Русский Журнал
/ Круг чтения / www.russ.ru/krug/06vvodka.html |
Вступление к части II Илья Овчинников Дата публикации: 28 Февраля 2001
"Здесь же у меня на уме теперь 1) огромный роман, название ему "Атеизм"... Лицо есть: русский человек нашего общества, и в летах, не очень образованный, но и не очень необразованный, не без чинов, - вдруг, уже в летах, теряет веру в Бога. <...> ...для меня так: написать этот последний роман, да хоть бы и умереть - весь выскажусь".2 Это - первое упоминание Достоевского о новом замысле, датирующееся декабрем 1868 г. Вскоре был закончен "Идиот", и Достоевский на время переходит к разработке плана нового произведения. Тогда как раз подходило к концу печатание "Войны и мира"; находясь за границей, Достоевский получил от Н.Н.Страхова отдельное издание романа. Вполне понятна та смесь уважения и ревности, с которой будущий автор "Бесов" отнесся к роману Толстого. "Явиться же с "Войной и миром", - пишет Достоевский Страхову в ответ на статью последнего о Толстом, - значит явиться после этого нового слова, уже высказанного Пушкиным... как бы далеко и высоко ни пошел Толстой в развитии уже сказанного первый раз, до него, гением, нового слова".3 Так или иначе, роман Толстого предлагал новые масштабы содержания и формы; не случайно Достоевский в письмах этого времени сопоставляет новый замысел именно с "Войной и миром".
Надеясь скоро вернуться к произведению, которое стало бы для него "последним словом в литературной карьере", Достоевский рассчитывал закончить роман о Нечаеве не позже осени 1870 г. Как мы знаем, это ему не удалось - в августе в работе над "Бесами" произошел перелом, и текст объемом около 15 печатных листов был забракован. Случилось это в значительной степени под влиянием идей и образов "Жития": Ставрогин, становившийся постепенно главным героем романа, стал приобретать черты Великого грешника. Таким образом, на данный момент для Достоевского самым важным стала работа над "Бесами". После декабря 1870 г. упоминания в его письмах о романе-эпопее перестают появляться. Страница рукописи романа "Бесы" Почему же плану цикла романов об атеизме было не суждено осуществиться? Вероятно, дело не только в не зависевших от писателя обстоятельствах - сам роман "Бесы" дает ответ на этот вопрос. Как пишет исследователь, "план "Жития" скорее лишнее доказательство того, что Достоевскому в этот период его творчества не давался замысел преодолены греховности. В его герое, вопреки желанию автора, греховность пускает такие глубокие корни... что путь спасения... оказывается тщетным".5 И если в "Житии" планировалось изобразить собственно "путь спасения", то в окончательной концепции "Бесов" вышеозначенное "вопреки" отсутствует: автор приводит героя-атеиста к петле если не безжалостно, то - "преднамеренно и сознательно".
Итак, "князь А.Б.", первоначально - второстепенный персонаж романа-памфлета о Нечаеве, со временем вбирает в себя многие черты гипотетического героя "Атеизма". "Рядом с нигилистами это явление серьезное",7 - пишет Достоевский о главном герое "Бесов". Из этого не следует, что Ставрогин не нигилист; напротив, для большинства нигилистов в "Бесах" именно он является прямым идейным вдохновителем и даже в какой-то степени идеалом. Но если под воздействием Ставрогина его идеологические двойники (и их нисходящие) начинают считать, что обрели "символ веры", то для него все мучительные вопросы остаются открытыми.
Если Достоевский-мыслитель и был в этом уверен, то Достоевский-художник считал иначе. Конечно, взаимосвязь западничества и нигилизма налицо; но чем больше мы углубляемся в изучение нигилизма у Достоевского, тем более становится ясно: писатель ничуть не ощущает это явление чужеродным для России - оно имеет здесь свои корни, свою специфику. И даже не так важно то, что он сам пишет об этом открытым текстом: "По моему мнению, это и русское и типическое лицо"12 (речь о Ставрогине). На это можно возразить, что Ставрогин среди героев Достоевского стоит особняком (что до некоторой степени верно), да и нигилист ли он вообще, если "тепл" и ко всему равнодушен... Но Достоевский-художник заявляет со всей определенностью - природа сложного явления не может быть одноплановой; и если нигилизм есть порождение западников, то при этом он остается чисто российским явлением, с характерной двойственностью и необъяснимостью. В 1923 г. биограф Достоевского Л.П.Гроссман высказал гипотезу о том, что главным прототипом Николая Ставрогина был Михаил Бакунин.13 (Одним из оснований для этой точки зрения явились слова Петруши Верховенского: "Вы сами устав писали, вам нечего объяснять".)14 Доклад Гроссмана "Бакунин и Достоевский" положил начало оживленной полемике о прототипах Ставрогина; основным оппонентом Гроссмана был Вяч.П.Полонский. Еще не успев предложить вместо Бакунина Николая Спешнева, Полонский убедительно доказал абсолютную маргинальность политико-пропагандистской деятельности Ставрогина. Напомнив об идее народа-"богоносца", которой Ставрогин заразил Шатова, исследователь резонно заключает: "...эта блестящая политико-философская пропаганда заключалась в распространении идей, острие которых было направлено против революции... На деле оказывается, что благодаря пропаганде Ставрогина Шатов не вошел в "общество"... а вышел из него".15 То есть, если Ставрогин и участвовал в деятельности "общества", это было в значительной степенью данью изначальному замыслу романа-памфлета. Весьма условная политическая деятельность героя была лишь одной из крайностей, в которые тот кидался в поисках приложения сил.
Но даже если и предположить справедливость гипотезы о Бакунине (хотя спешневская "версия" более доказательна), то не может не поразить следующее наблюдение: прототипом Николая Ставрогина (главного нигилиста среди "детей") является представитель поколения отцов (как и прототипами Кармазинова, Верховенского-отца, Версилова). При разговоре об отцах и детях у Достоевского (и в частности в "Бесах") этот факт почему-то обычно упускается из виду. Хотя если увязать его с известным признанием Достоевского: "Нечаевым, вероятно, я бы не смог сделаться никогда, но нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы... во дни моей юности. Я заговорил теперь про себя, чтоб иметь право говорить о других"18 - то становится ясно: Достоевский в той или иной степени ощущал и себя одним из невольных отцов нигилизма и испытывал по этому поводу чувство вины и личной ответственности за последствия. А поскольку убежденным западником он никогда не был и в молодости приходил в негодование от богохульства Белинского, Петрашевского и Спешнева, то мы можем сделать вывод: нигилизм в понимании Достоевского берет свои корни не только в западничестве и оторванности от почвы. Примечания: 1 Гоголь Н.В. Мертвые души // Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений в 5 томах. Т. 5. С. 105. 2 Т.28 (2). С.329. 3 Т.29 (1). С.114. 4 Т.29. С.151. 5 Бем А. Л. Эволюция образа Ставрогина // "Бесы" : антология русской критики. С.646. 6 Т.29 (1). С.117. 7 Т.29. С.232. 8 Т.29 (1). С.116. 9 Там же. С.113. 10 Там же. С.430. 11 Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев : творческий диалог. С. 47. 12 Т.29. С .142. 13 Удивительна сама формулировка Гроссмана: "...главный герой романа, списанный в основном с Бакунина..." (Гроссман Л.П. Спешнев и Ставрогин // "Бесы": антология русской критики. С.614.) В виде наиболее простого возражения само собой приходит на ум общеизвестное признание Достоевского: "Я из сердца взял его". 14 T.1O. С.298. 15 Полонский Вяч.П. Николай Ставрогин и роман "Бесы" // "Бесы": антология русской критики. С.634. 16 Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1963. С.450. 17 Спор о Бакунине и Достоевском. Статьи Л.П.Гроссмана и Вяч.П.Полонского. Л., 1926. С.132-134. 18 Одна из современных фальшей. Собр. соч. в 15 т. Т.12. С.153. |