Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Плоды рефлексии второго уровня. Выпуск 2.
Дата публикации:  8 Декабря 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Писание о книгах, если кто не знает, - занятие утомительное. И, как ни странно, по-своему однообразное. Словно пустынный рельеф: слова, слова, слова. Бесчисленные, как песок...

Прав был юродивый принц - царствие ему небесное.

Если же избрать это дело основной своей специализацией, то результаты непредсказуемы. Как в случае всякой, впрочем, специализации - всякого конвейера/марафона.

Простите за банальность, но истинно так: "Во многом знании многая скорбь". И равно - множащий знание множит купно и свою печаль.

И в этой печали замыкается.

Писание рецензий. Регулярное. Мало что так - тихой сапой, но основательно - мумифицирует мозги и потворствует гибельному солипсизму. К тому же со временем сам несчастный начинает путать этот благоприобретенный субъективизм, эту геенну герметичности - с ремесленным навыком. Что тоже диагноз.

И уж, как минимум, - большая ошибка.

На этом и завершим наше лирическое отступление.

Потому что худо-бедно, но мы добрались до основной темы сегодняшнего обзора. А именно: до профессиональных рецензий, скажем больше - профессионально-просветительских. Жанр, в котором субъективизм если и ценится, то в крайне ограниченных пределах. Таковы требования. Да и сами пылкие субъективисты к тому времени, когда созревают до подобных писаний, изрядно остепеняются.

В результате, пишутся такие тексты людьми пусть и со своим изыском, но сугубо вменяемыми. Знающими тему и способными степенно и подробным образом просветить читателя. Гипотетический же адресат - человек не менее обстоятельный, уважающий систему и четкую аксиологию во всем.

В свое время мне случилось прочесть статью, где обсуждалось появление свежей генерации "новых русских". Это успешные бизнесмены, если и начинавшие дело с криминальных денег, то удачно эту стадию прошедшие. Теперь их ориентир - куда более нейтральные и престижные социальные слои, в которые они и вливаются, попутно обретая цивилизационные навыки.

Во-первых, они отказываются от анекдотической атрибутики, вроде "голды" и золоченых пуговиц. Во-вторых, как бы это сказать, окультуриваются. Набирают тот обязательный минимум, который прилагается к знакомству с азами этикета и отсутствию обсценной лексики в деловой переписке. В частности, такой человек может не читать произведений, номинированных на Букер, но ознакомиться с журнальным пересказом их содержания вполне готов.

Проще говоря, так или иначе становясь специалистом в своей области, он считает себя обязанным быть в курсе основных новостей и предпочтений литературой элиты. То есть вести себя ровно так, как принято в кругу авторитетных людей, быть на уровне.

Соответственно, он, а вместе с ним и сами уважаемые люди - за нехваткой времени, загруженностью досуга и т.д. нуждаются именно в таких просветителях, как те, о ком мы в данный момент говорим.

Это обозреватели солидных журналов и газет, где, как правило, на последних страницах раза два-три в месяц высказываются на предмет того, что из вышедшей литературы стоит прочесть, которую из ценностей усвоить. Своеобразный вариант толстовской "Азбуки" - доходчиво и исключительно по делу.

Общая тональность - нетленное в современном.

Если рецензентов того типа, который описан в первом нашем выпуске, мы искренне любим, то этих авторов - не меньше как уважаем: за a) указанную обстоятельность; b) чувство меры; с) кастовую отстраненность, плавно (см. пункт b) перетекающую в поучительность и за эту плавность извинительную. И, наконец, d) собственно за принадлежность к цеху.

А что читаем их редко, так это пороки юности. Если хотите, максимализм. Что, говорят, проходит.

Итак, на этой неделе мы рекомендуем следующие образцы жанра.

1. Журнал "Итоги" (7 декабря) в лице Николая Александрова представляет книгу "Воспоминания. Произведения. Переписка" Бориса Кузина, того самого, которому посвящено стихотворение "К немецкой речи" Мандельштама. Вкратце, но вполне представимо - то есть таким образом, что за датами проступает выпуклый образ мемуариста, - пересказана биография. Также вкратце обрисована действительно странная размолвка Кузина и Надежды Яковлевны Мандельштам, состоявших в переписке ни много ни мало 10 лет.

Затем следуют сдержанно-положительные характеристики героя: "Кузин старательно сохранял в себе московского интеллигента начала века, и частью такого "сохранения" было его творчество... Литературные занятия стали для него своего рода щитом, защищающим от советского варварства".

Тоже в своем роде образец - в том случае, если варварство советское заменить современным. Последнее, правда, отличается тем, что с ним можно сладить несколько иным способом - таким вот спокойным неспешным возделыванием. Наставлениями без отчетливой авторской окраски - от лица "думающей" публики в целом.

В этом смысле показательны характеристики творчества Бориса Кузина: "Он пишет спокойно, стараясь быть объективным... Ровные и, безусловно, "умело" написанные стихи как будто сочинены человеком, намеренно приглушающим свой голос".

Рыбак рыбака...

2. Другой пример воспитания вкуса - на следующей странице того же номера: краткий обзор Первой ярмарки интеллектуальной литературы non fiction. Здесь уже больше эмоций, четче позиция: "Идея альтернативной книжной ярмарки по отношению к таким монстрам, как ежегодная ярмарка на ВВЦ, давно носится в воздухе. В амбициозной сентябрьской ММКЯ "умные" издательства были представлены тоже, но они решительно терялись в крикливой толпе агрессивной попсятины".

И еще немного косвенной назидательности: "В день открытия ярмарки ваш обозреватель бродил вдоль стендов, листал чудесные книжки, раскланивался с многочисленными знакомыми и очень не хотел уходить".

3. Журнал "Новое время" (#48, 5 декабря) на полутора разворотах просвещает читателя на предмет того, кто такой Борхес. Статья одинаково хороша и для вступления к периферийному изданию, и для студенческого реферата на "отлично". Помянуто все: от Вавилонской библиотеки до Алефа. Подробный перечень любимых писателей, метафор, сюжетов, городов. Достаточно эмоционально: "Мало кто так, как Борхес, толкает на подражание (и безрезультатное!). Редко кто (и во благо!) так настораживает, подрывая слепую веру в "истину самого языка"... И тем не менее Борхес - поэт и в своих новеллах, и в своих эссе".

Что ж.

Редко кто так с чувством (и во благо!) использует формат. Впрочем, как новая ячейка читательского тезауруса - весьма и весьма. Как уже было сказано, на твердое 5. В меру зерен, в меру патетических плевел.

Опять же, сам Борхес - живой пример полезности систематического чтения.

4. Как образец сдержанной отповеди "суете и пене" можно изучить заметку Александра Щуплова в "Вечерней Москве" (2 декабря; рубрика "Книговерть"). Предметы излияния - "Рыцарь из ниоткуда" Александра Бушкова и "Провинциал в Москве" Бориса Немцова. Обе книги в классификации Щуплова трехзвездочные, то есть из тех, что стоит прочитать для общего развития. Первую, судя по всему, даже особо стоит, так как эта "непременная часть лотошного ассортимента" составляет-таки конкуренцию "многотомному шарлатанству гг. Фоменко и Носовского". Что ж, неплохо - дробью, но обоих зайцев.

Впрочем, господину Щуплову видней - должно быть, его "Словарь сленга", с вдохновенной главой о местах индивидуального пользования и подробностях половой жизни Кеану Ривза, среди лотошного ассортимента вне конкуренции.

Автора же второго произведения изобретательный рецензент обвиняет в "искренности, переходящей в центропупкизм и обратно". Метко. Но такими темпами недалеко до вышеописанной геенны солипсизма. В данном случае это прямо-таки галоп. Помнится, в другом публицистическом шедевре этого автора фигурировал "литературный маргарин", которым набиты головы его оппонентов. Так что за талантливым писателем советуем следить, ему же рекомендуем наблюдать за собственным психическим здоровьем. Так и до аэрокрокодильчиков недалеко. Извиняюсь за вольность.

5. И, наконец, пятая позиция. Та же "Вечерняя Москва", но уже от 6 декабря. Автор - Владимир Соколов, произведение "Годы в большой политике" Евгения Примакова. На профессиональную рецензию, в том смысле, который мы решили вкладывать в это понятие, текст явно не тянет. Как, впрочем, и предыдущий. Но за неимением других образцов (как-то слабо было с ними на неделе), опишем его как показательный антипод.

Итак, пример того, как писать нельзя:

"Долог и непрост его путь. Юноша, беззаветно любящий усатого вождя, и зрелый человек, трезво оценивающий бесплодные попытки поздних коммунистов повести за собою массы. Дипломат, прекрасно понимающий: сколь бы ни был единым наш общий мир, в нем все равно остаются "интересы".

Я лично понял одно - сколько ни переводи и ни издавай Борхеса или Вайля&Гениса, все без толку. Беззаветно любящие свое дело творцы все прочтут, трезво оценят и вновь напишут: "Мы привыкли видеть Е.Примакова - общественного деятеля, государственного чиновника высочайшего ранга. И тем неожиданней страницы, посвященные семье, детям, любви. И перед нами человек, умеющий сопереживать, любить и страдать. Еще более открывается Е.Примаков в своих стихах, подчас безыскусных, но невероятно искренних..."

Надеюсь, Владимир Соколов - это один из псевдонимов Владимира Сорокина. Или пламенного Проханова.

Уж лучше постмодернистские игрища или "частицы теософического кокса". "Этого буржуазнейшего из антисмертинов"...

До встречи.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Денис Бычихин, Плоды рефлексии второго уровня /02.12/
Первый выпуск еженедельного обозрения-рейтинга книжных рецензий в оффлайновой прессе
Евгений Горный, Игорь Пильщиков, История личной жизни
(Лотман в воспоминаниях современника)
/02.12/
Продолжение расследования книги Б. Егорова о Лотмане. Миф об Ученом и Интеллигенте, нашедший предельное выражение в монографии, был сотворен самим Лотманом.
Псой Короленко, Кот внутри /02.12/
Все спрашивали, "why Lawrence..." Почему оставил свой "бункер" в Нью-Йорке? За 16 лет до смерти приехал в местечко, сел на чистяк, написал свою лучшую книгу: "Кот внутри". Приход в Ясной Поляне. "Cat Inside".
Евгений Горный, Игорь Пильщиков, Наука и быт
(Лотман в воспоминаниях современника)
/25.11/
Авторы предлагают новый жанр и превращают рецензию в интеллектуальный детектив, внимательно расследуя книгу Б. Егорова о Лотмане. Продолжение следует!
Глеб Морев, Б.Ф.Егоров. Жизнь и творчество Ю.М.Лотмана. /25.11/
Чуть преждевременный постскриптум к статье Горного и Пильщикова - "полная, с одной стороны, удручающего духа советской канцелярии, а с другой - неуместного житийного пафоса, книга Б.Ф.Егорова оказывается напрочь лишена интеллектуального обаяния".
предыдущая в начало следующая
Денис Бычихин
Денис
БЫЧИХИН
Дизайнер новой формации
dbychihin@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100