Русский Журнал
Win
04.02.1998
Отзывы
Архивист
Андрей Новиков Боги хаоса
 


Странные существа сидят в телевизионных аппаратных. Какой магической силой обладают они, перенося бушующие вокруг них жизнь и смерть в свой телевизионный антимир, на магический кристалл своих дисплеев! Они могут все - остановить мгновенье, раскрутить событие вспять, повторить его, смонтировать кадры, замедлить время.

Это еще не власть над живыми людьми - но уже власть над их тотемами, изображениями.

Средневековый человек увидел бы во всем этом черную магию. Это и в самом деле волшебство: ведь тот, кто владеет информацией, сегодня владеет всем.

Телевидение - ключевая социальная и политическая технология, позволяющая "лепить" общество как пластилин, внедрять в него новые стереотипы и изгонять старые, производить тотальную переоценку ценностей. Оно незаметно для глаза меняет молекулярную структуру общества, символизирует неразличимую интенционную грань между событием и сознанием. Еще Маркс говорил: когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой. Не эта ли интуитивная догадка века XIX нашла сегодня свое техническое воплощение в феномене ТВ? Ведь "омассовление" идей как раз и составляет его основную функцию. Телевидение - то, что превращает интенцию философа, намек политика, жест диктатора в реальный факт жизни, в состояние миллионов людей 1.

Но ТВ становится оккультным оружием лишь в том случае, когда есть Режиссер. Если же режиссура отсутствует, мы видим на экране материализацию своих снов, своих кошмаров, своего тайного бреда. И тогда ТВ становится опасной игрушкой, способной мгновенно реализовывать наше бессознательное, исполнять любое наше желание. Тогда ТВ - страшное засасывающее болото, погружающее нас в нас самих, в адовы пещеры нашего подсознания.

Начинается все с безобидных сексуальных прихотей. Телеэкран заполняют эротические фантазии; по ним, вооружась Фрейдом, нетрудно определить наш невротический портрет. Но Фрейд - только первая ступень. Вторая ступень - Юнг. Повторяясь бесконечное число раз, эротические видения вдруг обнаруживают удивительные закономерности. Наше коллективное бессознательное живет по каким-то внутренним законам, которые все глубже погружают нас в мир наших грез.

И вот уже выныривает Эдичка Лимонов с красно-голубым знаменем патриотизма, и мы понимаем, что эрос - только приманка и что главный предел наших потайных желаний глубже, серьезней... Лимонов сменяется гэкачепистами, русскими колокольнями, сценами языческих плясок вокруг костра, массовыми крещениями, танками и ядерными пультами. Кадры бегут все быстрее и быстрее, сливаются в сплошной цветовой поток и... что это? Уже шесть часов утра и по радио, по первой всесоюзной программе, звучит Гимн Советского Союза:

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь!

...Где мы? Что с нами?.. Оглядываемся. Сгоревший телевизор, листок календаря: 1980 год. Как мы здесь оказались? Какое напряжение разорвало пространство и время, переместило нас на двадцать лет назад? И не этого ли мы жаждали, не об этом ли пульсировала доминанта нашего подсознания? А может быть, НИЧЕГО И НЕ БЫЛО? Ни Горбачева, ни Ельцина, ни вывесок "Макдональдс"... может быть, вся перестройка - кошмарный сон?

Но что тогда есть ЖИЗНЬ, в чем ее константы, которые Юнг называл архетипами? И к чему мы окажемся отброшенными на самом деле: к респектабельным 70-м, к ужасам сталинизма или к хаосу гражданской войны? А может быть, есть вехи и похуже гражданской войны - смерч самоистребления, в котором уже не будет никакого, даже столь жестокого, как большевизм, системообразующего начала?

* * *

Где мы? В чем наша опора? Бредовая подкорка национального "Я" пульсирует на экране, рождая одно виденье за другим.

Перед больным народом в пляске проносятся казаки с шашками, президенты, двуглавые орлы, сталинисты. Так умирающий мучительно и долго вспоминает сцены из прошедшей жизни. "И это все? - думается ему, - Больше уж ничего не будет? А может, я уже умер, и то, что я вижу, и есть мой ад?".

Телевидение - страшный бред наяву, грань между сном и явью, между смертью и жизнью. Остановись, остановись русская тройка! Куда несешься ты!..

* * *

В русском хаосе есть страшная вибрация, в ней чудится таинственный танец, движениями своими вырисовывающий сверкающий пунктир неведомого существа.

Оно слишком быстро, это существо, слишком неуловимо для того, чтобы его можно было заметить невооруженным глазом.

Оно действует и творит на какой-то иной, внеземной скорости, в большем, чем наш трехмерный мир, количестве измерений.

Но оно незримо присутствует во всех катастрофах, происходящих с нами. Стоит лишь соединить пунктирной линией тысячу беспорядочных, бессмысленных на первый взгляд событий - вектор женских ног, падение осенних листьев, скопление облаков - и мы начинаем видеть лик его, лик Режиссера Хаоса. Чем больше мы штрихуем карту случайных событий, тем явственнее на ней проступает Его лик, лик Сатаны.

"Только тот, кто несет в душе Хаос, может родить танцующую звезду", - писал Ницше.

На обломках старой России, в ее последних конвульсиях, в геополитическом коллапсе мы чувствуем приближающийся взрыв русской Сверхновой.

Сжатая до предела, до атома, лишенная пространства и времени Россия должна взорваться уже в ближайшем будущем каким-то новым, ослепительным открытием. Вся ее сожженная материя, сгоревшие и истлевшие поколения, ее коммунистический жар и демократический тлен обратятся в одну клокочущую энергетическую плазму, с ревом и грохотом распространяющуюся в межзвездном пространстве.


Примечания


Вернуться1
Фашизм - это коммунизм плюс ТВ; тоталитаризм, развернутый не в командно-административных, а в "гибких" информационных технологиях.

Другие статьи из цикла "Чешуя дракона":
1. Погружение во тьму.
2. Мир хаоса и безумия.
3. Магия нового времени.
4. Телевизионный сталинизм.




В начало страницы
Русский Журнал. 04.02.1998. Андрей Новиков.
Боги хаоса.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/98-02-04/novik.htm
Пишите нам: russ@russ.ru