Русский Журнал
9.01.1998
Отзывы
Архивист
Мир хаоса и безумия


Политические перспективы 1998. Фактор-2000


С осени 1996 и в течение всего 1997 тема "президентских выборов 2000" утвердилась в повестке дня. В качестве политического фактора она оказывает прямое воздействие на планы и решения, особенно активно проявляясь в периоды нестабильности власти.

Яркий пример действия "фактора 2000" - политический взлет Б.Немцова, как полуофициального "преемника Президента".

Этот фактор превращает текущие события и союзы (например, декабрьские выборы в Москве) в своего рода "праймариз" для ведущих политических сил - репетиции будущих президентских выборов.


В начале 1998 года "фактор-2000" станет ведущим, а со второй половины года - рамочным контекстом для ИПД в целом. Наступающий год - год формирования уже не мифологической, а реальной предвыборной сцены, с точки зрения:

  • формирования поля и идеологии перманентной избирательной кампании 1999 - 2000 по выборам Думы и Президента
  • определения политики и технологии выдвижения кандидатур
  • определения позиций ведущих игроков и их перспектив
  • планирования необходимых ресурсов игры и схем их мобилизации
В этой связи следует ждать, что политические события следующего года развернутся в дебют "кампании 2000" для всех участников процесса (руководство Госдумы, Совета Федерации, региональные лидеры, оппозиция, банковские круги, Ю.Лужков).



Примерный календарь 1998

За последние два года (1996-1997) календарная структура политического года устоялась, и можно предположить, что наступающий год будет выглядеть примерно следующим образом:


Январь - февраль

Активная подготовка действующих политиков к "весенней активизации", организованной вокруг обращения Президента к Федеральному Собранию. В этот период формируется идеология "весеннего наступления" и подготовительные кадровые рокировки, объявляются цели политики первого полугодия.

В наступающем году уже в январе и начале февраля произойдет ряд важных событий - ситуационных "развилок", которые смогут определить идеологию начала года. От того, как пройдет первый период года в 1998, зависит, будет ли сценарий года конфронтационным, пойдет ли власть на конфликт с парламентом и оппозицией, сумеет ли оппозиция либо некая "третья сила" начать игру на перехват инициативы.


Февраль - июнь

Предъявление инициатив действующих сил (Кремль, Белый Дом, Дума, Совет Федерации, Москва, оппозиция), активная кампания, направленная на создание возможностей для реализации своего сценария второй половины года.

У власти, как и в прошлые два года, есть шансы перехватить информационную и политическую инициативу сразу после Послания Президента к ФС и удерживать доминирование до конца июня - т.е. до начала летней политической паузы, традиционно возникающей между концом июня и серединой августа.

В силу этого важно до начала паузы (к середине-второй половине июня ) успеть политически закрепить взятые рубежи, с тем, чтобы в августе суметь вернуть позицию доминирования.


Июль - середина августа. "Отпускная политическая пауза"

Особое свойство "летней паузы" - резкий спад публичной активности власти в период июльских отпусков открывает поле маневра теневой игре "третьей силы". Это дважды за последние 2 года приводило к тому, что вернувшиеся с каникул руководители страны оказывались в совершенно переменившейся ситуации, где правила игры диктуются не ими.

Для российского политического лета (начиная с 1991 года), характерно "переворачивание" ситуации, сложившейся весной, складывание новых коалиций, простраивание рядом сил (как правило оппозиционных) кампании осени. В этом смысле лето является одним из наиболее важных российских политических сезонов: летом определяется дебют осени, традиционно привязанной к последней декаде августа.

Одна из главных тем периода - двухлетие инаугурации 1996, интерпретируемое как "переход к заключительной половине президентства Ельцина", что усилит роль "фактора-2000".


Середина августа - середина декабря. Активная политическая осень

Политический сезон 1998-1999 гг. - последний предвыборный сезон Думы. Поэтому все акции депутатов ФС со второй половины 1998 (можно вспомнить думский сезон 1994-95 гг.) будут полностью подчинены предвыборной логике. Вслед за Думой в игру окажутся вовлечены все значимые политические силы.

Следует предположить, что организационная подготовка к выборам 1999 начнется еще раньше - в конце 1998 года. Практически осень 1998 является последним шансом для существующих движений сильно расширить электоральное поле, совершить прорыв в чужие электораты, навязать свой сценарий выборов. Кроме того, именно на осень 1998 год приходится практически последняя возможность идеологического и организационного оформления политических партий и движений, претендующих на участие в выборах и существенное представительство в Думе-99. (Опыт созданных непосредственно в год выборов НДР и КРО показал сложность раскрутки "нового большого движения" в ходе самой избирательной кампании).

Таким образом, со второй половины 1998 произойдет окончательное втягивание политики в поле перманентной избирательной кампании 1999-2000 годов. Этому будет также способствовать череда завершающих год региональных выборов, которые станут рассматриваться как "праймариз" будущих федеральных.




Варианты действий

Исходя из прогноза на 1998 год, вырисовывается три основных варианта действий власти и развития политических событий.


Сценарий # 1 ("консервативный"). Позиционная игра

Принципы сценария:

Основа этого варианта - пережидание хаотической информационно-политической обстановки кризиса конца 1997 года; выигрыш времени для спада конфликтности, анализ и выбор оптимального момента для "президентского дебюта". В логике данного варианта:

  • усиление образа Администрации - "над схваткой", как наиболее важной части системы принятия решений Президентом
  • "мягкое" прохождение отчета Правительства перед Президентом в январе
  • формирование Послания Президента в "духе согласия и примирения", привязка времени оглашения Послания к полному выздоровлению и хорошей форме Президента (конец января-начало февраля)
  • слежение за формированием политических сил будущей кампании, при отсрочке собственных "корректирующих" действий
  • консервативное поддержание баланса отношений с регионами


Результат:

Жесткая информационно-политическая привязка Администрации к Президенту, формирование интерпретации деятельности Администрации в качестве "личного штаба" Ельцина. Администрация существует вместе с Президентом и влиятельна постольку и там, поскольку влиятелен Президент.

В связи с тем, что Администрация сосредотачивается на "трансляции" позиции Президента, начинают усиливаться (приобретать политические функции) другие политические системы. Произойдет также усиление оппозиции. При отсутствии реформы региональной политики происходит медленное "выдавливание" Администрации из регионов, переход регионов под контроль основных претендентов на выборах 1999-2000.

Этот вариант не имеет длительной перспективы, он краткосрочен. Фактически при "консервативном" варианте Администрация к концу первого полугодия может утратить роль самостоятельной политической силы. Вероятность сильного осеннего дебюта представляется сомнительной.


Ключевые события:

В данном варианте наибольшее значение приобретают события, связанные с возможными кризисными для политической системы точками, в первую очередь с теми, которые касаются Президента, парламента, символических дат и событий. Среди них:

  • начало деноминации (с 1.01)
  • принятие Бюджета 1998 (январь)
  • отпуск Президента (первая половина января)
  • отчет Правительства перед Президентом (середина января)
  • заседания "четверки" и "круглого стола" (середина января)
  • поездки Президента в Индию (19-20.01) и Италию (10-11.02)
  • поездка Президента в Чечню (конец 20-х чисел января)
  • форум в Давосе (29.01-3.02)
  • аукцион по Роснефти (конец января-февраль)
  • региональные выборы: Президент Северной Осетии (18.01), главы Мордовии (15 февраля)
  • кампания по сбору налогов, сдача налоговых деклараций (март)
  • региональные выборы: Президент Ингушетии (1.03), Законодательные Собрания Нижегородской, Ростовской областей, возможно мэр Владивостока (29.03), Председатель Правительства республики Карелия, губернатор Красноярского Края (26.04)
  • 2-я годовщина избрания Президента Ельцина, половина срока Президента (16.06 - 3.07)
  • "летняя пауза" (июль-середина августа)
  • начало нового политического сезона (19-21 августа)
  • начало осенней сессии Думы (25 августа)
При наличии большого количества малых кризисов, каждый из которых будет тяготеть к перехвату инициативы игроками, играющими на обострение, срок эффективности данного сценария не превосходит мая-июня. Начало "июльской отпускной паузы" и осенней сессии Думы практически совпадает с окончанием сценария, и неприятной возможностью его перехода в "Сценарий #3 - перехвату инициативы другими игроками" (см.).


Cценарий # 2. Сильная игра

Сценарий # 2А. Формирование сильной власти на основе реформы Правительства (аналогия "КМР-2")

Принципы сценария:

Развитие этого варианта подчинено логике второй попытки обновления власти, создания прямой вертикали Президент - сильное и единое Правительство, и реализации на этой основе нового комплекса действий.

Этот вариант теоретически может начать реализовываться после отчета Правительства Президенту, с конца января. Идеология реформы кабинета и нового правительственного курса должна быть оформлена Посланием Президента. Существенной особенностью данного варианта является простройка системы координации действий Правительства из Администрации Президента, на всех уровнях, включая стратегическое и информационно-пропагандистское планирование.

В этом случае есть шансы снова, как и в 1997 году, захватить ведущие позиции в информационно-политическом пространстве, став "арбитром" для других политических игроков, и войти во второе полугодие, имея четкую программу действий и возможность навязать ее другим.


В пользу данного варианта говорит:

  • "опробованность" методики
  • наличие, как и в начале 1997, в обществе и элитах ожидания действий со стороны власти
  • готовность общества, в том числе СМИ, к принятию инициатив власти, в особенности, связанных с ее обновлением


Против данного варианта:

  • отсутствие сильных и общеизвестных кандидатур на места в обновленном Правительстве
  • необходимость выработки новой идеологии действий власти, кризис реформистской идеологии - что делает неизбежным прохождение по тонкой грани между реальным проведением реформ и их "камуфлированием" в иную идеологию
  • продолжение "информационной войны", которая может быть повернута против нового кабинета


Результат:

При реализации данного варианта Администрация Президента имеет существенные шансы повторить результат первой половины 1997 года и стать одним из главных политических игроков. В то же время опасность выхода ситуации из-под контроля представляется высокой.


Ключевые даты сценария:

В силу того, что данный сценарий ориентирован на активные действия власти в союзе (и посредством) с сильным Правительством, наибольшую актуальность для него будут иметь события, носящие "правительственную" специфику, связанные с экономикой и устойчивостью государственных институтов. Среди них:

  • деноминация (1.01)
  • половина срока работы Государственной Думы (16.01)
  • принятие Бюджета 1998 (январь)
  • отчет Правительства перед Президентом (середина января)
  • заседания "четверки" и "круглого стола" (середина января)
  • поездки Президента в Индию (19-20.01) и Италию (10-11.02)
  • поездка Президента в Чечню (конец 20-х чисел января)
  • форум в Давосе (29.01-3.02)
  • аукцион по Роснефти (конец января-февраль)
  • кампания по сбору налогов, сдача налоговых деклараций (март)
  • годовщина Указа о реорганизации Правительства, начала нового этапа реформ (11.03)
  • годовщина Указа о декларировании доходов чиновников (15.05)
  • годовщина Программы "7 дел Правительства" (19.05)
  • поездка Президента на совещание "Восьмерки" в Бирмингем (15-17.05)
  • 2-я годовщина первого тура выборов Президента Ельцина. Половина срока Президента (16.06)
  • летняя пауза (июль-первая половина августа)
  • начало нового политического сезона (19-21 августа)
  • начало осенней сессии Государственной Думы (25 августа)
  • принятие Бюджета 1999 (осень)
  • начало избирательной кампании 1999-2000
Поскольку данный вариант представляется в большой степени оправданным, то при успешном начале (отчет Правительства перед Президентом), он не имеет календарно представимого финала, как такового. В логике данного варианта - реализация во второй половине 1998 года успехов, достигнутых в первой, выработка президентского сценария начала избирательной кампании и навязывание его другим игрокам.


Сценарий # 2Б. Формирование сильной власти на основе инициатив, не связанных напрямую с Правительством

Принципы сценария:

Логика развития данного варианта схожа с предыдущим.

Оба варианта предусматривают активные действия по захвату позиций в центре информационно-политического поля, подчинению других игроков своим правилам игры. Различие - в формах реализации. В данном варианте основной упор делается на стратегическую инициативу Президента, обращенную непосредственно к народу и реализуемую Администрацией Президента. Формы инициативы различны: от национальной программы борьбы с бедностью до различного типа референдумов.


В пользу данного варианта говорит:

  • Ввод в реальную политику формы президентской инициативы, позволяющий использовать ее, как постоянный гибкий инструмент.
  • Возможность присоединения к инициативе различных общественных групп и организаций, возможность создания новых политических органов (по типу Комитетов народного контроля), инкорпорирование в контекст инициативы нужных фигур, в том числе и из состава Правительства.
  • В отличие от предыдущего варианта, управляемость процессами со стороны Администрации Президента выглядит существенно выше.


Против данного варианта:
  • Сложность построения "кабинета специалистов", как из-за чисто кадровых проблем, так и в силу неоднозначного отношения к такому развитию событий в обществе. Так, слабое Правительство будет представлять постоянную мишень для Думы.
  • Превращение Администрации Президента в центр, против которого начнут действовать все активные игроки.
  • Сложность реализации "обращенных к народу" инициатив, отсутствие механизмов их реализации и опыта подобных действий.
  • Негативная реакция элит, в том числе региональных.


Результат:

Данный вариант дает возможность Администрации Президента превратиться в ключевого политического игрока при подготовке "кампании 2000", стать центральным ньюсмейкером. Сложность заключается в отсутствии практических механизмов реализации данной стратегии, большом количестве вовлеченных субъектов.


Ключевые события:

В силу того, что данный сценарий ориентирован на самостоятельные активные действия Администрации Президента, а центр тяжести сосредоточен на политических событиях, имеющих массовое значение, его ключевыми точками станут события, связанные с большой политикой, выборами, символическими датами. Среди них:

  • отчет Правительства перед Президентом (середина января)
  • заседания "четверки" и "круглого стола" (середина января)
  • Послание Президента Федеральному Собранию (середина января-начало февраля)
  • поездки Президента в Индию (19-20.01) и Италию (10-11.02)
  • поездка Президента в Чечню (конец 20-х чисел января)
  • региональные выборы: Президент Северной Осетии (18.01), повторные выборы органов местного самоуправления в 79 муниципалитетах Санкт-Петербурга, парламент и органы местного самоуправления республики Тува (8.02), главы Мордовии (15 февраля), Президент Ингушетии (1марта), Законодательное Собрание Оренбургской области (22.03), Законодательные Собрания Нижегородской, Ростовской областей, возможно мэр Владивостока (29.03), Председатель Правительства республики Карелия, губернатор Красноярского Края, Пензенской области (26.04). Довыборы в Государственную Думу: Буйнакский округ в Дагестане, Балаковский округ в Саратовской области (29.03), Орехово-Борисовский в Москве (12.04)
  • кампания по сбору налогов, сдача налоговых деклараций (март)
  • годовщина Указа о декларировании доходов чиновников (15.05)
  • годовщина Программы "7 дел Правительства" (19.05)
  • поездка Президента на совещание "Восьмерки" в Бирмингем (15-17.05)
  • 2-я годовщина первого тура выборов Президента Ельцина. Половина срока Президента (16.06-3.07)
  • начало нового политического сезона (19-21 августа)
  • начало осенней сессии Государственной Думы (25 августа)
  • 5 лет событиям 1993 года
  • принятие Бюджета 1999 (осень)
  • начало избирательной кампании 1999-2000
Поскольку данный вариант представляется также оправданным, то он, имея в целом четкое начало, привязанное к отчету Правительства, не имеет окончания. Данный вариант в возможно большей степени, чем предыдущий, оказывает влияние на политических субъектов, вводит новые правила игры, по сути, диктует им свой календарь. Поэтому в нем мало событий, совпадающих с датами других сценариев. В нем нет и значимой "летней паузы", поскольку если общественное движение в поддержку инициативы Президента разворачивается в течение весны, то ослабление верхушечной политической деятельности в июле-августе не окажет на него влияния.


Сценарий # 3. Кризисный. Перехват инициативы другими игроками

Принципы сценария:

Данный вариант существует как "форс-мажорный". Он может возникнуть в значимых точках - информационных "узлах" года. Он особенно вероятен, как негативное развитие "консервативного сценария", при затягивании его далее весны 1998. Но он может быть связан с кризисным развитием "информационной войны", например, вокруг приватизации "Роснефти", конфликтом с парламентом, в случае длительного заболевания Президента, в частности отмены запланированных на начало года международных визитов; особенно же на выходе из "летней паузы".

Логика этого варианта предусматривает активное ведение игры всеми активными игроками, формирование ими коалиций и их доминирование в информационно-политическом поле при одновременном резком ослаблении позиции Администрации Президента и роли самого Президента.


В пользу данного варианта говорит:

  • обилие кризисных зон в календаре 1998 года и общее обострение ситуации в связи с началом "кампании 2000"
  • слабость существующих позиций власти
  • продолжающаяся "информационная война"


Против данного варианта:

  • сложность формирования союзов между ведущими игроками
  • наличие и усиление "фактора-2000", где каждый играет за себя

Ключевые события:

Ключевыми событиями для форс-мажорного варианта являются те, где инициатива может быть полностью перехвачена другими игроками. К ним, в первую очередь, относятся кризисные для политической системы моменты:

  • отчет Правительства перед Президентом (середина января)
  • заседания "четверки" и "круглого стола" (середина января)
  • аукцион по Роснефти (конец января-февраль)
  • принятие Бюджета 1998 (январь)
  • Послание Президента Федеральному Собранию (середина января-начало февраля)
  • поездки Президента в Индию (19-20.01) и Италию (10-11.02). Особенно при возможной отмене каждого из визитов
  • поездка Президента в Чечню (конец января)
  • кампания по сбору налогов (март)
  • летняя пауза (июль-первая половина августа)
  • начало нового политического сезона (19-21 августа)
  • начало осенней сессии Государственной Думы (25 августа)
  • 5 лет событиям 1993 года
  • принятие Бюджета 1999 (осень)
  • начало избирательной кампании 1999-2000



В начало страницы
Русский Журнал. 9.01.1998. Политический календарь и возможные сценарии развития событий в 1998 году.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/98-01-09/progn.htm
Пишите нам: russ@russ.ru