|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Водосточный вопрос / продолжение Илья Овчинников Дата публикации: 28 Февраля 2001 получить по E-mail версия для печати Отношение Достоевского к Базарову в своей противоречивости схоже с отношением Герцена к этому герою. При этом, в период написания "Бесов" понимание тургеневского героя дополнялось отношением Достоевского к его автору - отношением болезненным и пристрастным. Как известно, письмо Достоевского Тургеневу о Базарове до нас не дошло; для исследователей главным источником реконструкции отзыва Достоевского является фрагмент (частично цитированный выше) из "Зимних заметок..."; речь там идет о том, что Тургенев "...осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашили величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы. Лучше, чем мы. Господи помилуй! Да что же нас краше и безошибочнее в подсолнечной? Ну и досталось же ему за Базарова..."17 То есть, в образе Базарова Достоевский видит окончательный или промежуточный результат поиска Тургеневым художественного идеала. Но о Базарове как о идеале говорил и Герцен, видя в этом герое воплощение идеала Писарева и его единомышленников. Очевидно, что и до конфликта с Тургеневым Достоевский осознавал: в жизни Базаровы мало похожи на героя "Отцов и детей". Со всей отчетливостью это мнение выражено в одной из подготовительных записей к "Бесам"; "...без нарушены правды человек сороковых годов не мог написать Базарова.
Имеется в виду, что Тургенев, как поясняет Н.Ф.Буданова, "идеализировал в Базарове тип современного нигилиста... что является нарушением художественной правды".19 Это мнение Достоевского могло возникнуть в ответ на уже упоминавшийся очерк Тургенева "По поводу "Отцов и детей", где сказано: "Базаровский тип имел по крайней мере столько же права на идеализацию, как предшествовавшие ему типы".20 Тургенев приводит отзыв одного из германских критиков: по какой же причине, спрашивает тот, "могла радикальная русская молодежь... войти в такую ярость, что подвергла сочинителя формальной опале и осыпала его всяческой бранью? Можно было скорее предположить, что всякий новейший радикал... признает свой собственный портрет, своих единомышленников".21
Как раз об этом рассуждает в "Бесах" Степан Трофимович: "...Базаров это какое-то фиктивное лицо, не существующее вовсе; они же первые и отвергли его тогда, как ни на что не похожее. Этот Базаров это какая-то неясная смесь Ноздрева с Байроном... Посмотрите на них внимательно... они счастливы, они победители! Какой тут Байрон!"22 Степан Трофимович знал, о чем говорил: опошленным и окарикатуренным Базаровым, без всякого намека на тоскующее сердце, был его родной сын - Петр Верховенский (он же "Нечаев"). Упоминание о Ноздреве возвращает нас к Герцену ("Собакевичи и Ноздревы нигилизма").
Таким образом: для изображения и осмысления базаровщины -нигилизма, попадающего "на улицу", Достоевскому был крайне полезен опыт Тургенева и Герцена. Насколько он воздал им должное и воздал ли? В 1873 г. "Бесы" вышли отдельным изданием. Экземпляр был послан наследнику престола, его императорскому высочеству А.А.Романову, вместе с сопроводительным письмом. В нем Достоевский говорил: "...глaвнeйшиe проповедники нашей национальной несамобытности с ужасом и первые отвернулись бы от нечаевского дела. Наши Белинские и Грановские не поверили бы, если б им сказали, что они прямые отцы Нечаева".24 Для Достоевского и Герцен, и Тургенев хотя бы только по своей принадлежности к поколению западников 40-х годов становились в ряд "отцов Нечаева". И если, как писал Герцен, в романе "Отцы и дети" Тургенев "вместо того чтоб посечь сына, выпорол отцов",25 то в "Бесах" досталось и тем, и другим. Притом Герцену еще сравнительно "повезло": видя его разочарование в Западе и искреннюю тоску по России, Достоевский отдает ему должное и не подвергает его остракизму, как Тургенева. Отчасти это даже странно. Цитированное выше признание из тургеневского очерка о том, что он ощущает себя нигилистом, вызвало у Достоевского злую иронию; оно не раз пародируется в черновиках "Бесов": "Слухи о том, что Тургенев нигилист..." "Великий поэт: "Я нигилист".26 Подобного отношения "рисковал" заслужить и Герцен; в статье "Еще раз Базаров" он пишет: "декабристы - наши великие отцы, Базаровы - наша блудные дети. <...> Что наше поколение завещало новому? Нигилизм".27 Нетрудно представить себе, как зло могли бы эти строки быть спародированы в "Бесах".
Однако вернемся к одному из "отцов Нечаева" - Тургеневу, к оценке его Достоевским. Как бы то ни было, в "Отцах и детях" впервые были выведены тип "чистого" нигилиста-теоретика и нигилиста-эпигона, профанирующего серьезные и глубокие убеждения первого. Созревание у Достоевского замысла "Бесов" было в значительной степени переосмыслением опыта тургеневского романа. Ясно, каким было отношение к Тургеневу после ссоры. Но, спросим себя, не был ли Достоевский хотя бы подсознательно благодарен автору "Отцов и детей" за открытие темы, за глубокий художественный анализ явления, за честное и объективное отношение к герою?
В статье "Роман Тургенева и его критики" М.Н.Катков пишет: "Слепая сила боится стать предметом сознания, художественного изображения".30 Это - почти прямой ответ на следующее место из разговора Павла Петровича Кирсанова с племянником Аркадием: "Но как же это ломать, не зная даже почему? - Мы ломаем, потому что мы сила, - заметил Аркадий. <...> - Да, сила - так и не дает отчета..." 31 Несомненно: художественное воплощение для "слепой" силы - поистине убийственно. Если оно талантливо и правдоподобно,32 оно проникает в глубину, в самую суть этой силы, вскрывает ее призрачность и неосновательность, ее разрушительность и слепоту. Для этого изображение должно быть всесторонним, освещаться должны и отталкивающие, и притягательные стороны "силы". А что-то должно быть оставлено и читателю, чтобы тот "додумал".
Эти мысли из работы о Достоевском и Толстом вполне могут быть отнесены и к Тургеневу. К нему же могут быть отнесены и слова А.Битова: "Не сформулировал ли [Достоевский] зло, настолько недееспособное, что никогда не смогло осознать себя? Было ничто, а стало явление!.. Значит, мы есть, раз про нас пишут! <...> Несозидательные силы всегда разрушительны... Каким образом может быть активным то, что не способно ничего создать? Только обратив на себя чужую созидательную энергию..."34 Нет нужды доказывать, что это не только о Петруше Верховенском, не только о Нечаеве, - это обо всех, кто ломает "потому что мы сила".
Так или иначе, направление "Отцов и детей" было памфлетным. М такое видение романа, "к которому сводились в сущности все мнения, высказанные как с той, так и с другой стороны... разделял и Тургенев".37 К тому же, базаровщина - в любом случае "болезнь нашего времени", а автор - западник поколения 40-х годов... Следуя Достоевскому, Тургеневу следовало бы как минимум честно обозначить строгую дистанцию между нигилизмом и самим собой; а как максимум - ужаснуться и решительно размежеваться с нигилистами. 38, 39
То есть: сам Тургенев говорил открытым текстом о том, что нигилисты - дети западников. В отличие от Герцена, смотревшего с тревогой на "Базаровых - наших блудных детей", он с долей кокетства заявлял о готовности сочувствовать Базарову. В отличие от "Грановского" - Степана Трофимовича Верховенского, он не пришел в ужас от творения своих рук. В отличие от самого Достоевского, наконец, Тургенев был верен убеждениям молодости (западничество). Но в его словах, приведенных выше, Достоевскому виделось желание, чтобы и нигилисты признали Тургенева за своего.
В период создания "Бесов" для Достоевского Тургенев - именно тепл. И если, говоря о прозрениях и ослеплениях писателя, Ю.Ф.Карякин спрашивает: "И этот Тургенев бес?!"42 - то А.С.Долинин в статье "Тургенев в "Бесах" отвечает без сомнения: "В концепции "Отцов и детей", так, как она дана в "Бесах", Петр Верховенский - духовный сын не Степана Трофимовича, а именно Кармазинова".43 В образе Кармазинова Достоевский воплотил многие тургеневские черты, которые ему претили. Воплотил утрированно, зло: Семен Егорович Кармазинов предстает женоподобным, претенциозным, пошлым кривлякой. Его главное свойство - конформизм.44 Он весьма дорожит своими связями с представителями администрации всех уровней ("бесы верхние", как говорит о них Карякин)45 - но не меньше заискивает и перед молодым поколением ("Меня оклеветали пред русскою молодежью. Я всегда сочувствовал каждому движению ее").46 Он изо всех сил желает понравиться Петруше Верховенскому ("...вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести. Мне нравится, что это так смело и безбоязненно выражено... Я... еще стою за честь, но ведь только по привычке"),47 но и не может скрыть своего страха перед возможной революцией.
Таким образом, Тургенев - не только отец нигилистов (как западник, т.е. один из многих), а еще и (как автор Базарова) единственный в своем роде духовный, метафизический их отец, что несравненно усугубляет его "вину". Примечания: 17 Т.5. С.59. 18 T.11. С.72. 19 Буданова Н.Ф. Указ. соч. С.64. 20 Тургенев И.С. По поводу "Отцов и детей" // Тургенев И.С. Указ. изд. С.350. 21 Там же. 22 T.10. С.171. 23 Карякин Ю.Ф. Прозрения и ослепления (о "Бесах") // Карякин Ю.Ф. Указ. изд. С.217. 24 Т.29 (1). С.260. 25 Герцен А. И. Еще раз Базаров. С.543. 26 T.11. С.102, 114. 27 Герцен А.И. Указ.соч. С.550-551. 28 Карякин Ю.Ф. Указ.соч. С.220. 29 Бурин С.Н. Судьбы безвестные. С.21. 30 Катков М.Н. Роман Тургенева и его критики // Русский вестник. 1862, #5. 31 Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Указ. изд. Т.З. С.216-217. 32 Как уже отмечалось, - неправдоподобие - главный недостаток антинигилистического романа Н.С.Лескова "На ножах". Хотя бы поэтому он не может стать на одну доску с "Бесами". 33 Котсовский Д. Достоевский, Толстой и революция. Нью-Йорк, 1955. С.43. 34 Битов А. Пушкинский дом. С.383. 35 Тургенев И.С. Указ.изд. Т.10. С.351. По этому поводу нельзя не вспомнить слова Писарева: "Он [Тургенев] хотел сказать: ноше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашел молодом поколении вся наша надежда". (Писарев Д.И. Базаров. С.48) 36 Сараскина Л.И. Федор Достоевский : одоление демонов. М., 1996. 37 Тюнькин К. И. Базаров глазами Достоевского // Достоевский и его время. Л., 1971. С.113. 38 Как и сделал сам Достоевский ещё до "Бесов"; см. в заключении его письма А.Н.Майкову от 21 июля (2 августа) 1868 г.: "...нигилисты, либералы Современники еще с третьего года в меня грязью кидают за то, что я разорвал с ними, ненавижу полячишек и люблю Отечество. О подлецы!" (Т.28. С.310.) 39 Заметка в черновиках "Бесов": "В Степане Трофимовиче выразить невозможность поворота назад к Белинскому и оставаться с одним европейничанием. "Прими все последствия, ибо неестественный для русского европеизм ведет к толу" - он же не понимает и хнычет" (Т.11. С.176) перекликается с уже цитированной мыслью: "Белинские и Грановские не поверят бы, если б им сказали, что они прямые отцы Нечаева" (Т. 29 (1). С.260). 40 Буданова Н.Ф. Указ. соч. С.59-60. 41 T.11. С.10-11. 42 Карякин Ю.Ф. Прозрения и ослепления (о "Бесах"). С.217, 218. 43 Долинин А. С. Тургенев в "Бесах" // Достоевский, статьи и материалы. Т.2. М.-Л., 1924. С.126. 44 Петруша Верховенский говорит о нём: "Его [мужика] драли, а он своих богов отстоял, а Кармазинов не отстоял." (Т.10. С.325) 45 Карякин Ю.Ф. Указ.соч. С.229. 46 Т.10. С.287. 47 Там же. С.288. 48 Там же. С.286. 49 Там же. 50 Там же. С.349. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||