Russian Journal winkoimacdos
5.09.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Злоба дня архивпоискотзыв

Сценарии кризиса в информационно-политическом пространстве

Ситуация

Основными факторами ситуации стали:


"Апрельский сценарий"

Период ошеломления (с 23.08) не был реализован президентской стороной, и превратился в период безвластия, полный исчезновениями привычных вещей и небывалыми потрясениями чувств.

Не имея подсказки ниоткуда, массовое сознание и сознание элит истолковало происходящее в формах прецедента предыдущего правительственного кризиса март-апрель 1998: "апрельский сценарий", "продавливание Думы на Кириенко": "кто не впадет в депрессию по поводу финансового кризиса, рискует сойти с ума от "дежа вю", вызванного кризисом правительственным. Все это мы уже переживали 5 месяцев назад” ("Владивосток", 2.09.) Власть расписалась в ошибке, и тут же символически "вернулась к старому" (наращивая образ бессилия, отсутствие новых решений.) Возник фактор негативной прецедентности ("Хватит нас ломать!") - подспудное раздражение и усталость действующих сил, переходящие в категорический отказ еще раз следовать апрельскому прецеденту. "Государственная Дума может уйти и должна уйти, но не пропустить эту фигуру" ("Звезда", Пермь, 28.08.)

Политическим паролем стало "Не дадим нас продавить снова". Именно "апрельский прецедент" сегодня реально ограничивает маневр и поле компромисса.

"У всех в памяти апрельский сценарий "продавливания" Кириенко в Думе, которая в конце концов сдалась" ("Якутия", 2.09.)

"Дума провалит кандидатуру ЧВС и в следующие два раза, левая оппозиция готова ко всему" (Спб.ведомости" (Санкт-Петербург) 1.09)

"Коммунисты, аграрии и "Народовластие" будут стоять до конца - они хотят роспуска Думы, чтобы собрать дивиденды на выборах следующей" ("Звезда" (Пермь) 3.09)


Сценарий исполнительной власти

Основной формирующий отношение к происходящему СМИ сценарий, публично реализуемый властью не претерпел изменений. Его основа следующая:

"на торг были выставлены лакомые куски, на которые давно и безуспешно заглядывалась оппозиция" (АиФ, 2.09.)

"В конце концов Дума сделает так, как захочет Президент России" (Казань, "Эфир", 01.09)

В целом, этот сценарий предусматривает "жесткую позицию" в отношении Думы и "продавливание" кандидатуры Черномырдина под угрозой роспуска Думы ("апрельский вариант"). Отсюда возможность избежать столкновения исполнительной и законодательной властей пока представляется слабой. В то же время, такое столкновение и выход на внеочередные выборы означает де-факто проигрыш президентской стороны и исполнительной власти в целом.

"Если другого выбора не останется, надо распускать Думу. Но, распуская Думу, надо иметь правительство, которое смогло бы взять на себя ответственность и сделать те шаги, которые сегодня выправили бы ситуацию ("Звезда" (Пермь) 3.09)


Образ исполнительной власти

Образ исполнительной власти в массовом сознании и СМИ на данный момент представляется полностью негативным.

"Мы наблюдаем агонию власти" ("Вольная Кубань" (Краснодар) 25.08) "Под полностью обанкротившимся режимом уже шатается кресло" ("Коммуна" (Воронеж) 27.08)

Основная интерпретационная линия в отношении власти в целом выглядит так: власть, не справившаяся с кризисом, усугубила его отставкой правительства Кириенко. Попробовав вернуть "все как было" Президент "подписал себе политический смертный приговор".

Отсутствие понятных обществу действий по решению экономического кризиса и формирования дееспособной экономической власти, породило описание положения страны как ситуации "тотального бездействия" власти. "Никто из руководства страны не может объяснить народу что происходит" ("Вятский наблюдатель", 28.08.)

Конфликт с Думой рассматривается уже не как борьба за стабильность, а как отказ от поиска выхода из явно ухудшающейся ситуации. "Эгоизм" власти, ее "неадекватность" ситуации перестают быть понятными и становятся поводом для реального недовольства. Ставка на "продавливание" Черномырдина любой ценой, вплоть до досрочных выборов, также не понимается и не будет понято массовым сознанием и СМИ.

"Упрямство Президента в отношении кандидатуры Черномырдина достойно лучшего применения" ("Владивосток" (Владивосток) 2.09) "президент страны, к которому чудесным образом возвращается здравомыслие, перестает впадать в горячку и находит возможным обсуждение нескольких претендентов" ("Якутия", 2.09.)

Фракции начали подготовку к досрочной избирательной кампании, одновременно активизировав тему импичмента Президенту.

Совокупность данных факторов создала ситуацию тупика в отношениях исполнительной власти и Думы, практически поставила на повестку дня реализацию сценария противостояния ветвей власти, роспуск Думы и досрочные выборы. Ситуация несколько разрядилась только к вечеру 3.09, когда президентская сторона активизировала тему Политического соглашения и одновременно появилась информация о возможности внесения Президентом новой кандидатуры.


Политическое соглашение и программная доктрина Черномырдина - публичный ресурс исполнительной власти

Подписанный Президентом текст Политсоглашения позволяет выйти из положения, когда единственным мессиджем власти обществу остается указ о снятии Кириенко.

В случае неутверждения кандидатуры Черномырдина Политсоглашение превращается в "основное предложение власти", вокруг которого так или иначе пойдет дальнейший торг (без этого торг становится чисто персональным, а значит - власть без рубежа, до которого она готова уступать). Теперь уже придется бороться за то, чтобы не отступать дальше.

"Торг, скорее всего, будет успешным, ибо Зюганов хочет сохранить Думу" ("Невское время", 1.09.)

"президент и ЧВС начинают "великие торги" с депутатами" ("Якутия", 2.09.)


Такую же роль будут играть заявления В.С.Черномырдина в Думе и Совете Федерации.

В случае ставки на роспуск Думы нарастание конфронтации в условиях отсутствия реальных действий по облегчению положения населения скорее всего будет воспринято, как "фатальное поражение власти" с одной стороны и "выход за границы допустимого", с другой.

Выход на досрочные выборы в такой ситуации повлечет за собой (при отсутствии на данный момент какой бы то ни было подготовки к ним) проигрыш всякого, кто свяжет себя с "партией власти". Для НДР выход на выборы с неутвержденным Черномырдиным означает гарантированное поражение.


Максимум кризиса

После второго неутверждения Черномырдина возникает остро негативный пик, провал ситуации. Он складывается из:

"Ельцину не стоит лезть в бутылку и настаивать на ЧВС" (МК, 1.09.)

"его "целеустремленность" и упрямство по поводу кандидатуры ЧВС дестабилизирует обстановку" ("Владивосток", 2.09.)

"Сегодня кризис финансовой системы и правительства совпал с 7-летием ГКЧП. Еще тогда гэкачеписты заявили, что страна на грани катастрофы. Сегодня эта грань становится все острее". ("Амурская заря" 28.08.)

Время с 4 по 10 сентября - одновременно максимум кризиса и возможный тайм аут для решения вопроса о том, идет ли власть на новые думские выборы.


Временные и событийные ограничения "сценария власти"

Политические события, определяющие дальнейшую расстановку сил, будущее Думы и исполнительной власти произойдут со дня второго голосования 4.09 по 11.09 - финальная дата, когда Президент должен внести кандидатуру на рассмотрение Думы.

События пятницы, 4 сентября станут началом максимального информационно-политического кризиса, который продлится до вторника 8 сентября. В эти дни оценки "кризиса власти" станут максимальными и будут поддержаны в воскресенье в аналитических выпусках ТВ программ.

"Жесткий" сценарий исполнительной власти развивается на фоне событийного ряда, сужающего ее маневр.

Второе, по видимому отрицательное, голосование по кандидатуре Черномырдина 4.09 состоится в между заседанием Совета Федерации и торжественным собранием Ю.Лужкова, формально посвященного празднику Москвы. Таким образом, Ю.М.Лужков "подводит политические итоги" дня и может задать форму обсуждения произошедшего. Не исключено и прямое политическое заявление о вхождении в избирательную кампанию и солидарности с Думой.

Не позднее понедельника 7.09 Дума, как предполагается проведет собственное рейтинговое голосование, а также выступит с "обращением к нации" объясняя свое нежелание голосовать за предложенную Президентом кандидатуру и готовности к новым выборам.

Но одновременно - торжественно, с участием Президента открывается 100 сессия Межпарламентского Союза, которая продлится всю неделю. Очевидно, что Дума получает возможность постоянно пользоваться конференцией, как международной трибуной, с другой - постарается, в случае очевидной конфронтации с Президентом, принять все решения (по третьему отрицательному голосованию) во время конференции.

Роспуск Думы в дни юбилейной конференции Всемирного Межпарламентского Союза представляется политически невозможным.

Со вторника 8.09 Дума реализует линию выдвижения обвинения Президенту, вынеся на рассмотрение пленарного заседания материалы Комиссии по импичменту. Несмотря на то, что набрать необходимые 300 голосов по обвинению Президента в подписании беловежских соглашений представляется нереальным, тема импичмента как спасения для Думы" станет одной из основных на следующей неделе.

Проблемная ситуация следующей недели отягощается протестной активностью - Всероссийская акция протеста в поддержку учителей 9.09; подходом срока выплат по внешнему госдолгу и выплат заработной платы (10.09) , что в ситуации кризиса расчетной системы будет весьма сложно. По мере приближения к третьему голосованию негативная прецедентность "апрельского сценария" нарастает. Возможность выхода из ситуации предопределенного проигрыша существует, при активизации переговорного процесса, сочетающимися с действиями, направленными на символическое усиление власти.

Календарь информационно-политической активности 4-14 сентября


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru