Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Глянцевая молодость
Дата публикации:  28 Октября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Пару раз в год производители одежды и аксессуаров пытаются завоевать симпатии потенциальных инвесторов. Показывают, к удовольствию потребителей, новые коллекции: осенне-зимние и весенне-летние соответственно - производители не прочь пару раз в год проинспектировать содержимое чьих-то (и наших) бумажников. Интуиция подсказывает, что не прочь и чаще, но это - программа-максимум (понравился галстучек - покупай каждую неделю). Удивительно: встречаются товаропроизводители, упорно пытающиеся реализовать произведенный продукт чуть ли не ежемесячно. Товаропроизводители сии - издатели глянцевых журналов. Товаров праздных, факультативных и избыточных. Ботинки необходимы - как без ботинок? Телеология же издания журнала о ботинках, тем более - его приобретения - дело туманное, из области иррационального. "А нравятся мне ботинки, люблю на них, ботинки, смотреть", - заявит покупатель (деньги имеются, время свободное). Молодец, правильно изложил доказательство необходимости существования Глянца. Эксплуатируем пресыщенное, ничем не обремененное желание (с простенькой частной - человеческой точки зрения обилие радующих глаз обложек на лотках - факт замечательный: жив курилка).

Хороши журналы о подводном плавании, Формуле 1, занимательны модные галереи на женских страницах, сильные авто на мужских. А раз машинерии желания все возрасты, по слухам, покорны, имеется и молодежно-глянцевая ниша. Ничем примечательным из общего блеска не выделяющаяся, и все ж особенностями небольшими обладающая.

История журнала "Птюч"

Году в девяносто четвертом отправиться в т.н. ночной клуб было чистой воды удовольствием. Вода периодически заливала всякие нужные помещения, в которые с неумолимой настойчивостью заглядывали посетители с зелеными волосами, расширенными зрачками и сознаниями. Молодежь, как всегда, встречалась разная: одна только-только ознакомилась с трудами психоделического гуру Т.Лири, под впечатлением жевала с аппетитом марочки и под 120 ударов в минуту улетала в астральные запределья; другая захаживала чисто отдохнуть - хлопнуть полбутылочки текилы - золотой или серебряной, - закусить той самой марочкой и отправиться получать законный угар. И первые и вторые, а также сочувствующие, завидующие и противоборствующие сливались с чувством воедино на клокочущем танцполе. Ди-джей непринужденно подмахивал пластиночки, разили лазеры, слепили разгоряченных присутствующих. Остроумные приспособления выпускали специальный дымок. Публика носила зеленое в крапинку, фиолетовое с бантиком, орала, топала и попеременно впадала в экстаз.

"Птюч", дитя рейв-хаус-мультуры...", - начинает очередной абзац В.Курицын. Органицизм немножко архаичен, тем более относительно технологично ориентированного начинания, но в целом причинно-следственная связь выделена очень даже верно. "Птюч" обязан своим пестрым появлением на свет, см. выше, молодежной субкультурной традиции, замечательной и энергичной. Анализируя бесстрастно ситуацию извне, приходишь к несправедливому выводу: этот "Птюч" нагло паразитирует на трудах честных ди-джеев, талантливых промоутеров, телепередач и прочих форматных институций. Вглядевшись внутрь, с благоговением обнаруживаешь, что и "Птюч" - одна из этих институций. Конечно, "Птюч", как представитель медиа печатных, сугубо маргинален в чащобе эфиров, штампующих культурных героев и продуцирующих легитимности во первую очередь. И как медиа, "Птюч" все ж таки способен созидательно поработать на благо традиции: мы, по старой памяти, самые читающие... А еще говорят, был "Птюч" проектом художественным, авангардным, а превратился в подобие ровесников. Да, публика, умело завербованная галлюциногеном рейв-хауса, была наипередовой (диссидент Лири напечатался во втором номере "Птюча"), но незадача: верные адепты имеют обыкновение вырастать, переползать из одного культурного пространства в другое (благо есть сейчас подходящие просторы). В клубы ныне все больше забредают представители старших классов общеобразовательной школы, благодаря чему редакторы "Птюча" бодро заявляют: "Птюч" - для пятнадцатилетнего потребителя. Нормально: нормальные культурные реалии (кажется).

Традиционализм "Птюча" ведет к тому, что вокруг общины вырастает малопроходимый частокол. Хочешь перебраться - обзаводись фосфоресцентными линзами, правильными ботинками-штанишками, отдыхай в таких-то местах, разбирайся в сопутствующей информации, слушай нужную музыку. "Птюч" ведь не журнал, "Птюч" - движение (в рамках чего - знаем). Имелся клуб "Птюч", есть ди-джеи птючового клана. Осознанно взять в руки "Птюч" - значит автоматически превратиться из наивного читателя в знающего, вовлеченного, стать частью, стать одним из. По молодости лет - заманчиво. Очень тонко. Замкнуто, закрыто, репрессивно. Свои радуются (см. фото наших - представителей соответствующей референтной группы).

Итак, "Птюч" ярко репрезентирует мифологему свойскости (а еще подсказывает: ребята, альтернатива есть - внешняя по отношению ко мне, разумеется).

История журнала "ОМ"

Депрессивный разгул, инициированный мрачностями поколения Х (или химического, или другого какого нелицеприятного), подрастающая российская публика безболезненно проспала. Мрачноcти никак ее не потревожили: не было у мрачностей средств связи, экипировка подвела. Прошли недолгие годы, нужные люди подсуетились, и к середине нами обживаемых и до нас докатилась теплая гедонизированная волна. Кое-кто пришел к выводу, что местная молодежь тоже имеет право на отрыв по полной программе: смотреть самое (на тот день и час) - кино, слушать самую - музыку, носить самые - вещи и даже воспроизводить самый - дискурс (не зря же трудились с полдюжины талантливых колонистов). Вслед за "Птючом" выплыл журнал "ОМ", не без основания рассчитывавший на наиболее активную часть электората. Активные повышали свое благосостояние, с любопытством листали пленительные ОМовские fashion-галереи, заглядывали в бутик с одноименным названием, вовремя открытый, а заодно знакомились, по возможности, с остаточным содержанием (впрочем, разрешительна и иная интерпретация). Обязательное письмо редактора сопровождалось стильным фото обитателей ОМовских коридоров (сопровождается до сих пор). Обитатели, не менее стильные, чем сами фото, повергали в шок слабонервных: непринужденностью, красотой и интеллектом (дух захватывает, завидуешь и следуешь). Такие фрагменты появлялись в самих письмах: "... ОМ не хотел стать одним из... Его задачей было донести не только культуру мэйнстрима, но и забытую, неизвестную или находившуюся долгое время под запретом альтернативную культуру, которая так или иначе повлияла на общество". Кто не хочет быть лучше? Дело за малым: постараться убедить в своей крутизне ОМ-потребителя. Альтернативное прочтение: убедить в крутизне ОМ-потребителя. Ты - лучший, потому покупаешь лучший журнал. "ОМ" - лучший журнал, потому ты его покупаешь. Как ни крути, все мы хотим знать больше (и я тоже?)... Покупаемся и покупаем.

Итак, хитовая мифологема, раскручиваемая журналом "ОМ", - мифологема элитарности (мурашки по коже и гордость в сердце, жжет внутри).

История журнала "Хакер"

Зарплату получать - всяк не прочь, равно как и справиться с острой конкуренцией. На протяжении последних нескольких сложных лет россияне дружно обзаводились РС, самые прозорливые подключались ко Всемирной Паутине, пираты штамповали, ясно, пиратские CD-rom"ы, издатели изобретали очередные компьютерные журнальчики: о hard"е, soft"е, Интернете, системных блоках и чипах сложной конфигурации - в общем, с прицелом на узкоконфессиональные сообщества специалистов-пользователей. Журнальчики были озабочены профессионально виртуальностями и на гнездящуюся покамест кое-где реальность внимания не обращали. И зря. В 1998 году вышел первый номер (специального, конечно) журнала "Хакер", на обложке которого разместились портреты интернационального MTV-достояния: природного человека Бивиса и интеллектуала Батт-хеда. Пусть два американских придурка к высоким технологиям отношение имеют отдаленное - дружную аудиторию "Хакер" сколотил себе моментально, аудиторию молодежную и не самую маленькую: "Другой обложки и быть не могло", - улыбается редакторский коллектив. Действительно, есть же доступный, удобоваримый общемолодежный культурный контекст - уж MTV и иже с ним постарались. Есть звездные, или, как говорят иные умные люди, знаковые персонажи, право на эксплуатацию которых - залог отнюдь не узкоконфессионального успеха. Бакланы - существа туповатые, но нами любимые - можно и пригласить (не следует игнорировать контекст - дельный совет от глянцевой молодежи).

Продолжаем. Хакер - непримиримый борец с кавказским пресс-центром, мировым бизнесом и еще черт знает с чем. Нонконформист high tech-пошиба. Лозунг чего стоит: "журнал компьютерных хулиганов". Бытует мнение, что компьютерные хулиганы засовывают в дисководы склизкую дрянь, а при мысли об участи мониторов руки опускаются. Ан нет: форматные "хакерные" хулиганы прилежно учатся преодолевать препятствия в хитроумных играх, штудируют особенности Интернет-навигации, ну и в придачу (редакторы оправдывают экзотический посыл) получают практические сведения из области сетевого администрирования-программирования, непримиримыми бунтарями, оказывается, именуемого хакерством. Ловко: будет ли подрастающий нет-хед вдаваться в тонкости разборок между означаемым и означающим, тем более что последнее так близко маленькому стихийному хулиганчику. Возраст берет свое: "нет преград" и т.д. (из радиорекламы журнала "Хакер").

Итак, мифологема за номером три, персонифицированная в вольнолюбивых пельменях и полюбившаяся журналу "Хакер", - мифологема отвязности (нам, типа, все можно , хе-хе, хе-хе).

Подводя итоги:

1. Предлагаемые выше заметки - плод условный, так, характерности отметить. Характерности, по скромному разумению, отмечены. Еще не забудем отметить, что всякое удобоваримое молодое глянцевое начинание с удовольствием использует не какое-то из..., но, по примеру журнала N., смешивает разом все ингредиенты. В разной пропорции и с разными добавкам.

2. Исключительно перспективная тема взаимоотношений власти/глянцевых. "Вы же пронаркотическую кампанию проводите", - ворчит власть. "Отнюдь, - удивляются глянцевые, - у нас стильные антидраговые картинки". Поколение next и post-next.

3. У них все впереди.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Плунгян, О (бес)конечности языка /22.10/
Мы не знаем, что такое язык и даже не приближаемся к познанию этого. В знаменитой статье Романа Якобсона "В поисках сущности языка" сказано много интересного, но ни слова про сущность языка. Через 30 с лишним лет поиски продолжаются.
Сергей Рютин, Мемуарная проза. Поколение Х. /21.10/
Вслед за ди-джеями (DJ) и ви-джеями (видеожокеями) информационное пространство стали активно осваивать ти-джеи, то есть текст-жокеи (TJ). Егор Радов, Виктор Пелевин, Александр Дугин - безусловно являются ти-джеями. Алина Витухновская. "Роман с фенамином".
ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО 1999 ГОДА Short-list. /19.10/
Завтра, 20 октября, будет официально объявлен состав номинантов, вошедших в short-list премии Андрея Белого. Но читатели РЖ смогут ознакомиться с ним уже сегодня, 19 октября.
Аркадий Драгомощенко, Странствующие / Путешествующие /14.10/
Есть светлые и печальные умы, позволяющие преступить пределы вещей. К таким умам относился Василий Кондратьев, пешеход, все ускорявший и ускорявший шаг собственной истории. Утешает одно - ему уже известен ее конец, тогда как нам остается лишь догадываться о ее смысле.
Василий Кондратьев, Последние тексты. /14.10/
Эти две рецензии - последние работы замечательного писателя и переводчика Василия Кондратьева; их публикация - дань нашего уважения трагически погибшему автору.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Эссеринг
Дмитрий
ЭССЕРИНГ
dmess@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100