Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
26.01.1998
Отзывы
Архивист
Сергей Рютин Мифы конца второго тысячелетия
 

Из обвинительного заключения по уголовному делу #4158 по обвинению Витухновской А.А. по статьям 224 ч. 2 и 162-7 ч. 1 УК РФ: "Витухновская А. А. с целью сбыта у неустановленного следствием лица, в неустановленное время и в неустановленном месте незаконно приобрела синтетические наркотические средства..."

27 октября 1997 года Алина Витухновская вновь взята под стражу по тем же самым статьям.

14 апреля 1994 года в центре Москвы появляется странная "марсианская" группа - трое городских партизан, облаченных в костюмы американских подводников. Это группа "Департамент пропаганды насилия", состоящая из Сэнди Ревизорова, Алексея Зубаржука и инфернальной Алины Витухновской. В то холодное весеннее утро они проведут акцию "Гвозди. Мы шагаем по Москве". Радикальные художники манифестировали тотальный разрыв с человеческой моралью и репрессивной культурой. Метафизический смысл акции не раскрыт до сих пор. Местом своего камлания юные шаманы избрали Триумфальную площадь. За памятником великому советскому поэту Маяковскому они прибивали к асфальту скальпы. В руках Алины черный магнитофон, издающий резкие звуки. Сзади трудится Сэнди - методично стуча мастерком, он прикрепляет за ее подошвами липкие куски когда-то живой человеческой плоти. Гвозди входят в асфальт, пробивая скальпы. Общество зрелищ любит наслаждаться сценами насилия, теперь же малочисленная публика недоумевает, кто-то падает в обморок. Никакой кинематографичности, голый натурализм. Прециозный жест, тот самый Поступок, который, согласно Каббале, важнее веры. Перформанс "Гвозди" нарушил традиционные каноны, сместив искусство в сферы физиологии, психопатологии, психиатрии. Жест был достоин лучших сюжетов Невзорова. Некрореализм в действии.

Любая культура по существу репрессивна. Современная культура, тесно связанная с рядом ограничений политического и социального характера, репрессивна вдвойне. Есть любопытная трактовка слова "культура" - кольцо тура. Таким образом, окультуренный человек современного мира - это порабощенный тур с продетым в нос кольцом. Забиваемые в асфальт на площади Маяковского скальпы показывали ущербность человеческой породы. Сэнди, Алекс и Алина - авторы метаполитической акции - являли воплощенную на новом уровне Троицу, где Алина претендовала на роль богоубийцы, Сэнди выполнял функцию бога-мстителя, а Алекс - его непутевого сына-недоделку. Впоследствии Алекс сядет на иглу, а у Сэнди окончательно остекленеют глаза. С ироничной полуулыбкой он взирает на природу: любит время от времени посидеть на травке и подышать чистым воздухом.

Алина вступила в ритуальную схватку с человеческими богами, совершив символическое осквернение их творений. Во время камлания над площадью пролетел вертолет - технотронный ангел, осеняющий своими лопастями городских шаманов "конца нелепого века". Шестью днями раньше покончил жизнь самоубийством Курт Кобейн.

Миру брошен вызов. Но мир ничего не понял. Тем хуже для мира. Тем лучше для войны. Грядущей войны маленького существа с первопричиной всего сущего.

"Хороший человек - это мертвый человек", - часто повторяет Алина. Действительно, мертвый не имеет неоправданных претензий - он слепо подчиняется чужим правилам. Конечно, и живой подчиняется чужим правилам, но мертвяки более удобный объект для экспериментов. Алина очень любит морги. Так, как может их любить только маленькая девочка. От мертвых не тошнит, как от живых особей человеческой породы. Воспроизведя себя в пяти млрд. экземпляров, убогие людишки не озаботились утилизацией собственной падали, в кою они превращаются после своей никчемной жизни. Алину тошнит от одного вида маленьких детей. Она мечтает повесить девочек в веселеньких платьицах на фонарных столбах вдоль Крымского моста. Чувство полной эйфории она испытала, когда увидела бесформенно летящее вниз по эскалатору окровавленное тело какого-то мужика. Тушка пролетела мимо Алины в опасной близости.

фото предоставлено TV-галереяС конца 1994 года Алина завоевала прочную репутацию наркодилера. Этому способствовал шумный арест. Игры КГБ-ФСК продолжались, отделы спецслужбы активно собирали компромат - в основном друг на друга. 6-е Управление, арестовавшее маленькое экзистенциальное существо, потребовало информацию, касающуюся другого Управления. Дальше события развивались по законам некоего безумного шоу, придуманного режиссером из Алининых снов. Эфемерность и явная ненастоящесть происходящего обострялись с осознанием странного единства экзистенциальной девочки и режиссера, диктующего свою волю. Именно режиссер-диктатор распределял роли и озвучивал манекенов. На суде Алина улыбалась. Она уже догадалась, что режиссер порожден ее мозгом. Сценой стал зал судебных заседаний. Статисты, актеры, осветители, оператор, художники по костюмам - все на местах. Автор сценария - ФСК-ФСБ. По уходу процесса режиссер меняет готовый сценарий, превращая документальный фильм в криминальную драму. Массовка остается в неведении относительно творческих контактов между сценаристом и режиссером. Тандем или соперничество? Так или иначе, проведя год в Бутырской тюрьме, Алина выходит на свободу - ей меняют меру пресечения на подписку о невыезде. Первая часть фильма закончилась 12 октября 1995 года хэппи-эндом. Следствие между тем продолжается. Спустя почти два года суд назначает дату нового заседания - 18 сентября 1997 года. За время следствия изменились и состав суда, и политические ориентации. Алина так и не дала никаких показаний. "Никого не сдать - это же круто!" - заявляет Алина.

Криминальная драма "Процесс" длится более трех лет. Очередной акт начался 23 октября 1997 года - с повторного ареста прямо в зале суда. В расчет не принимается, что Алина Витухновская не пыталась скрыться от органов следствия после того, как в 1995 году ей изменили меру пресечения. Не воспользовалась она и присуждением престижной премии Топфера (ФРГ) для выезда за рубеж. Перед вторым арестом Алина заявляла:

- Лучше тюрьма на Родине, чем свободная жизнь на Западе.

Алине следовало бы родиться на несколько поколений раньше: с ее дерзостью, боевым характером, склонностью к смелым экспериментам и магнетической привлекательностью она могла стать основательницей нового культа. Но сейчас религия Алины - фенамин. Фенамин как метафизическое понятие превратился для нее в алхимический философский камень. Его поиском Алина и занимается. Люциферическая весталка погружается в "не-реальность" - по ту сторону предельно-человеческого - в запредельное нечеловеческое.

Представляет интерес психологическое наблюдение, составленное специалистами санитарной службы:

"Психологический тип довольно распространен. Но его внешняя интерпретация необычна. Полное противоречие между внешним и внутренним. Активность и пассивность идут параллельно. Эмоции подавлены, загнаны в самые темные уголки подсознания. Крайне нуждается в поддержке, в одобрении каждого своего шага, хотя и пытается отстоять свою независимость от чужого мнения. Обладает очень тонким чувством времени и пространства. Слишком завышена претензия на неординарность, что душит саму неординарность. Очень сексуальна. Обладает сильной энергетикой и завышенной самооценкой. Мировоззрение на стадии грудного младенца: "я" и "не я". Легкоранима, но обладает стойким иммунитетом к внешним воздействиям. Обладая интуицией в сфере сверхнормальностей и сложных логических построений, она не может их адекватно оценить, так как абстрактное мышление развито слабо..."

- Я похожа на драг-дилера? - спрашивала время от времени маленькая девочка. Что ожидала она услышать в ответ? "Нет"? Подлинный драг-дилер меньше всего похож на барыгу из Отрадного. Настоящий нелегал из отдела "С" меньше всего похож на спецагента. Охотник за веществами идет на задание. На задание длиной в пять лет... Драг кэтчер. Drug catcher. 11 декабря Головинский суд выносит странное определение: направить подсудимую на психиатрическую экспертизу в институт Сербского. Книги также направлены на экспертизу. Случай уникальный в постсоветском пространстве. Алина выпустила пять книг. Последняя - "Земля нуля" (с Кедровым). Алина - кто она? Поэтесса? Весталка? Агент? Драг-дилер? "Сделайте меня героем своих комиксов", - просила юная бунтарка. И она стала героем.




В начало страницы
Русский Журнал. 26.01.1998. Сергей Рютин.
Мифы конца второго тысячелетия.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/98-01-26/rutin.htm
Пишите нам: russ@russ.ru