Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Водосточный вопрос / продолжение
Илья Овчинников

Дата публикации:  28 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Достоевский Отношение Достоевского к Базарову в своей противоречивости схоже с отношением Герцена к этому герою. При этом, в период написания "Бесов" понимание тургеневского героя дополнялось отношением Достоевского к его автору - отношением болезненным и пристрастным.

Как известно, письмо Достоевского Тургеневу о Базарове до нас не дошло; для исследователей главным источником реконструкции отзыва Достоевского является фрагмент (частично цитированный выше) из "Зимних заметок..."; речь там идет о том, что Тургенев "...осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашили величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы. Лучше, чем мы. Господи помилуй! Да что же нас краше и безошибочнее в подсолнечной? Ну и досталось же ему за Базарова..."17

То есть, в образе Базарова Достоевский видит окончательный или промежуточный результат поиска Тургеневым художественного идеала. Но о Базарове как о идеале говорил и Герцен, видя в этом герое воплощение идеала Писарева и его единомышленников. Очевидно, что и до конфликта с Тургеневым Достоевский осознавал: в жизни Базаровы мало похожи на героя "Отцов и детей". Со всей отчетливостью это мнение выражено в одной из подготовительных записей к "Бесам"; "...без нарушены правды человек сороковых годов не мог написать Базарова.

- Чем же он изломан?

- На пьедестал поставлен, тем и изломан".18

Имеется в виду, что Тургенев, как поясняет Н.Ф.Буданова, "идеализировал в Базарове тип современного нигилиста... что является нарушением художественной правды".19 Это мнение Достоевского могло возникнуть в ответ на уже упоминавшийся очерк Тургенева "По поводу "Отцов и детей", где сказано: "Базаровский тип имел по крайней мере столько же права на идеализацию, как предшествовавшие ему типы".20 Тургенев приводит отзыв одного из германских критиков: по какой же причине, спрашивает тот, "могла радикальная русская молодежь... войти в такую ярость, что подвергла сочинителя формальной опале и осыпала его всяческой бранью? Можно было скорее предположить, что всякий новейший радикал... признает свой собственный портрет, своих единомышленников".21

Итак, сам Тургенев считал, что изобразил Базарова объективно, не преувеличив и не приуменьшив его достоинств и недостатков. Достоевскому виделось, тем не менее, что Базаров "на пьедестал поставлен". Но реальные, невыдуманные Базаровы не признавали тургеневского героя своим: такие его черты, как резкость, бесцеремонность, презрение к народу, ироничное отношение к искусству и т.п. - казались, да и были слишком неприглядными. Однако именно их и было проще всего взять на вооружение.

Как раз об этом рассуждает в "Бесах" Степан Трофимович: "...Базаров это какое-то фиктивное лицо, не существующее вовсе; они же первые и отвергли его тогда, как ни на что не похожее. Этот Базаров это какая-то неясная смесь Ноздрева с Байроном... Посмотрите на них внимательно... они счастливы, они победители! Какой тут Байрон!"22 Степан Трофимович знал, о чем говорил: опошленным и окарикатуренным Базаровым, без всякого намека на тоскующее сердце, был его родной сын - Петр Верховенский (он же "Нечаев"). Упоминание о Ноздреве возвращает нас к Герцену ("Собакевичи и Ноздревы нигилизма").

По наблюдению Н.Ф.Будановой, Петруша не случайно напоминает Базарова в интерпретации Герцена (пишущего, в свою очередь, не столько о тургеневском, сколько о писаревском Базарове) - "базароида". Достоевский обращается не только (и не столько) к образу главного героя "Отцов и детей", сколько к типу его грубых эпигонов. Но ведь такой герой есть и в самом романе Тургенева - Ситников! И это - особый пункт, в котором Достоевский должен был бы быть обязан Тургеневу, "...который, создав (открыв) образ Ситникова в "Отцах; и детях", предвосхитил создание (открытие) образа Петра Верховенского".23

Таким образом: для изображения и осмысления базаровщины -нигилизма, попадающего "на улицу", Достоевскому был крайне полезен опыт Тургенева и Герцена. Насколько он воздал им должное и воздал ли?

* * *

В 1873 г. "Бесы" вышли отдельным изданием. Экземпляр был послан наследнику престола, его императорскому высочеству А.А.Романову, вместе с сопроводительным письмом. В нем Достоевский говорил: "...глaвнeйшиe проповедники нашей национальной несамобытности с ужасом и первые отвернулись бы от нечаевского дела. Наши Белинские и Грановские не поверили бы, если б им сказали, что они прямые отцы Нечаева".24

ГерценДля Достоевского и Герцен, и Тургенев хотя бы только по своей принадлежности к поколению западников 40-х годов становились в ряд "отцов Нечаева". И если, как писал Герцен, в романе "Отцы и дети" Тургенев "вместо того чтоб посечь сына, выпорол отцов",25 то в "Бесах" досталось и тем, и другим. Притом Герцену еще сравнительно "повезло": видя его разочарование в Западе и искреннюю тоску по России, Достоевский отдает ему должное и не подвергает его остракизму, как Тургенева.

Отчасти это даже странно. Цитированное выше признание из тургеневского очерка о том, что он ощущает себя нигилистом, вызвало у Достоевского злую иронию; оно не раз пародируется в черновиках "Бесов": "Слухи о том, что Тургенев нигилист..." "Великий поэт: "Я нигилист".26 Подобного отношения "рисковал" заслужить и Герцен; в статье "Еще раз Базаров" он пишет: "декабристы - наши великие отцы, Базаровы - наша блудные дети. <...> Что наше поколение завещало новому? Нигилизм".27 Нетрудно представить себе, как зло могли бы эти строки быть спародированы в "Бесах".

Ю.Ф.Карякин считает, что проникновение Достоевского в суть "шигалевщины-верховенщины" было прозрением, которое повлекло за собою ослепление ("прозрение-ослепление вместе, одновременно").28 Думается, "ослепление" Достоевского в период писания "Бесов" все-таки имело свои границы. К тому же, Герцен не хуже Достоевского отдавал себе отчет в том, как именно распоряжается молодое поколение своим наследством, как односторонне оно воспринимает нигилизм отцов. Следует напомнить, что у Герцена не было периода очарованности Нечаевым, в отличие от Бакунина и Огарева. Как и они, он не мог не надеяться на общественный подъем в России, на возможность возглавить его и вернуться "на родину на белом коне".29 Но хлестаковскую "подкладку" Нечаева Герцен разгадал с самого начала.

Однако вернемся к одному из "отцов Нечаева" - Тургеневу, к оценке его Достоевским. Как бы то ни было, в "Отцах и детях" впервые были выведены тип "чистого" нигилиста-теоретика и нигилиста-эпигона, профанирующего серьезные и глубокие убеждения первого. Созревание у Достоевского замысла "Бесов" было в значительной степени переосмыслением опыта тургеневского романа. Ясно, каким было отношение к Тургеневу после ссоры. Но, спросим себя, не был ли Достоевский хотя бы подсознательно благодарен автору "Отцов и детей" за открытие темы, за глубокий художественный анализ явления, за честное и объективное отношение к герою?

Сами себе ответим: нет, не был. Рискнем предположить даже, что ситуация была как раз обратной: одним из подсознательных мотивов ненависти Достоевского к Тургеневу мог быть тот факт, что Тургенев написал роман "Отцы и дети". Попробуем доказать, что это не абсурдно. Для убедительности обратимся к двум работам, завершающим наш обзор литературы.

КатковВ статье "Роман Тургенева и его критики" М.Н.Катков пишет: "Слепая сила боится стать предметом сознания, художественного изображения".30 Это - почти прямой ответ на следующее место из разговора Павла Петровича Кирсанова с племянником Аркадием: "Но как же это ломать, не зная даже почему? - Мы ломаем, потому что мы сила, - заметил Аркадий. <...> - Да, сила - так и не дает отчета..." 31

Несомненно: художественное воплощение для "слепой" силы - поистине убийственно. Если оно талантливо и правдоподобно,32 оно проникает в глубину, в самую суть этой силы, вскрывает ее призрачность и неосновательность, ее разрушительность и слепоту. Для этого изображение должно быть всесторонним, освещаться должны и отталкивающие, и притягательные стороны "силы". А что-то должно быть оставлено и читателю, чтобы тот "додумал".

Но художественное воплощение явления достигает и другой цели: оно делает явление состоявшимся фактом. В том, что явление - есть, ничто не убеждает так сильно, как художественное его изображение. И здесь хотелось бы обратиться к работе Д.Котсовского "Достоевский, Толстой и революция". Литература, как сказано там, не только отражает затаенные чаяния масс и откликается на призывы современной жизни, но и предугадывает их, возбуждая воображение. Особенно же это характерно для русской литературы XIX века, изображавшей в основном антигероев. А идеи разрушения гораздо более доступны для восприятия, чем идеи добра и христианской морали. Поэтому воплощение нигилистических идей в художественных образах дает массе готовые образцы для поведения33 (и если массовое желание подражать Базарову плодит Ситниковых, добавим от себя, то это еще сравнительно безобидно).

Эти мысли из работы о Достоевском и Толстом вполне могут быть отнесены и к Тургеневу. К нему же могут быть отнесены и слова А.Битова: "Не сформулировал ли [Достоевский] зло, настолько недееспособное, что никогда не смогло осознать себя? Было ничто, а стало явление!.. Значит, мы есть, раз про нас пишут! <...> Несозидательные силы всегда разрушительны... Каким образом может быть активным то, что не способно ничего создать? Только обратив на себя чужую созидательную энергию..."34 Нет нужды доказывать, что это не только о Петруше Верховенском, не только о Нечаеве, - это обо всех, кто ломает "потому что мы сила".

Великий художник, Достоевский остро чувствовал носившиеся в воздухе настроения - настоящие и будущие. Поэтому убедительность тургеневских образов была для него еще более несомненной, чем для рядового читателя. И, оценив по достоинству "тоскующего Базарова", он тем самым признал и это: "Значит, мы есть, раз про нас пишут!" Но проблема была бы гораздо проще, если бы Тургенев действительно написал памфлет на нигилистов. В очерке "По поводу "Отцов и детей" он искренне говорит, что чувствует к Базарову "невольное влечение".35 Этому Достоевский вполне мог посочувствовать; во время писания "Бесов" он сам находился во власти обаяния Ставрогина - героя отрицательного, но "взятого из сердца". Сочинение романа стало для писателя, как убедительно показывает в своей последней работе Л.И.Сараскина, процессом "одоления демона".36 Тургенев, судя по всему, не переживал столь же драматичного "романа" со своим героем.

Так или иначе, направление "Отцов и детей" было памфлетным. М такое видение романа, "к которому сводились в сущности все мнения, высказанные как с той, так и с другой стороны... разделял и Тургенев".37 К тому же, базаровщина - в любом случае "болезнь нашего времени", а автор - западник поколения 40-х годов... Следуя Достоевскому, Тургеневу следовало бы как минимум честно обозначить строгую дистанцию между нигилизмом и самим собой; а как максимум - ужаснуться и решительно размежеваться с нигилистами. 38, 39

Однако настроения Тургенева были иными. В очерке "По поводу "Отцов и детей" (появившемся в 1869 г.) он заявил: А) что является неисправимым западником. Б) что разделяет почти все убеждения Базарова. В) что и сам готов называться нигилистом. Для Достоевского эти признания были не только (и не столько) "доказательством того, что русские западники и русские нигилисты имеют обитое истоки...";40 в этих заявлениях Достоевский усматривал особый цинизм, попытку угодить и тем, и другим. Да и Базаровы к концу десятилетия стали уже совсем иными.

То есть: сам Тургенев говорил открытым текстом о том, что нигилисты - дети западников. В отличие от Герцена, смотревшего с тревогой на "Базаровых - наших блудных детей", он с долей кокетства заявлял о готовности сочувствовать Базарову. В отличие от "Грановского" - Степана Трофимовича Верховенского, он не пришел в ужас от творения своих рук. В отличие от самого Достоевского, наконец, Тургенев был верен убеждениям молодости (западничество). Но в его словах, приведенных выше, Достоевскому виделось желание, чтобы и нигилисты признали Тургенева за своего.

Подобное желание середины, подобный конформизм были для Достоевского отвратительнее всего. Именно об этом - его любимые слова из Апокалипсиса, дважды произнесенные на страницах "Бесов": "...о если б ты был холоден или горяч! Но поелику ты тепл, а не горяч, то изблюю тебя из уст моих. "Совершеннейший атеист стоит на предпоследней верхней ступени до совершеннейшей веры... а равнодушный никакой веры не имеет..." - комментирует эти слова архиерей Тихон. 41

ТургеневВ период создания "Бесов" для Достоевского Тургенев - именно тепл. И если, говоря о прозрениях и ослеплениях писателя, Ю.Ф.Карякин спрашивает: "И этот Тургенев бес?!"42 - то А.С.Долинин в статье "Тургенев в "Бесах" отвечает без сомнения: "В концепции "Отцов и детей", так, как она дана в "Бесах", Петр Верховенский - духовный сын не Степана Трофимовича, а именно Кармазинова".43

В образе Кармазинова Достоевский воплотил многие тургеневские черты, которые ему претили. Воплотил утрированно, зло: Семен Егорович Кармазинов предстает женоподобным, претенциозным, пошлым кривлякой. Его главное свойство - конформизм.44 Он весьма дорожит своими связями с представителями администрации всех уровней ("бесы верхние", как говорит о них Карякин)45 - но не меньше заискивает и перед молодым поколением ("Меня оклеветали пред русскою молодежью. Я всегда сочувствовал каждому движению ее").46 Он изо всех сил желает понравиться Петруше Верховенскому ("...вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести. Мне нравится, что это так смело и безбоязненно выражено... Я... еще стою за честь, но ведь только по привычке"),47 но и не может скрыть своего страха перед возможной революцией.

Кармазинов искренне убежден в том, что является "великим писателем" ("Но ведь Москва и сгореть может, а с ней моя рукопись";48 речь о последнем кармазиновском произведении "MERCI", где пародируются мотивы и образы тургеневских "Призраков" и "Довольно!") - и при этом удивляет всех слушателей до единого ничтожностью и бессодержательностью последней своей "поэмы". Наконец, Кармазинов почти буквально повторяет слова Тургенева, как они запомнились Достоевскому, сказанные при их ссоре: "Я сделался немцем и вменяю это себе в честь",49 только тут эти убеждения доведены до предела, граничащего с абсурдом: "...когда прошлого года городским советом положено было проложить новую водосточную трубу, то я почувствовал... что этот карльсруйский водосточный вопрос милее и дороже для меня всех вопросов моего милого отечества..."50

Таким образом, Тургенев - не только отец нигилистов (как западник, т.е. один из многих), а еще и (как автор Базарова) единственный в своем роде духовный, метафизический их отец, что несравненно усугубляет его "вину".

Продолжение Читать дальше


Примечания:

Вернуться17 Т.5. С.59.

Вернуться18 T.11. С.72.

Вернуться19 Буданова Н.Ф. Указ. соч. С.64.

Вернуться20 Тургенев И.С. По поводу "Отцов и детей" // Тургенев И.С. Указ. изд. С.350.

Вернуться21 Там же.

Вернуться22 T.10. С.171.

Вернуться23 Карякин Ю.Ф. Прозрения и ослепления (о "Бесах") // Карякин Ю.Ф. Указ. изд. С.217.

Вернуться24 Т.29 (1). С.260.

Вернуться25 Герцен А. И. Еще раз Базаров. С.543.

Вернуться26 T.11. С.102, 114.

Вернуться27 Герцен А.И. Указ.соч. С.550-551.

Вернуться28 Карякин Ю.Ф. Указ.соч. С.220.

Вернуться29 Бурин С.Н. Судьбы безвестные. С.21.

Вернуться30 Катков М.Н. Роман Тургенева и его критики // Русский вестник. 1862, #5.

Вернуться31 Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Указ. изд. Т.З. С.216-217.

Вернуться32 Как уже отмечалось, - неправдоподобие - главный недостаток антинигилистического романа Н.С.Лескова "На ножах". Хотя бы поэтому он не может стать на одну доску с "Бесами".

Вернуться33 Котсовский Д. Достоевский, Толстой и революция. Нью-Йорк, 1955. С.43.

Вернуться34 Битов А. Пушкинский дом. С.383.

Вернуться35 Тургенев И.С. Указ.изд. Т.10. С.351. По этому поводу нельзя не вспомнить слова Писарева: "Он [Тургенев] хотел сказать: ноше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашел молодом поколении вся наша надежда". (Писарев Д.И. Базаров. С.48)

Вернуться36 Сараскина Л.И. Федор Достоевский : одоление демонов. М., 1996.

Вернуться37 Тюнькин К. И. Базаров глазами Достоевского // Достоевский и его время. Л., 1971. С.113.

Вернуться38 Как и сделал сам Достоевский ещё до "Бесов"; см. в заключении его письма А.Н.Майкову от 21 июля (2 августа) 1868 г.: "...нигилисты, либералы Современники еще с третьего года в меня грязью кидают за то, что я разорвал с ними, ненавижу полячишек и люблю Отечество. О подлецы!" (Т.28. С.310.)

Вернуться39 Заметка в черновиках "Бесов": "В Степане Трофимовиче выразить невозможность поворота назад к Белинскому и оставаться с одним европейничанием. "Прими все последствия, ибо неестественный для русского европеизм ведет к толу" - он же не понимает и хнычет" (Т.11. С.176) перекликается с уже цитированной мыслью: "Белинские и Грановские не поверят бы, если б им сказали, что они прямые отцы Нечаева" (Т. 29 (1). С.260).

Вернуться40 Буданова Н.Ф. Указ. соч. С.59-60.

Вернуться41 T.11. С.10-11.

Вернуться42 Карякин Ю.Ф. Прозрения и ослепления (о "Бесах"). С.217, 218.

Вернуться43 Долинин А. С. Тургенев в "Бесах" // Достоевский, статьи и материалы. Т.2. М.-Л., 1924. С.126.

Вернуться44 Петруша Верховенский говорит о нём: "Его [мужика] драли, а он своих богов отстоял, а Кармазинов не отстоял." (Т.10. С.325)

Вернуться45 Карякин Ю.Ф. Указ.соч. С.229.

Вернуться46 Т.10. С.287.

Вернуться47 Там же. С.288.

Вернуться48 Там же. С.286.

Вернуться49 Там же.

Вернуться50 Там же. С.349.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
АНОНСЫ "ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА" (21.06.2004) /21.06/
Достоевский в современном мире /05.12/
Илья Овчинников, Достоевский и нигилизм /28.02/
Тема "Нигилизм в понимании Достоевского" почти не разработана научно; в понятии "нигилизм" для писателя связаны самые разные веяния современной ему российской жизни. Разоблачая сущность нравственного нигилизма, Достоевский не мог не признать силы его воздействия на человека и на общество в целом. И если Достоевский предполагал показать обреченность нигилизма, у него получилось скорее наоборот.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100