Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Водосточный вопрос
Илья Овчинников

Дата публикации:  28 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Читатель, особенно молодой,
как прочтет что-нибудь,
так сразу и делает, как в книжке. 1

И в нечаевщине, и в нигилизме вообще Достоевского в большой степени занимал генезис явления. Особенно тщательно генеалогия нигилизма была проработана писателем в период работы над романом "Бесы". И в тексте романа, и в черновиках, и в письмах о нем Достоевский прямыми отцами бесов называет западников, людей 1840-х годов - Белинского, Грановского и других; виноват в развитии бесовщины и Тургенев.

Говоря о нигилизме, Достоевский многократно указывал на его чужеродность для российской почвы, на его западное происхождение. Слова "западник" и "нигилист" (по крайней мере, в период работы над "Бесами") были для писателя синонимами - в его письмах этого времени мы читаем: "Нигилисты и западники требуют окончательной плети...",2 "Вот завопят-то про меня нигилисты и западники что ретроград!"3 Причиной этому в большой степени был Тургенев: как раз прозападнические симпатии последнего вызвали его конфликт с Достоевским в 1867 г. в Бадене. Незадолго до того появился роман "Дым", где устами Потугина был высказан ряд суждений об отсталости России по отношению к Европе. Именно после этого, вероятно, ссора двух писателей стала неизбежной. Она описана в письме к А.Н.Майкову; так, Достоевский приводит следующие слова Тургенева: "Знайте, что я здесь поселился окончательно, что я сам считаю себя за немца, а не за русского, и горжусь этим!" 4

ТургеневСо временем озлобленность Достоевского на Тургенева лишь росла; будущий автор "Бесов" видел в своем оппоненте человека, оторванного от родной почвы и не стеснявшегося бравировать этим. Параллельно в сознании Достоевского сближались нигилизм и западничество. Здесь необходимо обратиться к статье Тургенева "По поводу "Отцов и детей": - коренной, неисправимый западник, и нисколько этого не скрывал и не скрываю... [...] "Ни отцы, ни дети, - сказала мне одна остроумная. дала по прочтении моей книги, - вот настоящее заглавие вашей повести - и вы сами нигилист"... Не берусь возражать; быть может, эта дама и правду сказала".5 На взгляд Достоевского, Тургенев подтвердил этими словами как свою лояльность по отношению к нигилистам, так и оторванность нигилизма от российской почвы.

Однако во вполне конкретном смысле Достоевский был Тургеневу обязан: как уже отмечалось, роман "Отцы и дети" был одной из отправных точек в складывании замысла "Бесов". Строя свой роман, писатель в большой степени отталкивался от сюжета, композиции и идей романа Тургенева; нигилисты, столь пугавшие теперь Достоевского, были впервые изображены там. Главный герой "Отцов и детей" давно интересовал и привлекал Достоевского; известен отклик из "Зимних заметок о летних впечатлениях": "Ну и досталось же ему [Тургеневу] за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм".6

То есть, Достоевский видел в образе Базарова трагизм и ставил его выше своих идейных противников из демократического лагеря (в "тоскующем сердце" он решительно им отказывал). Об ином восприятии говорил Антонович в статье "Асмодей нашего времени": герой Тургенева показался критику злым пасквилем на кружок "Современника". Антонович расценил "Отцов и детей" как клевету, а Базарова - как карикатуру на нечто несуществующее, как выдумку. 7 Похожие суждения мы встречаем в воспоминаниях писательницы Е.Н.Водовозовой: "Весь роман - сплошная гнусная карикатура на молодое поколение!" - "Это презренный пасквиль!" - "Трудно сочинить большую клевету..."8,9 Ценность этих отзывов - именно в их скоропалительности: "по размышленье зрелом" можно было увидеть и положительные черты Базарова, но первые, необдуманные впечатления были именно такими... Из этого ясно как минимум одно: Тургенев описывал явление реальное, невыдуманное, если живые нигилисты (прогрессисты, как угодно) были столь задеты за живое его романом.

ПисаревВпрочем, мнение "Современника" не было мнением всего демократического лагеря. Наиболее "хвалебную" статью о Базарове написал Д.И.Писарев10 (считавший себя, между прочим, преемником Н.А.Добролюбова в "реальной критике"). В статье "Базаров" он говорит о Тургеневе с уважением и благодарностью: "Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу... и сам принес ему полную дань уважения".11 Критик называет базаровщину неостановимой болезнью своего времени, которая поначалу пристает к самым сильным и незаурядным людям. Писарев говорит о разнице между Базаровым и его литературными предшественниками (Онегиным и Печориным, во-первых, - Рудиным и Бельтовым, во-вторых): в отличие от Рудиных, Базаровы осознают свое практическое бессилие и не выдают желаемое за действительное: "У Базаровых есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое".12

Очевидно, что, говоря о "Базаровых" во множественном числе, Писарев имел в виду жизненную правдивость описанного типа. Если принять суждение Антоновича (Базаров есть карикатура, настоящие представители молодого поколения гораздо лучше его) за одну крайность, то положительный отзыв Писарева (Базаров - типичен, он - существует) окажется не на другом полюсе, а где-то посередине. Противоположностью же в определенном смысле окажутся отзывы о Базарове Герцена и Достоевского.

Если когда-то Герцену и казалось, что в образе Базарова отрицательные черты преувеличены,13 то к концу 1860-х годов он стал считать несколько иначе. В 1869 г. появляется его статья "Еще раз Базаров", в которой главным объектом анализа становится Базаров в трактовке Писарева: "...это не его личный идеал, а тот идеал, который... носился в молодом поколении и воплощался не только в разных героев повестей и романов, но в живые лица, старавшиеся принять в основу действий и слов своих бaзapoвщину".14 Герцен всесторонне анализирует положительные и отрицательные черты Базарова, отмечает его выигрышность в романе на фоне отцов. Герцен признает возможность для Базаровых найти общий язык с поколением отцов и говорит о прямой мировоззренческой преемственности между своим и последующим поколениями.

Однако, отдавая должное конкретно Базарову, Герцен видит среди своих молодых современников вульгаризированные проявления именно базаровщины. В своей статье он предполагает, что, не умри Базаров, он всерьез занялся бы наукой и постепенно бросил бы свои дурные манеры; но совершенно обратное он видел в окружавших его представителях "молодой эмиграции". О них рассказано в отдельной главе "Былого и дум", где они названы "Собакевичи и Ноздревы нигилизма".15

Вероятно, эти молодые люди были не настолько воинственны и опасны, как тот же Нечаев. Но революционеры старшего поколения никак не могли признать за ними своих преемников: "новые люди" отличались безразличием к образованию, незнанием России и ее народа, и притом были слишком заняты сами собой. С их появлением в Швейцарии, пишет Герцен, "...горизонт наш не расширился... а сузился <...> Они шли... с обрушившейся сцены, на которой уже выступали актерами <...> Наукой или делами они занимались мало... России вовсе не знали..."16 И хотя не все молодое поколение было таким, Герцен видел в представителях "базаровской беспардонной вольницы" тип достаточно характерный и распространенный.

Сделаем вывод: в статье "Еще раз Базаров" Герцен с явным неодобрением говорит о Базарове как об идеале Писарева и его поколения. В то же время многое в этом герое симпатично Герцену; он видит связь между лучшими представителями своего поколения и такими, как Базаров. Однако, даже если сфокусировать внимание только на том, чего Герцен в нем не принимает, то ясно следующее: те "базароиды", которых видел вокруг себя Герцен, пугали и отвращали его гораздо сильнее.

Продолжение Читать дальше


Примечания:

Вернуться1 Белинков А.В. Сдача и гибель советского интеллигента : Юрий Олеша. М., 1997. С.473.

Вернуться2 Т.29 (1). С.113.

Вернуться3 Там же. С.116.

Вернуться4 Т.28 (2). С.211.

Вернуться5 Тургенев И.С. По поводу "Отцов и детей" // Тургенев И.С. Собр. соч. в 12 т. М., 1956. Т.10. С.349, 351.

Вернуться6 Т.5. С.59.

Вернуться7 Ср. с оценкой "Преступления и наказания" "революционно-демократическими кругами ("Современником", "Искрой"...), увидевшими в нем нападение на передовое студенчество и вообще революционную молодежь 186O-x годов. (Т.28 (2). Комментарии к письмам. С.482)

Вернуться8 Водовозова Е.Н. На заре жизни. Воспоминания в 2 томах. М., 1987. Т.2. С.110.

Вернуться9 Ср. с мнением о Базарове Степана Трофимовича Верховенского в "Бесах": именно нигилисты "первые и отвергли его тогда, как ни на что непохожее" (Т.10. С.171.)

Вернуться10 В то время как о Базарове писали и далеко не "демократы" Катков и Страхов. Если Писарев так высоко оценил Базарова, писали они оба, то такой тип не выдуман, взят из жизни.

Вернуться11 Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Указ.изд. С.29.

Вернуться12 Там же. С.21.

Вернуться13 См. об этом: Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев : творческий диалог. С.72.

Вернуться14 Герцен А.И. Еще раз Базаров // А.И.Герцен о литературе. М., 1962. С.540.

Вернуться15 Герцен А.И. Былое и думы. М., 1945. С.744.

Вернуться16 Там же. С.739-741.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
АНОНСЫ "ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА" (21.06.2004) /21.06/
Достоевский в современном мире /05.12/
Илья Овчинников, Достоевский и нигилизм /28.02/
Тема "Нигилизм в понимании Достоевского" почти не разработана научно; в понятии "нигилизм" для писателя связаны самые разные веяния современной ему российской жизни. Разоблачая сущность нравственного нигилизма, Достоевский не мог не признать силы его воздействия на человека и на общество в целом. И если Достоевский предполагал показать обреченность нигилизма, у него получилось скорее наоборот.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100