Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20001117.html

Все о Поэзии 1
Обсуждение

Мирослав Немиров

Дата публикации:  17 Ноября 2000

Предисловие к проекту

Авангардизм

Вот, например, его определение из краткого литературоведческого словаря для старшеклассников (С.Тураев, 1988):

"Авангардизм (от франц. avant-garde - передовой отряд) - термин, которым обозначают так называемые "левые течения" в искусстве и литературе, возникшие (главным образом на Западе) во втором десятилетии XX века и проявившиеся преимущественно в поэзии и драматургии. А. отразил стихийный бунт поэтов против современного им буржуазного уклада. Ясной политической программы у представителей А. не было. Они бунтовали против "сытых", против контрастов города, против несправедливой войны, развязанной империалистами в 1914 году. Они считали устарелыми привычные формы литературы и искусства, в том числе и строгие нормы стихосложения (даже синтаксиса), выступали против реализма, который казался им недостаточным для выражения их бунтарских настроений. (...)

В ряде литератур А. выступал как ранний этап революционного искусства. Среди будущих поэтов социалистического реализма, кроме Маяковского, можно назвать многих, начинавших путь в русле А. (...)

Неоднозначность термина А., однако, состоит в том, что в наше время некоторые буржуазные художники и поэты причисляют себя к "авангарду" только потому, что они отвергают реализм и стремятся поразить воображение читателя разными экспериментами в области формы (см. формализм), хотя по содержанию их творчество носит чаще всего реакционный характер. Ясно, что они имеют мало общего с теми художниками, которые стояли у истоков А. и с большой убежденностью звали к революционным переменам".

Определение, конечно, чрезвычайно глупое - в чем его, в частности, и прелесть. Во-вторых, другого у меня под рукой сейчас - 28 июля 2000, пятница, 14.59 - нет, а выдумывать из головы чего-то как-то... Значит, будем пользоваться тем, какое есть плюс общим представлением об А., которое имеется, вероятно, у всякого разумного мыслящего тростника.

Авангардизм и Модернизм

Ага, это следует обсудить - отличия А. от "модернизма" (см.), которые часто сливают в одно.

А мы - для удобства - будем различать.

И тогда "модернизм" - это все от Бодлера до вплоть мировой войны искусство, завершавшее - и опровергавшее при этом (с ницшеанских, эстетских, ультраиндивидуалистических и оккультистских позиций) XVIII-XIX века, века разума и прогресса. Блаватская, Верлен, Гюисманс, Оскар Уайлд, Брюсов, Серебряный Век, всевозможный югендштиль, модерн и декаданс, вплоть до - в России - акмеизма (см. все эти имена и названия).

Политически М. крайне консервативен и контрреволюционен ("А мы, мудрецы и поэты, Хранители тайны и веры, Унесем зажженые светы В катакомбы, скиты, пещеры"), эзотеричен ("Я зову мечтателей, вас я не зову"), склонен к "индивидуальной утопии", настроен на уход от жизни ("Я ненавижу человечество! Я от него бегу спеша! Мое единое отечество - моя пустынная душа!") в царство чистой красоты и башню из слоновой кости, и проч., и проч.

Подробности см. декаданс.

А Авангард тогда - попытка на расчищенном от всех признаков прежней культуры месте, на голой земле, на совершенно новых основаниях выстроить культуру совершенно новую (впрочем предварительно почву действительно нужно расчистить и прежнюю культуру изничтожить до оcнования). Впрочем, основанную на началах точно так же ницшеанских, оккультных и проч., только выбирая иные толкования и иные версии. В самом чистом виде А.  это супрематизм Малевича, футуризм 1918-21 ("Искусство Коммуны"), ЛЕФ (за вычетом Маяковского, о котором отдельно), Татлин, Родченко, Мондриан, Корбюзье и проч., вплоть до соцреализма, который, как убедительно показал Гройс Б. (см.), является крайним следствием А.

Политически А. - ультралев и ультрареволюционен; антииндивидуален (тоталитарен), общественно активен (проективен), то есть настроен на прямое непосредственное воздействие на жизнь средствами искусства и на полную и тотальную перестройку ее в соответствии с художественными вкусами затевающего такую перестройку художника.

Пользуясь примерно одним набором художественных средств (заимствуя их друг у друга), Авангард и Модернизм то и дело образуют этакие симбиотические конструкции, в которых одновременно проявляются оба, на самом деле глубоко противоположные и чуждые друг другу, явления. Тот же русский (в отличие от итальянского) футуризм, тот же германский экспрессионизм, тот же американский абстрактный экспрессионизм (ташизм) - все это чистый модернизм, выступавший под маркой авангарда и использующий некоторые его приемы и проч., и проч.

Или проектизм Авангардизма, установка на переустройство в первую очередь жизни посредством искусства - это вовсю имеется уже и в некоторых ответвлениях Модернизма - в русском символизме, например, да и в самом художественном модерне.

* * *

И, кстати, постмодернизм (см.) правильней бы именовать поставангардом - ибо он есть преодоление и осмеяние догм именно авангарда, а модернизма как такового его можно даже считать и развитием.

* * *

И, кстати, модернизм, в отличие от авангарда, живет и процветает, правда, в уж совсем удешевленных формах, для подростков из ПТУ: хэви-металл, "готический рок", "мистические фильмы ужасов", К.Кинчев, Е.Летов, Р.Неумоев, Б.Валледжо, газета "Тайная Власть", сайт "ЛЕНИН" и проч., и проч.

Об этом всем, впрочем, тоже, увы, есть в этой книге.