Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Юбилей Твардовского в "Русском Журнале" : интерактив
Дата публикации:  19 Июня 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

21 июня исполняется 90 лет со дня рождения Александра Твардовского. Эта круглая дата представляется нам многозначительной и даже символичной в ситуации, когда отечественная словесность переживает грандиозную ломку - иерархическую, жанровую, статусную.

Какое место занимает автор "Василия Теркина" на русском, ныне целиком деполитизированном Парнасе? Какие уроки сегодня, в свете разговоров об угасании "толстых" журналов, можно извлечь из его деятельности на посту главного редактора "Нового мира"? (Кстати, 2000 год - это не только личный юбилей Александра Трифоновича, но и 75-летие самого ежемесячника "Новый мир", и 30-летие его "разгрома" - окончательного отстранения Твардовского от руководства журналом.)

РЖ предполагает опубликовать серию материалов о Твардовском - архивных и новонаписанных. Однако начинаем мы с читательского опроса. Среди предложенных ниже позиций можно выбрать одну или несколько. Развернутые комментарии приветствуются.

Впервые слышу о Твардовском
Стихи Твардовского - типичный советский официоз
Твардовский был честный и смелый человек, но поэт никудышный
Поэзия Твардовского незаслуженно забыта
Он крупнейший поэт, классик русской литературы ХХ века
Без редактора Твардовского не было бы писателя Солженицына, каким мы его знаем
Без "Нового мира" сейчас, как и прежде, невозможно представить себе отечественную словесность
Сегодня сам жанр "толстого" литературного журнала безнадежно устарел


Вадим Зеленков
Предпоследний вопрос неточен... Раньше - нельзя было, сейчас - очень даже можно.

Андрей Мадисон
Окопы между "позициями" слишком глубоки, и только поэтому я выбрал "крупнейшего" и "классика" - как ближайшие к "настоящему" и "неотъемлемому" характеристики. Хотя у Твардовского есть и очевидно классические вещи ("Я убит подо Ржевом", "Теркин на том свете"), а как редактор он, несмотря на все потуги "теленка" его забодать, сделал во второй половине ХХ века для русской литературы (и с учетом стартовых условий тоже) более, чем кто-либо другой.

Аноним
Твардовский-поэт хорош, его стих плотный и самодостаточный.
Расцитированный.
Твардовский-редактор, по меньшей мере, интересен. Хотелось бы узнать в предполагаемых материалах, какие рукописи и почему он отверг на своем посту.
Твардовский как колоритная личность мифологичен. Из читанных Дневников запомнил, что Твардовский считал пошлостью такую фразу: "Мне так нравится эта картина. Могу смотреть на нее ЧАСАМИ." Ну и сапоги его. Наверное, интересно сравнить его с Фадеевым?!

Александра Веселова
Так уж сложилось, что для меня актуальность того или иного поэта иногда определяется школьной программой. Потому что именно от нее часто зависит, будет ли новое поколение знать хотя бы имя этого автора. Так вот Твардовский в программе есть. Но те, кто эту программу составляют, имеют весьма смутное об этом авторе представление. Среди тем сочинений, которые дает РОНО, было: "Я знаю: никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны..." Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом...". Т.е. название темы из одного стихотворения, а анализировать предлагается другое, с несколько иной проблематикой. А это означает формальное признание при реальном незнании.
Есть несколько поэтов разных эпох, чье искренне сказанное слово когда-то совпало с "генеральной линией", и теперь их часто рассматривают только в этом качестве. Так пострадали Некрасов и Маяковский. Так, мне кажется, произошло и с Твардовским. И "Теркин", когда-то принесший Твардовскому славу, теперь иногда служит плохую службу, потому, например, что для многих Твардовский остался только военным поэтом. Но даже если бы это было так, его все равно можно было бы считать одним из самых значительных поэтов XX века. Потому что, кажется, никто больше не смог сказать о войне не только с надрывом и пафосом, но и с юмором, что только лишь усиливает эмоциональное впечатление. Для меня сказанные Твардовским в будничной манере слова о смерти на войне кажутся самыми точными и, как это ни пафосно звучит, отзываются болью в сердце:

Походил он в чем-то белом,
Наклонившись от огня,
И как будто дело делал:
Шел ко мне - убить меня.


Твардовский хороший, умный и честный поэт. Публиковать его, конечно, нужно. А про свою славу он сам все сказал:

И я, помимо прочего, поэт, -
Какой хочу, такой и знаменитый.

Григорий Дурново
Отсутствует, на мой взгляд, такая позиция: Твардовский - поэт, может, и не великий, но весьма своеобразный и интересный.

Ваш комментарий:



Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Илья Лепихов, Пушкин с нами-2, или Золотой век /13.06/
Насколько необходима русскому обществу такая современность, в которой находится место для всего, кроме вещей действительно необходимых, например словесности?
Илья Лепихов, Пушкин с нами, или Год спустя /06.06/
Нужно сказать какие-то очень точные слова. Юбиляр предпочитал изъясняться просто и коротко и требовал этого от других.
Аркадий Драгомощенко, Исправление имен /05.06/
Почему нам казалось, что свобода означает бесконечные деньги и пожизненную пенсию с нужных лет? Компенсация? Но за что? Интервью с Ириной Прохоровой (НЛО), приуроченное к обновлению состава жюри премии Андрея Белого и обрамленное злободневными размышлениями об искусстве и власти в изменившейся России.
Александр Уланов, Lingua Hobokena /01.06/
В Штатах прошла конференция "Новый язык: современная русская и американская поэзия". Сейчас только отдельные динозавры вроде Кушнера утверждают, что стихи обязательно должны быть рифмованными.
Глеб Морев, Постскриптум к юбилею /01.06/
Бродскому удалось переломить вековую традицию и превратить русского поэта из невольника чести во владельца честно заработанного "Мерседеса".
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100