Русский Журнал
25.12.1997
Отзывы
Архивист

Посмотри на себя!
Вильгельм Райх. Посмотри на себя!

М.: Издательская компания "Мир Гештальта", 1997. - 112 с., тираж 5000 экз.; ISBN 5-85823-005-9.

 


Эта книга вполне может ускользнуть от внимания серьезного читателя. В магазинах ее ставят не на верхние полки, рядом с другими переводами Райха: "Массовой психологией фашизма", "Сексуальной революцией", "Функцией оргазма", - а вниз, где сидящие на корточках покупатели ковыряются в пестрых развалах примитивных "бестселлеров". И вот среди всевозможных "как покорить женщину/мужчину" - Вильгельм Райх. Скромных размеров книжица. Обложка, конечно, наводит на мысль о некотором пренебрежении издателей к оформительскому делу, хотя она и не так проста, как кажется на первый взгляд. "Посмотри на себя!" И что вы видите? Красного человечка, знакомого по светофорам - он всегда мешает нам переходить дорогу. А эта книга как раз о тех "человечках", которые мешают "переходить дорогу", а по сути дела, вообще идти. И еще такой момент: опять же - "Посмотри на себя!" А почему бы и не посмотреть? Нарцисс взглянет, любуясь, закомплексованный и противный самому себе человек, - желая найти развязку своих проблем. Но вот вы открываете книгу и видите, что ее полное название - "Посмотри на себя, маленький человек!" Вот это, право, уже обидно! Что значит - "маленький человек"? Это я-то - "маленький человек"?! Ну конечно! Нет, вот пусть маленькие люди это и читают. Вот так Райх потерял и еще потеряет многих потенциальных читателей. Он же назвал свою книгу "Как стать Великим"; хорошо еще, что издатели постарались спрятать этого обидного "человечка" под обложку. Я думаю, автору это не понравилось бы.

Сама манера, в которой Райх в 1946 году писал эту книгу, заставляет усомниться в том, что он действительно полагал, будто его станут читать именно те, к кому он обращается. Скорее всего как раз маленький-то человек и обидится на название, и обидится смертельно, и всегда будет помнить, что Вильгельм Райх хотел обидеть его. А Вильгельм Райх утверждает, что он лишь хотел помочь.

Маленький человек, по Райху, это некоторая не совсем четко оформленная сущность: вы можете увидеть его в себе, если он - только одна из частей вашей личности, но если вы его в себе не замечаете, это значит, что либо вы искоренили его полностью, либо маленький человек заполнил вас целиком. Та самая фигурка, запрещающая идти. Все дело в том, что если на дороге нет машин, то можно пойти и на красный свет - если знать, что это всего лишь светофор, а не Господь Бог. Именно на обожествлении "светофоров", на пороках маленького человека, на его слабости и построены все подавляющие свободную личность (а это, как вы догадались, в частности, сам Райх, а также множество упоминаемых им исторических лиц: Сократ, Дантон, Ницше, Маркс и др.) социальные конструкции, такие, как, например, тоталитарные режимы или нивелирующая псевдодемократия. Маленький человек, которого целенаправленно "утюжит" Райх (в терапевтических целях!), - это человек-винтик, человек-баран, человек-послушный, полноправный член стада, носитель усредненного сознания, ханжеских взглядов - одним словом, воплощение ограниченности.

Необходимость выговориться об этом предмете появилась во время длительного периода нападок на ученого со стороны "коллег" и "общественности". Райх был автором многих смелых идей и фантасмагорических открытий (вирус рака, жизненная энергия "оргон", за распространение приборов для восстановления оной в человеке Райх и оказался в американской тюрьме, где умер в 1957 году), но прежде всего влиятельнейшим психологом: теоретиком и практиком. Его изобретения (какими бы смешными другим ученым они ни казались) и его опыт позволяют говорить о Райхе как о действительно не знавшем ограниченности исследователе, свободном человеке.

Размышляя над гонениями, которым он подвергся, Райх узрел, что стал жертвой психологии масс, а ее-то он пристально и изучал. Анализ показал элементарную частицу массы - маленького человека, он же Боязнь свободы, он же Боязнь ответственности, он же Добровольная серость. И Райх решил обратиться к нему, чтобы что-нибудь ему объяснить. Как уже было замечено, без особого успеха, ибо - и автор сам признает это - маленький человек не слушает никаких здравомыслящих освободителей; не слушает их уже много тысяч лет и не собирается делать это в ближайшем будущем.

"Посмотри на себя!" обнаруживает некую классификацию представителей социума. Помимо маленького человека Райх называет также людей великих (они же - вышеупомянутые свободные личности) и так называемых маленьких больших людей. С первыми и со вторыми в общих чертах все ясно - можно только добавить, что великий человек, человек без ограниченности в сознании, реализующий себя в полной мере, а не сводящий свое "саморазвитие" к подавлению других, такой человек, движимый состраданием к опустошающим себя маленьким людям, делает свое дело во благо их общества, а они, как правило, обнаруживают полезность его трудов, лишь только увидев его, раздавленного их массовым сознанием. Понятие же "маленький большой человек" следует разъяснить. "Маленький" - указывает на истинную природу таких людей, а "большой" - на следствие их непомерных амбиций самого примитивного характера, в результате которых они помещают себя над всеми остальными "маленькими", фактически стоя у них на головах. Стояние на чужих головах, карабкание по трупам - весьма распространенные среди маленьких людей приемы. Они не осознают того, как можно реализовать себя другим способом, и с недоверием смотрят на "великих", чья деятельность им, как правило, непонятна и, следовательно, подозрительна. Зато "маленькие большие люди", по сути, "свои", вызывают у них неограниченное расположение, и им с удовольствием и готовностью подставляются собственные и чужие головы. Убийства, распри, войны, жесткий контроль государства кажутся естественными, - "печально, конечно, но как же иначе?" - именно это и вызывает возмущение Райха.

Что же в итоге? В середине ХХ века еще один замечательный человек, "пассионарий", ученый и свободолюбец восстал против Системы, против общества, существующего за счет неоправданно большого количества человеческих жертв, осмеял и советский режим, и гитлеровскую диктатуру, и американскую "демократию". Не низвергнул "вообще", а попробовал убедить главного виновника несправедливости миропорядка - простого гражданина. Кто-то, может быть, и ознакомился с его книгой. А Вильгельм Райх, человек последовательный, пошел дальше, пока Американский Закон не продемонстрировал ему наглядно, что бывает с теми, кто не слушается "светофора". Обычная история "бунтарской" литературы, только для Вильгельма Райха это была реальная жизнь.

Александр Зайцев


Книга на вчера:



В начало страницы
Русский Журнал. 25.12.1997. Александр Зайцев.
Вильгельм Райх. Посмотри на себя!
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-12-25/zayts.htm
Пишите нам: russ@russ.ru