Русский Журнал
17.12.1997
Отзывы
Архивист

Жизнь Пифагора
Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора

Пер. с древнегреч. и коммент. В. Б. Черниговского. - М.: Алетейя, 1997. - 184 с.; тираж 5000 экз.; серия "Пути к небу"; ISBN 5-89321-006-9.

 


Что, помимо теоремы, приходит на ум при упоминании о Пифагоре? Пифагор был философом досократического периода, сущностью вещи считал число, появлялся одновременно в разных местах и имел золотое бедро, которое однажды кому-то продемонстрировал. Ямвлих говорит, что бедро это Пифагор показал добродетельному и просвещенному скифу Абариду. "То, что он показывал бедро из золота Абариду, догадавшемуся, что Пифагор - Аполлон Гиперборейский, чьим жрецом был Абарид, считается несомненной истиной, а не обманом, и всем известно" (с. 100).

На самом деле Пифагор - довольно парадоксальная для античной философии фигура. С одной стороны, у нас нет никаких оснований сомневаться, что он действительно существовал. Но это и все, известное о нем достоверно, и, с другой стороны, нет никаких оснований для проведения границ между тем, что он действительно создал, и тем, что приписали ему философы и литераторы последующих эпох, по преимуществу его ученики или люди, имевшие отношение к пифагорейской школе. Кстати, напомню, существует апокрифическая история о том, что несколько наиболее известных диалогов, которые мы считаем платоновскими, Платон не писал, а купил у одного обнищавшего пифагорейца и выдал за свои.

Из античных жизнеописаний Пифагора стоит отметить три: естественно, Диогена Лаэртского, Порфирия и Ямвлиха Халкидского. Правда, всегда следует иметь в виду, что античные биографы относились к своим источникам куда менее критично, чем современные. Да и писались античные биографии Пифагора не по горячим следам. Философ жил скорее всего в VI веке до нашей эры, Ямвлих писал свою книгу восемьсот лет спустя. К тому же, будучи неоплатоником, он склонен был идеализировать Пифагора, поэтому труд его - скорее агиография, чем биография. Пифагор для многих более близких к нему по времени писателей и мыслителей был своего рода святым, эталоном мудреца. К тому же Пифагор и сам выдавал себя за воплощение бога Аполлона. Поэтому книга Ямвлиха читается то как сказка, где герои летают по воздуху, исцеляют больных и совершают чудеса, то как назидание потомкам, включающее этические нормы, законы, ритуальные предписания и прочее в том же духе. А иногда жизнеописание античного мудреца и впрямь начинает напоминать христианское житие - он беседует со зверями и словом смиряет хищников, почти как Франциск Ассизский или Серафим Саровский (однако, в отличие от этих святых, он был весьма образован, иначе его современник и оппонент Гераклит, известный в основном из-за реки, в которую нельзя войти дважды, не сказал бы: "Многознание уму не научает, а то научило бы и Пифагора").

Другой, более известный, перевод названия этой книги - "О пифагорейском образе жизни". Действительно, влияние Пифагора и его учения на последующую историю греческой мысли не было бы столь значительным, если бы он не основал одну из самых известных в античности философских школ. Это было не просто сообщество единомышленников, но, пожалуй, первое в истории Европы тайное общество с массой тайн (часть которых, а вернее слухи о них, собрал в своей книге Ямвлих), сложным ритуалом посвящения и далеко идущими целями. Пифагорейцы тратили силы не только на изучение философии, но и на захват власти в греческих полисах, что в конце концов их и погубило. Тоталитарные режимы, даже если во главе их стояли просвещенные правители, в античной Греции редко оказывались долговечными.

Но есть в книге помимо легенд, связанных с образом учителя и деяниями учеников, еще один план - наверное, наиболее важный для автора и небезынтересный для читателя. Я говорю об этическом плане сочинения Ямвлиха. Скорее всего главной задачей для него было не собрать в единое целое байки о Пифагоре и пифагорейцах, и без того хорошо известные тогдашним читателям. Главным было создание образа положительного героя - в начале IV века, когда писал Ямвлих, традиционные для античности моральные установки империей были утеряны окончательно, а на смену им еще ничего не пришло: Антоний Великий, наиболее известный из христиан того времени, был еще совсем юн. И выбор был также не случаен. Этическое учение Пифагора (или его школы), если отбросить экзотику вроде запрета касаться бобов, могло привлечь образованную публику своей изысканностью, а необразованную - ясностью и простотой. "Самое легкое - жить по привычке", - говорил Пифагор (с. 66), и основным пафосом его учения стала попытка отвратить людей от этого действительно легкого, но чреватого массой опасностей выбора - "Избегай торных дорог, ходи тропинками" (с. 81). Отсюда и сложность испытаний, которые должен был пройти перед посвящением ученик. Ямвлих пишет о Пифагоре: "Он дал людям и науку об общих местах" (с. 117), и хотя сейчас это, пожалуй, не воспринимается как похвала, стоит иметь в виду, что Пифагор учил именно тем общим местам, которые нельзя забывать и которым нельзя дать обесцениться. Это общие места, которые во все эпохи служили основой этики и лучше которых - при всех их недостатках - человечеству, похоже, ничего не удастся придумать.

В заключение приведу краткие сведения о самом Ямвлихе, поскольку издательство об этом не позаботилось. Он происходил из Халкиды Сирийской и в своем учении стремился создать синтез платонизма и восточных религий, одним из первых в античности попытавшись противопоставить христианству не силу, а доводы разума. Годы жизни - приблизительно 242-306.

Иван Давыдов

Книга на вчера:




В начало страницы
Русский Журнал. 17.12.1997. Иван Давыдов.
Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-12-17/david.htm
Пишите нам: russ@russ.ru