Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Поэт и Интернет
Андрей Вознесенский вывесил в Сети на сайте http://www.ozon.ru поэму "ru"

Дата публикации:  19 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В соответствии с ленинским принципом (недаром писал "Лонжюмо"), поэт стремится работать там, где есть массы. Когда публика заполняла стадионы, Вознесенский обращался к трибунам. Когда все увлекались прессой бумажной, не стеснялся "МК" и "АиФ". Теперь к священной жертве его потребовал Интернет, и он снова оказался на территориях, граничащих с графоманством. Литературные интернетовские сайты - известное прибежище безответных "любителей письма". Его это явно не смущает, потому что привык находиться в центре внимания. Значит, полагает, что центр внимания теперь в Сети.

Вряд ли "ru" станет культовым произведением для сетевых фанатов. Для них в этом тексте слишком мало виртуальности, это текст в один слой, и система многослойных ссылок, пронизывающих пространство Сети и прибавляющих тексту планов, в нем отсутствует. То есть в сетевом смысле этот текст весьма старомоден: Интернет - как раз та реальность, которая опережает фантазию. Например, слова Вознесенского о "сайте Всевышнего", конечно, гипербола. Зато давно существуют виртуальные церкви, вот именно "www.господи!ru". Что бы ни упоминалось в тексте, в Сети это уже есть. Особенно раздражают бутафорские ссылки, как полагается, выделенные синим, но никуда не ведущие, как будто бы сайт уже умер.

Интернетовские читатели, привычные к диалогу, оказались на редкость недобрыми: тон дискуссии демонстрирует последний на вчерашний день отзыв: "Некоторые стихи надо печатать на свежесодранной шкуре автора". Но, как известно, места в Интернете много, в том числе и для новых попыток поэтического интернет-манифеста. Можно сказать, что Вознесенский бросил свой вызов.

Он по-своему пытается одухотворить "железо" и, по привычке видя себя поэтом-гуманистом, готов идти за читателем-пользователем хоть на край света, хоть "в сайт": "Я - гражданин Соединенных Чатов!" Правда, делает он это при помощи давно им использованных приемов. Вознесенский призывает на помощь свои видеомы, многократно рисуя на виртуальных страницах три заветные "www". Работать в Сети страницы от этого не начинают. Зато читатель получает весь привычный набор "информационной поэтики". Мобильный телефон, "Девочку с Персингом", "Жуткий кризис "Суперстар" и "Казино "Россия".

На сей раз поэт познакомился с Интернетом и спешит рассказать о нем читателям. Единственно забыв о том, что не знающий Интернета читатель поэму его не найдет. Он, кажется, впервые узнал, что "ru" в Сети обозначает Россию, и спешит поделиться своей фантастической находкой: "Тебя не сберегли. / Я в душу соберу / седьмую часть земли / с названьем кратким - ru..." На все лады обыгрывая компьютерную лексику, Вознесенский буквально балансирует на грани банальности. Понятно, что упоминания "индюка" Скуратова и "Калигулы, походящего на Шуру", а также несколько невразумительные эротические иллюстрации - просто злободневные знаки. Но подробно расхваленная премия "Триумф", единственное светлое и чистое среди подозрительных компьютерных инженеров, хакерш, хакеров и криминальных авторитетов - явно фальшивая рекламная нота.

Но все же Вознесенский не оказался представителем старшего поколения, брюзжащим, что Интернет - ерунда. Не побоялся он и показаться "старым клоуном", не поспевающим за молодыми, "бегущими в Интернет". Молодых ему не догнать, но похоже, он на это и не рассчитывал. Его "ru" осталась целиком в границах бумажной литературы, интересы которой он, собственно, и пытается защитить в Интернете. Так папа из анекдота переписывал на машинке Чехова, чтобы подсунуть сыну под видом "Самиздата". Сработает ли эта уловка, пойдут ли пользователи искать Вознесенского на других электронных страницах и библиотеках, где он лежит давно и спокойно? Или "ru" просто окажется на бумаге в очередном собрании его сочинений. Это больше похоже на правду.

(c) Лиза Новикова, 2000

(c) "Коммерсантъ-Daily", 18 ноября 2000


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 1 /17.11/
Энциклопедия ХХ века от А до Я. Предисловие к проекту; Авангардизм. Авангардизм и модернизм.
Алексей Тарханов, Погиб Михаил Новиков /15.11/
Впервые статью на зарезервированных ему страницах приходится писать другому, и писать о нем. "Коммерсантъ": избранное.
Георгий Сван, В поисках утраченной поэзии: выпуск первый /01.11/
Непосредственная реакция на прочитанное - пусть не самая объективная, но уж точно самая честная. Обзор новых стихотворных книг.
Александр Вознесенский, Эдуард Лимонов: "Путин будет править столько, сколько захочет" /31.10/
Автор "Книги мертвых" делится творческими планами. А под конец осваивается и начинает пропагандировать глубоко чуждые РЖ идеи. Цензура, однако, не дремлет: из оригинального текста интервью вырезаны целых три буквы "б".
Аркадий Драгомощенко, Секретарь призрака /24.10/
Авитал Ронелл: "Я могу сравнить себя с Диотимой Гельдерлина. Когда философ Эмпедокл бросился в кратер, она принялась "читать" его сандалии - то есть она принялась понимать то, что от него осталось. Она стала читателем самых потаенных следов, следов его со-прикосновения земле".
предыдущая в начало следующая
Лиза Новикова
Лиза
НОВИКОВА
корреспондент "Коммерсанта-Daily"

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100