27.12.1997 |
|
|||||
О всех ведущих я говорю "были", потому что знаю: Светлана Сорокина уедет, как уехал погрустневший Юрий Ростов. Уедет, не выдержав хаотического нагромождения событий. Останется молодая когорта ведущих, способных отбарабанить в эфир что угодно. Безумный мир новостей уже невозможно "очеловечить", рационализировать, срежиссировать ни с помощью монтажа, ни через интонации ведущих. Вот почему, наблюдая в последнее время в выпусках новостей новые лица, думаешь о том, что наше телевидение вновь становится функционально-прагматичным, дикторским. Но дикторское телевидение - это верный признак надвигающейся диктатуры... "Автомиг" - Здравствуйте, я - Лена Шмелева! Юное, детское лицо, обезоруживающая улыбка. "Автомиг" - передача, посвященная происшествиям на дорогах и начинающаяся сразу после "Вестей". - Вчера в Энске двое неизвестных остановили такси. Труп водителя найден утром в мусорном бачке. Будьте осторожны, водители! Вновь улыбка, сияющий взгляд. Привет! Бай-бай! Вектор телевидения - обыденность. Подумаешь, труп водителя обнаружили в мусорном баке. Раньше таким случаям отводилась статья в "Литературной газете". Но теперь - это даже не событие, а так, автодорожное происшествие. Ничего не нужно драматизировать. Убийства, ограбления - все можно подать с улыбкой. Наверное, такая улыбка у Сатаны. Обыденность - и в таинственном маскараде телеастрологов. После их коротких усталых прогнозов над страной повисает фатальная тень предопределенности. Все в жизни становится закономерным: автокатастрофы, конфликты на работе, политические кризисы. В марксизме это, кажется, называлось "объективными законами природы и общества" 1. Астрологи словно сошли с трибун научного коммунизма и, надев на себя магические шапочки, внушают растерянному обществу спасительную идею: ВСЕ ЗАКОНОМЕРНО. Закономерно - ЧТО? И если все закономерно, законно, то кто Законодатель? Телевизионная астрология - это монстр, созданный ТВ. Кажется, что это уже не наука, а магия, новая супертехнология власти, оперирующая космическими символами. В телеастрологии нет и следа величественности древних наблюдателей небес. Перед нами - колдуны, не наблюдающие, а как бы создающие небо с помощью таинственных телезеркал. Появившись перед обезумевшим, атомизированным обществом, одержимым жаждой найти хоть какой-то смысл в бушующем вокруг хаосе, эти лукавые тележрецы с привычной гримасой брезгливости вещают нам об "объективных законах", управляющих космосом и человечеством. Не так ли могло бы быть изображено правящее жреческое сословие в антиутопии Оруэлла 2? В знаменитом романе нет и намека на коммунистические и вообще левые сюжеты. "1984" - это тоталитаризм как бы вообще, вне времени и пространства. Так мог быть изображен и сталинизм, и Третий Рейх. Так же, в принципе, могла быть изображена и Гиперборея. Левые, марксистские парадигмы сегодня заменяются на классические теории космоса, придавая теме тоталитаризма универсальный смысл. Потребность в массовой астрологии значит больше, чем сама астрология. Кажется странной сама идея найти смысл во всеобщей бессмысленности. Впрочем, может ли у Хаоса вообще быть Автор? Кто подлинный Режиссер всего этого нагромождения трупов, фруктов и "случайных" событий? Руководство РТВ?.. Вряд ли. Свобода говорить подразумевает свободу стрелять. Я понял это, когда убили Листьева. Телевидение - страшная вещь. Человек, получающий на ТВ известность, уже не принадлежит себе. Он оперирует кармическими энергиями чудовищной тяжести. Его личная жизнь и судьба намертво совмещаются с телеизображением. Диктор или ведущий, он помещает себя на дисплей и там уже нет границы между изображением и реальностью, а есть лишь один непрерывный поток безумия. Горячие точки, расстрел Белого дома, демонстрации, беженцы, трупы, половые органы. Все сливается воедино. Поток этот бушует на мониторах в каком-то ином, параллельном виртуальном пространстве, еще поддающемся монтажу. На дикторов крупным планом наставлены дула автоматов, на них наезжают танки. Искаженные гримасой лица бросают им фразы ненависти. Виртуальный мир телеизображения еще не властен над ними; с мрачной улыбкой они наблюдают его в своих креслах до тех пор, пока набрякший перед ними мир телевизионного астрала не врывается к ним в студию, не сминает их своими гусеницами, не разрывает снарядами, не рвет когтями. Тогда стена рушится, монтажные заливаются кровью, стеклянные парадные таранят грузовики и грань между изображением и реальностью исчезает. И вот появляется эта сакраментальная фраза: МЫ ЖИВЕМ В ОБЩЕСТВЕ, В КОТОРОМ ВОЗМОЖНО ВСЕ! Но не мы ли сами создаем для себя эту тотальную возможность? Не телевидение ли - своей изощренной виртуальностью, своим поистине космическим безумием, - извлекает из бездны катастрофы, путчи, террористические акты?.. Вопрос о возможности есть вопрос мыслимости. Возможно всегда только мыслимое. Образ всегда предшествует действию. Тотемное изображение - факту. Такова страшная психосоциальная моторика ТВ. Не ТВ ли - гигантский мозг России - превратило убийство в банальность? Не оно ли свело жизнь к клипу, где террористический акт уже невозможно отличить от полового? Где интенционная 3 инверсия, подмена смыслов превращает жизнь в анти-жизнь, в бред наяву? И после этого мы еще спрашиваем, почему убивают ведущих! Поистине было бы странно, если бы их НЕ УБИВАЛИ... Их смерть следствие их популярности. Их гибель есть карма телевидения - телевидения, становящегося теле-действием. Их существование минимально в том виртуальном мире, который сами они сотворили. Виртуальность изображения - вот что превратило жизнь в смерть. ИБО МИР, В КОТОРОМ ВОЗМОЖНО ВСЕ, СТАНОВИТСЯ НЕВОЗМОЖНЫМ!
Другие статьи из цикла "Чешуя дракона": |
В начало страницы Русский Журнал. 27.12.1997. Андрей Новиков. Погружение во тьму. http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-12-27/novik.htm Пишите нам: russ@russ.ru |