Русский Журнал
/ Круг чтения / www.russ.ru/krug/03litera.html |
Нигилизм : обзор литературы Илья Овчинников Дата публикации: 28 Февраля 2001
Круг литературы по теме достаточно широк. Одна из наиболее близких нашей работе по проблематике - монография В.А.Твардовской "Достоевский в общественной жизни России". Здесь подробно описаны и проанализированы идейная борьба 1860-70-х гг. и место, которое в ней занимал Достоевский. В одной из первых глав монографии полемика "Эпохи" братьев Достоевских с Салтыковым-Щедриным, Писаревым, Антоновичем и другими рассматривается в ее динамике; под влиянием революционных прокламаций позиции Достоевского все более расходились со взглядами демократической интеллигенции. В монографии Твардовской значительное внимание уделяется спору Достоевского с Чернышевским. По этому поводу мы опирались в работе также на книгу А.П.Ланщикова "Н.Г.Чернышевский", где подробно сравниваются взгляды Достоевского и автора "Что делать?". Эстетика этого романа рассматривается под критическим углом в статье А.Жолковского "О пользе вкуса".
Именно Ткачев стал одним из первых, еще в середине 1860-х годов, выражать сомнение в революционных возможностях крестьянства и говорить о необходимости действия "революционного меньшинства", "людей будущего" (нелишне заметить, что с ним некоторое время сотрудничал Нечаев). Достоевский, в свою очередь, говорил об отсутствии у нигилизма корней в русском народе и связывал будущее России именно с духовным потенциалом народа. Следует признать, что в обоих вопросах Ткачев оказался трезвее Достоевского: во-первых, будущее России, как оказалось, принадлежало именно "мыслящим реалистам" (по Ткачеву) - "бесам" (по Достоевскому).
При разговоре о "Преступлении и наказании" мы обращаемся также к работе Ю.Ф.Карякина "Самообман Раскольникова". Главный предмет исследования здесь - "как решалась проблема мотивов преступления в романе", т.е. именно то, о чем мы говорили в связи со статьей Писарева "Борьба за жизнь". Итог, к которому приходит Карякин, парадоксален и схож с приведенным выше мнением А.Г.Битова о Раскольникове: "...сюжет основан на ложном допущении... Достоевский соврал в сюжете и выиграл роман".5 Карякин также называет принципиальной "художественной условностью"6 тот факт, что Раскольников оказывается и теоретиком, и практиком.
Говоря о "Бесах", мы обращаемся также к монографии Л.И.Сараскиной "Бесы" : роман-предупреждение". Здесь рассмотрено большое количество вопросов, касающихся романа: его внутренняя хронология; его влияние на мировую литературу; сочинители в "Бесах" и других произведениях Достоевского - и многое другое. (Тема сочинительства относится впрямую к уже упомянутым "Запискам из подполья" и "Преступлению и наказанию"; касаясь этой проблемы, мы используем также работу М.М.Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского".)
В нашей работе мы использовали также издание "Бесы" : Антология русской критики". В текст "Бесов" здесь впервые включена глава "У Тихона", исключенная М.Н.Катковым по цензурным соображениям и обычно печатаемая в приложениях. Следует отметить также написанное Л.И.Сараскиной послесловие "Бесы", или Русская трагедия" и составленный ею корпус собственно Антологии: в него включено более двадцати статей, опубликованных в основном до начала 1930-х годов; остальные же издавались позже за границей и были труднодоступны до последнего времени (например, использованная нами статья А.Л.Бема "Эволюция образа Ставрогина").
По этому поводу стоит сказать о статье К.М.Тюнькина "Базаров глазами Достоевского". В ней указывается на то, что Достоевский смог увидеть в образе Базарова многоплановость и трагизм; Тургенев был очень благодарен Достоевскому за такое понимание своего героя. Исследователь отмечает здесь, что Базаров, как и Раскольников, бунтует не из личного эгоизма, а от недовольства окружающим миром.
Под иным углом рассматривает проблему Ю.Ф.Карякин в уже упоминавшейся работе "Прозрения и ослепления (о "Бесах")". Исследователь говорит о том, что Достоевский, постигнув всю иезуитскую сущность нечаевщины, был ослеплен открывшейся ему истиной, поэтому изобразил бесами и тех, кто этого не вполне заслуживал. В нашей работе мы будем не раз обращаться к исследованиям о Достоевском и Тургеневе.
Работа Бердяева "Духи русской революции" поистине гениальна в своей лаконичности. В статье три части - о Гоголе, Достоевском и Толстом соответственно. Рассуждения о Достоевском не ограничиваются указанием на его предвидения; Бердяев рассматривает нигилизм в понимании писателя на уровне метафизическом, на уровне вопроса "...о Боге и бессмертии".10 Говоря о народопоклонстве Достоевского как о слабой его черте, Бердяев предлагает поразиться глубине проникновения писателя в природу русского нигилизма, в его национально-религиозную специфику. Со статьей Бердяева очень интересно сравнить работу Д.Котсовского "Достоевский, Толстой и революция" (Нью-Йорк, 1955). Основная идея автора заключается в том, что Достоевский и Толстой подготовили психологическую почву для восприятия большевизма: вообще, в XIX веке литература лишь развращала души, становясь постепенно миной замедленного действия. Она изображала антигероев (Печорин, Обломов, Рудин и т.д.); Достоевский также создал отрицательные, антисоциальные типы. Как и Карякин, Котсовский пишет об ослеплениях Достоевского. Главное из них - убеждение в том, что бесы есть инородное тело для России и что "народ-богоносец" спасет мир от них. В реальности же писатель сам в наибольшей степени оказался подвержен их влиянию. Котсовский ссылается на работу П.Берлина "Достоевский-революционер"; ее автор справедливо считал, что, доведись Достоевскому воочию увидеть большевизм, он бы не усомнился: после такого позора для России ее народ тем вероятнее и скорее поднимется во всей своей чистоте и красоте. На деле же Достоевский созданием легенды о народе-богоносце отвлек русскую мысль от проблем действительности и довел ее до сочувствия большевикам.
Думается, что упреки эти - не вполне "по адресу". Стоит ли требовать от художника невозможного? И неужели было бы лучше, если бы "Бесы" не были написаны? Нет сомнения в том, каким гениальным провидцем был их автор. Вполне возможно, что он предчувствовал и будущие масштабы, которые примет бесовщина в России. Но бессмысленно упрекать его в том, что он не помешал исполнению своих пророчеств. К тому же, как указывает Бердяев, "...самое прочное и безнадежное в русской революции - это гоголевское в ней. В том, что в ней есть от Достоевского, больше просветов".12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1972-1990. 2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Тт. 12-14. СПб., 1994-1995. 3. Батюто А.И. Антинигилистический роман 60-70-х годов. // История русской литературы в 4 томах. Л., 1980-1983. Т.3. 4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 5. Белинков А.Б. Сдача и гибель советского интеллигента : Юрий Олеша. М., 1997. 6. Бем А.Л. Эволюция образа Ставрогина // "Бесы" : антология русской критики. М., 1996. 7. Бердяев Н.А. Духи русской революции. Рига, 1990. 8. Битов А.Г. Пушкинский дом // Битов А. Г. Империя в четырех измерениях. В 4 томах. Харьков-Москва, 1996. Т.2. 9. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев : творческий диалог. Л., 1987. 10. Бурин С.Н. Судьбы безвестные. М., 1994. 11. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Воспоминания в 2 томах. М., 1987. 12. Волгин И.Л. Родиться в России. М., 1991. 13. Володин А.И., Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Чернышевский или Нечаев? М., 1976. 14. Герцен А.И. Былое и думы. М., 1945. 15. Герцен А.И. Еще раз Базаров // А.И.Герцен о литературе. М., 1902. 16. Гоголь Н.В. Мертвые души // Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений в 5 томах. М., 1952. Т.5. 17. Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1962. 18. Добролюбов Н.А. Забитые люди // Добролюбов Н.А. Избранные сочинения. М.-Л., 1947. 19. Доклад генерал-аудиториата по делу петрашевцев // Петрашевцы : сборник материалов, Т.3. М.-Л., 1928. 20. Долинин А.С. Тургенев в "Бесах" // Достоевский, статьи и материалы. Т.2. М.-Л., 1924. 21. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971. 22. Жолковский А.К. О пользе вкуса // Жолковский А. К. Инвенции. М., 1995. 23. Искандер Ф.А. Стоянка человека. М., 1991. 24. Карякин Ю.Ф. Прозрения и ослепления (о "Бесах") // Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989. 25. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова // Карякин Ю.Ф, Достоевский и канун XXI века. М., 1989. 26. Катков М.Н. Роман Тургенева и его критики // Русский вестник. 1862. #5. 27. Ким Ю.Ч. Творческий вечер. М., 1990. 28. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970. 29. Короленко В.Г. История моего современника // Короленко В. Г. Собрание сочинений в 5 томах. Л., 1990. Тт. 4-5. 30. Котсовский Д. Достоевский, Толстой и революция. Нью-Йорк, 1955. 31. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. (Событийное. Социальное. Философское.) М., 1979. 32. Ланщиков А.П. Н.Г.Чернышевский. М., 1987. 33. Левин В.И. Достоевский, "подпольный парадоксалист" и Лермонтов. "Известия АН СССР", Серия литературы и языка. 1972. #2. 34. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. М., 1984. 35. Лесков Н.С. На ножах // Лесков Н.С. Полное собрание сочинений в 36 томах. СПб., 1902-1903. Т.27. 36. Михайловский Н.К. Литературные и журнальные заметки. "Отечественные записки". 1873. # 2. 37. Морозова Т.Г. Короленко о Достоевском // Литературное наследство. 1973. Т.86. 38. Назиров P.Г. Об этической проблематике повести "Записки из подполья" // Достоевский и его время. Л., 1971. 39. Пирумова Н.М. Разрушитель // Родина. 1990. #2. 40. Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Сочинения в 4 томах. М., 1956. Т.2. 41. Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Сочинения в 4 томах. М., 1956. Т.4. 42. Писарев Д.И. Реалисты // Писарев Д.И., Сочинения в 4 томах. М., 1956. Т.3. 43. Революционеры 1870-х годов. Л., 1986. 44. Сараскина Л.И. "Бесы" : роман-предупреждение. М., 1990. 45. Сараскина Л.И. "Бесы", или русская трагедия. // "Бесы" : антология русской критики. М., 1996. 46. Сараскина Л.И. Федор Достоевский : одоление демонов. М., 1996. 47. Спор о Бакунине и Достоевском. Статьи Л.П.Гроссмана и Вяч. Полонского. Л., 1926. 48. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России (1861-1881). М., 1990. 49. Ткачев П.Н. Литературные попурри. Разбитые иллюзии // Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. М., 1986. 50. Трифонов Ю.В. Нечаев, Верховенский и другие. // Трифонов Ю.В. Собрание сочинений в 4 томах. Т.4. С. 558. 51. Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. М., 1953-1958. Т.3. 52. Тургенев И.С. По поводу "Отцов и детей" // Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. М., 1953-1958. Т.10. 53. Тюнькин К.И. Базаров глазами Достоевского // Достоевский и его время. Л., 1971. С.108-119. 54. Ф.М.Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. СПб., 1993. 55. Фишер Вл. Байрон и байронизм // Байрон Джордж Гордон. Сочинения в 2 томах. М., 1912. T.1. 56. Франк С.Л. Этика русского нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России : сборники статей 1909-1910. М., 1991. 57. Фридлендер Г.М. Художественный мир Достоевского и современность // Достоевский : материалы и исследования. Т.5. Л., 1983. 58. Чернышевский Н.Г. Что делать? М., 1969. Примечания: 1 Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента : Юрий Олеша. М., 1997. С.318. 2 Об этом же, косвенно возражая Достоевскому, говорит и Писарев: "Самою обыкновенною причиною воровства, грабежа и разбоя является бедность; это известно всякому..." (Писарев Д.И. Борьба за жизнь. С.319.) 3 Ткачев П.Н. Разбитые иллюзии // Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. М., 1986. С.162. 4 Дневник писателя 1877 г. // Собр. соч. в 15 т. Т.14. С.17. 5 Битов А. Г. Указ. соч. С.380. 6 Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова // Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989. С.196. 7 Бурин С.Н. Судьбы безвестные. М., 1994. С.3-4. 8 Т.29 (1). С.185. 9 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России : сборники статей 1909-1910. М., 1991. С.159. 10 Бердяев Н.А. Духи русской революции. Рига, 1990. С.14. 11 Битов А.Г. Указ. соч. С.383. 12 Бердяев Н.А. Указ. соч. С.12. |