Украинский Фонд Сороса и Интернет
Сергей Дацюк
xyz@webber.kiev.ua14 апреля в агентстве "УНИАН" состоялась пресс-конференция украинского отделения Фонда Сороса. Представители Фонда - господа Кравченко и Быстрицкий - долго и многословно рассказывали о планах и перспективах, сетовали на бюрократизацию и волокиту, обещая последние уменьшить и урезать. Журналистов интересовало, как правильно заполнить анкету, чтобы получить какой-либо грант. Все были довольны.
Мой вопрос в конце пресс-конференции прозвучал для многих неожиданно.
- В вашем описании программ, по которым принимаются заявки, есть и программа "Содействие развитию Internet на Украине", которая включает "конкурс на лучшие учебные курсы профессионального использования Internet для студентов вузов", а также "конкурс проектов по обеспечению доступа региональных библиотек в Internet". В аннотациях к обоим направлениям сказано: "Не будут рассматриваться проекты организаций из города Киева". Я не знаю, чем так провинились перед Фондом Сороса организации Киева, поскольку именно здесь есть профессиональные и инициативные организации, способные предложить такого рода проекты. Дискриминация по территориальному признаку - это политика Сороса или местные разработки?
На что мне ответили, что, дескать, по Киеву будет отдельная программа (где и когда - не сообщили). Поблагодарили за провокацию и разъяснили, что позиция "не принимать к рассмотрению" заявки по интернетовским программам от киевских организаций преследует цель заставить местных предпринимателей самим зарабатывать деньги.
Я спросил, как соотносятся с желанием "заставить" пропагандируемые Фондом идеи "открытого общества", но этот вопрос был просто проигнорирован.
Анализ документов украинского отделения Фонда Сороса привел меня к неутешительным выводам:
1) Отдельный человек не может получить грант от Фонда. Для того чтобы просто подать заявку, он должен быть вписан в структуру, в какую-либо организацию. Это означает, что для постсоветских государств реализуется принцип поддержки существующей организационной структуры, а не реформ, новых концепций или идей (в выступлениях представители Фонда сообщили, что только в одном-единственном случае деньги просили на реформирование структуры).
2) Так называемые негосударственные организации (НГО или, в украинской аббревиатуре, НДО) на деле являются теневой структурой, возникающей вокруг государственных организаций со следующими целями:
- перекачка ресурсов и средств из государственного сектора в негосударственный (попутно позволяющая наживаться людям, к этому причастным);
- обеспечение возможностей для коммерческой деятельности, при которой используются ресурсы и средства государственных структур, а юридическое лицо негосударственной организации позволяет получать гранты и заниматься квазикоммерцией.
НГО (НДО) не имеют ничего общего с организационной реформой, поскольку создают теневую структуру, а не являются реформированием существующей.
3) Местные организации Фонда Сороса весьма вольно трактуют его политику. Их реальные шаги во многом не отвечают принципам "открытого общества" и идут вразрез с произносимой риторикой. В частности, декларируемая поддержка "электронных изданий" никак не отражена в реальных программах.
4) И последнее. Сравним выдержку из "Приоритетных задач МВФ на 1998-2000 годы" (их раздали журналистам в качестве документа, которым руководствуется Фонд), где говорится о направлениях проектов "Конкурсы": "Информатизация социально-гуманитарной сферы - реферативные издания, электронные издания, Internet в университетах и библиотеках (желательно в партнерстве с правительством)..." и описание "Конкурсы": "Конкурс проектов по обеспечению доступа региональных библиотек к Internet. К рассмотрению допускаются проекты <...> поддержки информационного наполнения сети Internet".
Кто бы мне объяснил, как можно осуществлять информационное наполнение Internet через регионы, отсекая киевские организации? Как можно опираться на региональные негосударственные организации и планировать их партнерство с правительством, изымая при этом киевские организации как таковые? Выводы напрашиваются сами собой: в украинском Фонде Сороса об Internet слышали, но совершенно не представляют себе, как это все должно наполняться, работать и какого рода проекты здесь нужны.
Если же копнуть глубже, то пора бы вообще поставить вопрос: а что это за НГО такие, которым столь рьяно раздают гранты многие фонды? Что значат НГО помимо того, что они сами о себе говорят, помимо заявляемой ими позиции разгосударствления гуманитарной сферы? Являются ли НГО, поддерживаемые западными фондами, способом реформирования самих государственных организаций, служат ли они для отмывания денег и имиджа, прокорма государственных чиновников или в конечном счете это просто очковтирательство?
© Русский Журнал, 1998 | russ@russ.ru |