идет речь. Первый сборник его стихов вышел на русском языке достаточно давно и успел стать библиографической редкостью; впрочем, последний его сборник на русском, выпущенный "Северо-Западом" в 1994 году, также успел стать библиографической редкостью. Но в книге, о которой идет речь, собраны не стихи, а критические работы классика.

Западноевропейская литература ХХ столетия непредставима без его стихов. Но и без статей Элиота-критика картина современной культуры Запада была бы очень неполной. Его литературно-критическая теория повлияла практически на всех, кто после него пытался осмыслить литературный процесс. Чтение его статей требует определенной подготовки, и здесь знания истории европейской литературы может оказаться недостаточно. От читателя потребуется также философская эрудиция, в особенности знакомство с идеями Бергсона, часто выступающими в качестве посылок элиотовских построений. (Собственно, по образованию Элиот был преподавателем философии.)

Отдельные статьи поэта публиковались на русском языке и раньше, но эта книга - первая попытка представить отечественному читателю его критические работы как нечто цельное. Сборник состоит из двух разделов. Первый - полный текст его книги, точнее, цикла эссе, составленного на основе прочитанных в США лекций, "Назначение поэзии и назначение критики". Второй включает в себя ряд статей из различных критических сборников Элиота.

Работа "Назначение поэзии и назначение критики" впервые была опубликована в Лондоне в 1933 году, и вот теперь, с легким опозданием в 66 лет, русский читатель имеет возможность ознакомиться с одним из центральных литературно-критических трудов Элиота. В настоящем издании ему предпослана очень интересная статья А. А. Аствацатурова, содержащая анализ "Назначения поэзии..." в общем контексте взглядов англо-американского классика на литературу. У нас к Элиоту прочно приклеился ярлык формалиста (я, правда, не уверен, что быть формалистом плохо) и теоретика чистого искусства. С этой точки зрения читателям интересно будет узнать, что очищать искусство он собирался в первую очередь от вредящих общей гармонии эмоций автора.

В отличие от "Назначения поэзии...", большая часть статей, составляющих вторую часть книги, уже публиковалась на русском языке. Тем не менее приятно видеть их собранными под одной обложкой, к тому же сборники "Писатели США о литературе" (М., 1976) и "Писатели Англии о литературе" (М., 1981) - книги довольно редкие. Некоторые из статей этого раздела также выходят на русском впервые. Здесь особо, пожалуй, стоит отметить статью "Что такое классик?". Элиот, писавший на английском и работавший в Англии, отказывает в праве называться классиком Донну, который, кстати, стал "культовым" именно благодаря Элиоту, и даже Шекспиру. Единственный бесспорный классик для него - Вергилий. И, с некоторой натяжкой, Данте. Не стану повторять элиотовских аргументов, чтобы не портить удовольствия тем, кто еще не читал статьи, но, поверьте, в рассуждениях автора есть резон. Из статьи "Гамлет и его проблемы" приведу только одну цитату. О трагедии, о которой написано очень много всего, такого, кажется, не говорил никто: "Пьеса не только не шедевр - это безусловно художественная неудача драматурга" (с. 153). Не спешите, однако, искать в ней очередного рассуждения на тему "Сапоги суть выше Шекспира", там все гораздо сложнее. Нельзя также пропустить эссе "Традиция и индивидуальный талант", в котором обсуждаются проблемы, актуальные и для современной нам литературы эпохи постмодерна. Очень оригинальна, на мой взгляд, работа "Социальное назначение поэзии"; тут само название уже звучит неожиданно. Собственно, в раздел "Статьи разных лет" входит двенадцать статей поэта, и пересказывать каждую нет смысла. Все они интересны, все стоят самого пристального внимания.

Несомненным достоинством издания являются весьма информативные комментарии и целых две вступительных статьи - одна общая, А. М. Зверева, и другая - к "Назначению поэзии и назначению критики", о которой я говорил выше. Я лично с некоторой опаской отношусь к книгам, которые выходят в последнее время на русском языке в Киеве или Кишиневе, но эта издана на самом высоком уровне, и классное исполнение вполне соответствует содержанию.

Иван Давыдов

Книга на вчера:




В начало страницы
Русский Журнал. 10.12.1997. Иван Давыдов.
Томас Стернз Элиот. Назначение поэзии.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-12-10/david.htm
Пишите нам: russ@russ.ru