Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20000417.html

В семантической дельте
Денис Бычихин

Дата публикации:  17 Апреля 2000

Сегодняшний наш обзор краток. Что радует: налицо приближение к заявленному когда-то формату, торжеству минимализма и тотальной его диктатуре.

По крайней мере, хотелось бы так думать.

Очень хотелось бы.

Сеть

1. В "Вестях" рецензия Данилы Давыдова на "Книгу" киевского поэта-метаметафориста Сергея Соловьева. Текст крайне внятный и при этом ничуть не обедняющий содержания соловьевского проекта.

Дело в том, что "Книга" - действительно лишь часть глобального и заведомо утопического (сам автор считает его символическим) проекта "Фигура Времени", смысл которого, сколько можно понять, - в том, чтобы создать такое пространство, которое само по себе оказывалось бы временем. Или проделать ту же трансформацию наоборот, теперь уже взяв за исходный субстрат время.

В любом случае, у затеи тысяча возможных интерпретаций. Прекрасно сознавая это, рецензент особенно не увлекается ни одной из них. Напротив - сыплет сразу горстью. Оказываясь, таким образом, не только что в русле, но и в содержательной дельте этого полисемантического трактата:

Монструозная грандиозность "Фигуры Времени" перекрывает любые синтетические проекты прошлого. Лабиринт - не столько эстетический, сколько мистический объект; если есть "Книга" и будет (представим себе) лабиринт - почему бы не представить небесный архетип и соответственно инфернальное отражение "Фигуры Времени" - как у Даниила Андреева с горним и адским аналогами Медного Всадника?

Офф-лайн

2. Автор "Известий" Николай Руденский рецензирует уже упоминавшееся издание - "Чечня. Белая книга". Тональность оценок примерно та же, что и в "Ex Libris". Близкая к погромной. Правда, на сей раз претензии касаются более содержательных моментов, чем сомнительная новизна сведений и компилятивный характер изложения.

Немалого стоит один только заголовок - "Глазами Джугашвили". Собственно, позитивное отношение авторов к сталинской политике в Чечне и видится Руденскому основным, провальным недостатком книги.

Признается, что пострадали в основном невиновные. Но это признание смазано комплиментами инициатору преступления Сталину - он-де "отлично разбирался в истории региона и психологии чеченцев".

Особенный ужас такого подхода, по мысли журналиста, - опять же в том, что Запад нас не поймет и не простит:

Это непонимание может только усугубиться, когда политкорректная западная общественность увидит в правительственной Белой книге наукообразные рассуждения об "этнопсихологической" склонности чеченцев к грабежу и разбою. Такие построения воспринимаются сейчас европейскими и американскими интеллектуалами как расистские.

И т.д.

3. В "Сегодня" обзор книжных новинок от Ольги Костюковой. В новинках числятся: книга Саммерса Энтони "Богиня. Тайны жизни и смерти Мэрилин Монро" и три фантастических романа: "Один мертвый керторианец" Александра Дихнова, "Угроза с Марса" Стерлинга Ланье и "Отряд" Алексея Евтушенко.

Анонсы - братья-близнецы адреналино- & слезоточивых абзацев с коробок пиратских видеокассет.

Наиболее бронебойный прилагается к роману "Отряд":

Две воюющие межпланетные группировки собрались наконец решить проблему, устроив нечто вроде гладиаторских боев. Бойцов ищут на Земле, где идет вторая мировая... Перенесенному на планету Пейану взводу бойцов Красной Армии и солдатам вермахта предстоит сражаться во славу имперских амбиций чуждой цивилизации. Однако смертельные враги неожиданно становятся товарищами по оружию.

На этом - Stop машина.

До завтра.