Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/03litera.html

Нигилизм : обзор литературы
Илья Овчинников


Дата публикации:  28 Февраля 2001

Отсутствие единства мнений в таких
важнейших вопросах, несомненно,
крайне отрицательный факт. 1

Круг литературы по теме достаточно широк. Одна из наиболее близких нашей работе по проблематике - монография В.А.Твардовской "Достоевский в общественной жизни России". Здесь подробно описаны и проанализированы идейная борьба 1860-70-х гг. и место, которое в ней занимал Достоевский. В одной из первых глав монографии полемика "Эпохи" братьев Достоевских с Салтыковым-Щедриным, Писаревым, Антоновичем и другими рассматривается в ее динамике; под влиянием революционных прокламаций позиции Достоевского все более расходились со взглядами демократической интеллигенции.

В монографии Твардовской значительное внимание уделяется спору Достоевского с Чернышевским. По этому поводу мы опирались в работе также на книгу А.П.Ланщикова "Н.Г.Чернышевский", где подробно сравниваются взгляды Достоевского и автора "Что делать?". Эстетика этого романа рассматривается под критическим углом в статье А.Жолковского "О пользе вкуса".

Представляет для нас интерес также следующая глава монографии В.А.Твардовской - "Родион Раскольников и Петр Ткачев". Здесь подробно рассматриваются два вопроса: Ткачев как один из возможных прототипов Раскольникова и он же как один из основных идеологов нигилизма. Говоря о Достоевском и Ткачеве, мы наблюдаем своего рода "обратную связь": с одной стороны, Твардовская говорит о прямом влиянии романа "Преступление и наказание" на смягчение взглядов Ткачева в начале 1870-х годов; с другой стороны, речь идет о связи романа Достоевского с одноименной статьей Ткачева (1863), где говорилось о прямом влиянии общественного устройства на уровень преступности;2 кроме того, именно Ткачев стал ставить под сомнение нравственные ценности как категории вневременные и вне социальные и говорить о зависимости их от существующего экономического порядка. (И, тем самым, в некотором роде подтверждать теорию Раскольникова).

Именно Ткачев стал одним из первых, еще в середине 1860-х годов, выражать сомнение в революционных возможностях крестьянства и говорить о необходимости действия "революционного меньшинства", "людей будущего" (нелишне заметить, что с ним некоторое время сотрудничал Нечаев). Достоевский, в свою очередь, говорил об отсутствии у нигилизма корней в русском народе и связывал будущее России именно с духовным потенциалом народа. Следует признать, что в обоих вопросах Ткачев оказался трезвее Достоевского: во-первых, будущее России, как оказалось, принадлежало именно "мыслящим реалистам" (по Ткачеву) - "бесам" (по Достоевскому).

Во-вторых, взгляды Ткачева на народ были гораздо реалистичнее, чем у Достоевского: "Идеализация нецивилизованной толпы, - писал Ткачев, - одна из опаснейших и наиболее распространенных иллюзий..." Он предостерегал интеллигенцию от убеждения в том, что необразованная толпа "по своей непосредственной чистоте стоит несравненно выше" толпы образованной, что "не ее нужно учить, а у ней нужно учиться".3 Эти слова заставляют вспомнить "Дневник писателя": "Именно народ наш любит... правду для правды... Приди его срок и начнись дело всеобщей всенародной правды, и вас изумит та степень свободы духа, которую он проявит перед гнетом материализма, страстей, денежной и имущественной похоти...".4

При разговоре о "Преступлении и наказании" мы обращаемся также к работе Ю.Ф.Карякина "Самообман Раскольникова". Главный предмет исследования здесь - "как решалась проблема мотивов преступления в романе", т.е. именно то, о чем мы говорили в связи со статьей Писарева "Борьба за жизнь". Итог, к которому приходит Карякин, парадоксален и схож с приведенным выше мнением А.Г.Битова о Раскольникове: "...сюжет основан на ложном допущении... Достоевский соврал в сюжете и выиграл роман".5 Карякин также называет принципиальной "художественной условностью"6 тот факт, что Раскольников оказывается и теоретиком, и практиком.

Самым сложным и интересным моментом в теме "Достоевский и нигилизм" является роман "Бесы". Как известно, основным событием, повлиявшим на его замысел, была нечаевщина. О ней и о самом С.Г.Нечаеве подробно написано в работе С.Н.Бурина "Судьбы безвестные" (кроме Нечаева, книга рассказывает о Льве Тихомирове и Вере Засулич). Еще в предисловии автор справедливо возражает Достоевскому, пытавшемуся показать нечаевщину как явление, не могущее пустить корни в русском народе: "...в других обществах и странах... эта зараза носила характер относительно короткой эпидемии, тогда как в России она все более напоминала хроническое заболевание."7

Говоря о "Бесах", мы обращаемся также к монографии Л.И.Сараскиной "Бесы" : роман-предупреждение". Здесь рассмотрено большое количество вопросов, касающихся романа: его внутренняя хронология; его влияние на мировую литературу; сочинители в "Бесах" и других произведениях Достоевского - и многое другое. (Тема сочинительства относится впрямую к уже упомянутым "Запискам из подполья" и "Преступлению и наказанию"; касаясь этой проблемы, мы используем также работу М.М.Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского".)

Л.И.Сараскиной принадлежит также монография "Федор Достоевский: одоление демонов". Автор подробно исследует творческую историю романа "Бесы", причины отказа писателя от почти готовой (более 15 печатных листов) первой редакции. Центральная часть монографии посвящена тому, насколько в романе отразились личные впечатления автора от участия в тайном обществе Н.А.Спешнева - наиболее радикальном крыле общества петрашевцев. Вопрос о связи образа Николая Ставрогина со Спешневым впервые в литературоведении исследован столь масштабно и доказательно.

В нашей работе мы использовали также издание "Бесы" : Антология русской критики". В текст "Бесов" здесь впервые включена глава "У Тихона", исключенная М.Н.Катковым по цензурным соображениям и обычно печатаемая в приложениях. Следует отметить также написанное Л.И.Сараскиной послесловие "Бесы", или Русская трагедия" и составленный ею корпус собственно Антологии: в него включено более двадцати статей, опубликованных в основном до начала 1930-х годов; остальные же издавались позже за границей и были труднодоступны до последнего времени (например, использованная нами статья А.Л.Бема "Эволюция образа Ставрогина").

Во время написания "Бесов" Достоевский неоднократно обращался к роману Тургенева "Отцы и дети". Роман сыграл крайне важную роль в созревании замысла "Бесов", что видно из записных тетрадей Достоевского и его писем. Так, он пишет А.Н.Майкову по опубликовании первой части своего романа: "...в отзыве Вашем проскочило одно гениальное выражение: "Это тургеневские герои в старости". Это гениально!"... Вы тремя словами обозначили все, как формулой".8

По этому поводу стоит сказать о статье К.М.Тюнькина "Базаров глазами Достоевского". В ней указывается на то, что Достоевский смог увидеть в образе Базарова многоплановость и трагизм; Тургенев был очень благодарен Достоевскому за такое понимание своего героя. Исследователь отмечает здесь, что Базаров, как и Раскольников, бунтует не из личного эгоизма, а от недовольства окружающим миром.

Однако к моменту создания "Бесов" отношения Достоевского и Тургенева были испорчены конфликтом 1867 г. Достоевский уже не испытывал былого уважения ни к Базарову, ни к его создателю. К тому же, в Базарове он видел теперь предтечу тех, кого назвал бесами, а в Тургеневе - их покровителя. Именно этого вопроса, в частности, касается монография Н.Ф.Будановой "Достоевский и Тургенев : творческий диалог". В ней объясняются причины столь резкой критики Тургенева Достоевским. Отдельная глава посвящена сравнению концепций нигилизма у обоих авторов.

Под иным углом рассматривает проблему Ю.Ф.Карякин в уже упоминавшейся работе "Прозрения и ослепления (о "Бесах")". Исследователь говорит о том, что Достоевский, постигнув всю иезуитскую сущность нечаевщины, был ослеплен открывшейся ему истиной, поэтому изобразил бесами и тех, кто этого не вполне заслуживал. В нашей работе мы будем не раз обращаться к исследованиям о Достоевском и Тургеневе.

Необходимо обратиться также к статьям из сборников "Вехи" и "Из глубины" - имеются в виду "Этика нигилизма" С.Л.Франка и "Духи русской революции" Н.А.Бердяева. Обе статьи напрямую связаны с проблематикой нашей работы. Первая рассматривает совокупность черт нравственного миросозерцания российской интеллигенции; как и многие теоретические построения Достоевского (а также его героев - Подпольного, Кириллова, Шигалева), система доказательств Франка во многом основывается на парадоксах. Этого не скрывает и сам автор: "...если мы сделаем в этом пункте логической скачок... если здесь мы заменим рациональное доказательство иррациональным инстинктом родовой или общественной солидарности, то... характер мировоззрения русской интеллигенции может быть выведен... из ее нигилизма".9 В работе мы будем обращаться к определениям нигилизма, предлагаемым в статье.

БердяевРабота Бердяева "Духи русской революции" поистине гениальна в своей лаконичности. В статье три части - о Гоголе, Достоевском и Толстом соответственно. Рассуждения о Достоевском не ограничиваются указанием на его предвидения; Бердяев рассматривает нигилизм в понимании писателя на уровне метафизическом, на уровне вопроса "...о Боге и бессмертии".10 Говоря о народопоклонстве Достоевского как о слабой его черте, Бердяев предлагает поразиться глубине проникновения писателя в природу русского нигилизма, в его национально-религиозную специфику.

Со статьей Бердяева очень интересно сравнить работу Д.Котсовского "Достоевский, Толстой и революция" (Нью-Йорк, 1955). Основная идея автора заключается в том, что Достоевский и Толстой подготовили психологическую почву для восприятия большевизма: вообще, в XIX веке литература лишь развращала души, становясь постепенно миной замедленного действия. Она изображала антигероев (Печорин, Обломов, Рудин и т.д.); Достоевский также создал отрицательные, антисоциальные типы.

Как и Карякин, Котсовский пишет об ослеплениях Достоевского. Главное из них - убеждение в том, что бесы есть инородное тело для России и что "народ-богоносец" спасет мир от них. В реальности же писатель сам в наибольшей степени оказался подвержен их влиянию. Котсовский ссылается на работу П.Берлина "Достоевский-революционер"; ее автор справедливо считал, что, доведись Достоевскому воочию увидеть большевизм, он бы не усомнился: после такого позора для России ее народ тем вероятнее и скорее поднимется во всей своей чистоте и красоте. На деле же Достоевский созданием легенды о народе-богоносце отвлек русскую мысль от проблем действительности и довел ее до сочувствия большевикам.

Схожие идеи мы встречаем у А.Г.Битова, нашего современника; в комментарии к своему роману "Пушкинский дом" он оспаривает общепринятое мнение: мол, бесы появились бы и так, а Достоевский предостерег от них. На самом же деле "Достоевский просветил насквозь явление, еле зачавшееся, еще ничтожное. Но ничтожное - и есть ничтожное. Не просветил ли он его и во втором смысле? Не сформулировал ли зло, настолько недееспособное, что никогда не смогло осознать себя? Было ничто, а стало явление! Описанное гением! Это ли не лестно?! Значит, мы есть, раз про нас пишут! И кто пишет!"11 Т.е. Достоевский заставил поверить общество в то, что бесы - есть, принять их всерьез. Они же, в свою очередь, будучи силой несозидательной, смогли обратить на себя чужую созидательную энергию. "Не вдохнул ли в них Федор Михайлович? - спрашивает Битов. - Не вдыхаем ли мы теперь?"

Думается, что упреки эти - не вполне "по адресу". Стоит ли требовать от художника невозможного? И неужели было бы лучше, если бы "Бесы" не были написаны? Нет сомнения в том, каким гениальным провидцем был их автор. Вполне возможно, что он предчувствовал и будущие масштабы, которые примет бесовщина в России. Но бессмысленно упрекать его в том, что он не помешал исполнению своих пророчеств. К тому же, как указывает Бердяев, "...самое прочное и безнадежное в русской революции - это гоголевское в ней. В том, что в ней есть от Достоевского, больше просветов".12

Продолжение Читать дальше


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1972-1990.

2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Тт. 12-14. СПб., 1994-1995.

3. Батюто А.И. Антинигилистический роман 60-70-х годов. // История русской литературы в 4 томах. Л., 1980-1983. Т.3.

4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

5. Белинков А.Б. Сдача и гибель советского интеллигента : Юрий Олеша. М., 1997.

6. Бем А.Л. Эволюция образа Ставрогина // "Бесы" : антология русской критики. М., 1996.

7. Бердяев Н.А. Духи русской революции. Рига, 1990.

8. Битов А.Г. Пушкинский дом // Битов А. Г. Империя в четырех измерениях. В 4 томах. Харьков-Москва, 1996. Т.2.

9. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев : творческий диалог. Л., 1987.

10. Бурин С.Н. Судьбы безвестные. М., 1994.

11. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Воспоминания в 2 томах. М., 1987.

12. Волгин И.Л. Родиться в России. М., 1991.

13. Володин А.И., Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Чернышевский или Нечаев? М., 1976.

14. Герцен А.И. Былое и думы. М., 1945.

15. Герцен А.И. Еще раз Базаров // А.И.Герцен о литературе. М., 1902.

16. Гоголь Н.В. Мертвые души // Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений в 5 томах. М., 1952. Т.5.

17. Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1962.

18. Добролюбов Н.А. Забитые люди // Добролюбов Н.А. Избранные сочинения. М.-Л., 1947.

19. Доклад генерал-аудиториата по делу петрашевцев // Петрашевцы : сборник материалов, Т.3. М.-Л., 1928.

20. Долинин А.С. Тургенев в "Бесах" // Достоевский, статьи и материалы. Т.2. М.-Л., 1924.

21. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971.

22. Жолковский А.К. О пользе вкуса // Жолковский А. К. Инвенции. М., 1995.

23. Искандер Ф.А. Стоянка человека. М., 1991.

24. Карякин Ю.Ф. Прозрения и ослепления (о "Бесах") // Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

25. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова // Карякин Ю.Ф, Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

26. Катков М.Н. Роман Тургенева и его критики // Русский вестник. 1862. #5.

27. Ким Ю.Ч. Творческий вечер. М., 1990.

28. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.

29. Короленко В.Г. История моего современника // Короленко В. Г. Собрание сочинений в 5 томах. Л., 1990. Тт. 4-5.

30. Котсовский Д. Достоевский, Толстой и революция. Нью-Йорк, 1955.

31. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. (Событийное. Социальное. Философское.) М., 1979.

32. Ланщиков А.П. Н.Г.Чернышевский. М., 1987.

33. Левин В.И. Достоевский, "подпольный парадоксалист" и Лермонтов. "Известия АН СССР", Серия литературы и языка. 1972. #2.

34. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. М., 1984.

35. Лесков Н.С. На ножах // Лесков Н.С. Полное собрание сочинений в 36 томах. СПб., 1902-1903. Т.27.

36. Михайловский Н.К. Литературные и журнальные заметки. "Отечественные записки". 1873. # 2.

37. Морозова Т.Г. Короленко о Достоевском // Литературное наследство. 1973. Т.86.

38. Назиров P.Г. Об этической проблематике повести "Записки из подполья" // Достоевский и его время. Л., 1971.

39. Пирумова Н.М. Разрушитель // Родина. 1990. #2.

40. Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Сочинения в 4 томах. М., 1956. Т.2.

41. Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Сочинения в 4 томах. М., 1956. Т.4.

42. Писарев Д.И. Реалисты // Писарев Д.И., Сочинения в 4 томах. М., 1956. Т.3.

43. Революционеры 1870-х годов. Л., 1986.

44. Сараскина Л.И. "Бесы" : роман-предупреждение. М., 1990.

45. Сараскина Л.И. "Бесы", или русская трагедия. // "Бесы" : антология русской критики. М., 1996.

46. Сараскина Л.И. Федор Достоевский : одоление демонов. М., 1996.

47. Спор о Бакунине и Достоевском. Статьи Л.П.Гроссмана и Вяч. Полонского. Л., 1926.

48. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России (1861-1881). М., 1990.

49. Ткачев П.Н. Литературные попурри. Разбитые иллюзии // Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. М., 1986.

50. Трифонов Ю.В. Нечаев, Верховенский и другие. // Трифонов Ю.В. Собрание сочинений в 4 томах. Т.4. С. 558.

51. Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. М., 1953-1958. Т.3.

52. Тургенев И.С. По поводу "Отцов и детей" // Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. М., 1953-1958. Т.10.

53. Тюнькин К.И. Базаров глазами Достоевского // Достоевский и его время. Л., 1971. С.108-119.

54. Ф.М.Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. СПб., 1993.

55. Фишер Вл. Байрон и байронизм // Байрон Джордж Гордон. Сочинения в 2 томах. М., 1912. T.1.

56. Франк С.Л. Этика русского нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России : сборники статей 1909-1910. М., 1991.

57. Фридлендер Г.М. Художественный мир Достоевского и современность // Достоевский : материалы и исследования. Т.5. Л., 1983.

58. Чернышевский Н.Г. Что делать? М., 1969.


Примечания:

Вернуться1 Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента : Юрий Олеша. М., 1997. С.318.

Вернуться2 Об этом же, косвенно возражая Достоевскому, говорит и Писарев: "Самою обыкновенною причиною воровства, грабежа и разбоя является бедность; это известно всякому..." (Писарев Д.И. Борьба за жизнь. С.319.)

Вернуться3 Ткачев П.Н. Разбитые иллюзии // Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. М., 1986. С.162.

Вернуться4 Дневник писателя 1877 г. // Собр. соч. в 15 т. Т.14. С.17.

Вернуться5 Битов А. Г. Указ. соч. С.380.

Вернуться6 Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова // Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989. С.196.

Вернуться7 Бурин С.Н. Судьбы безвестные. М., 1994. С.3-4.

Вернуться8 Т.29 (1). С.185.

Вернуться9 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России : сборники статей 1909-1910. М., 1991. С.159.

Вернуться10 Бердяев Н.А. Духи русской революции. Рига, 1990. С.14.

Вернуться11 Битов А.Г. Указ. соч. С.383.

Вернуться12 Бердяев Н.А. Указ. соч. С.12.