Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20001124.html

Все о Поэзии 3
Обсуждение

Мирослав Немиров

Дата публикации:  24 Ноября 2000

Агитационная поэзия

Ну, в смысле, когда за что-либо агитируют в стихотворном виде.

Типа там

На бой, вперед, труба зовет!

И в этом духе.

Типа:

Выньте, гулящие, руки из брюк,
Берите камень, нож или бомбу,
А если у которого нету рук,
Так пришел чтоб и бился лбом бы!

А что? Вполне почтенная разновидность поэзии. Советская власть, конечно, и тут, мягко выражаясь, подгадила, но на самом деле - вполне почтенный жанр, с древней родословной - то есть вообще с наидревнейшей из всех возможных, ибо всякие боевые песни, конечно, наверно, один из самых первых видов поэзии.

Терпандр (см.).

Державин (см.).

Всякие прочие.

Маяковский: "150 000 000", "Окна РОСТА" и проч. его в этом духе - лучшее, что им после революции написано.

И т.д.

Маяковский

Мол, дескать, вот козел, продался большевикам, растратил талант на агитки.

Эх.

Не в том дело, что променял, а том, что много агиток уж совсем хреновых было.

Не в том дело, что агитки, а в том, что халтура! Халтура, писанная сугубо ради денег, скучная, нудная, а главное - очень длинная: платят-то построчно!

Ну и назойливым "мастерством" сильно испорченная. Нет чтобы прямо написать:

Мол, то и се, ура, да здравствуют большевики,
ща всем буржуям рожу разобьем! -

или что-нибудь в этом духе. Футуризма ради Маяковский почитал себя обязанным, чтобы были "образы", чтобы были все прочие "фигуры стилистические", гиперболы, литоты, невиданные рифмы и прочие украшения, и это все натужно втискивал в стихи, и этим все их сильно портил.

Ну и результат: я, например, ни поэмы "Ленин", ни "Хорошо", ни трех четвертей его просто стихотворений, как ни силился, до конца дочесть ни разу не смог.

Советская агитационная поэзия после Маяковского

- ну, тут да.

Все-таки даже агитки исключительно ради денег на одном умении - не получаются. Все-таки нужно и вдохновение. То есть все-таки нужно действительно увлекаться тем, за что агитируешь.

Хотя бывают и образцы более-менее бойкие.

Например:

Бандиты с Уолл-стрита
Надеялись на Тито,
На Ватикан, на Гоминдан,
На хитрый маршалловский план
И на секретный атом,
Известный только Штатам.

Но не помог им Ватикан,
И лопнул маршалловский план,
И служит грозный атом
Теперь не только Штатам,
А у бандита Тито
Вся рожа поразбита.

- Не знаю автора, не помню, где это читал, но стих в памяти засел.

Современная агитпоэзия

Например М.Немиров,то есть автор этих строк.

Гад! Гад! Гад! Гад!
Ты! Ты! Ты! Ты! Ты!
Ты, ты, гад-бюрократ,
Бюрократ-гад всея Москвы!

Взятки брал?
Бабки крал?
Воровал?
Жировал?
Народ обжирал?
Сирот обижал?
Старух разорял?
Так доскешься, шакал!

Ой, доскешься, шакал, ой, шакал, гад, дрожи!
Кириен молодой уже точит ножи!
Уже точат ножи Хакамада с Чубайсом -
Ждет кукен-кракен тебя, с аусвайсом!

Род их крапивный под корень, гад, весь!

Так голосуйте же за СПС!

ноябрь 1999

Это мне Гельман предложил сочинить что-нибудь для избирательной кампании СПС - я и загорелся. Окна РОСТА! Агитационная поэзия в самом чистом ее виде! Хочу! И - тут же, за вечер, само собой сочинилось у меня стихов восемь за СПС и против гада бюрократа Лужкова и вообще бюрократизма.


* * *

Конечно, ни один СПСу не подошел.

- Ну, я покажу Кириенке... - неуверенно сказал Гельман, когда я утром прибежал на Центральный телеграф, где располагался штаб СПС, и ему все это радостно прочел.

Думаю, и не показывал.


* * *

Если кто подумает, что я такой дурак, что действительно верил, что такой партии, как СПС, подойдут в качестве агитационных такие стихи, - он ошибается. Конечно, прекрасно было сразу понятно, что не подойдут. Собственно, в этом и был юмор - предложить такой партии, как СПС, такие агитационные тексты.


* * *

Собственно, поскольку с самого начала было понятно, что ни денег мне за такое не дадут, ни использоваться это совершенно не будет, это было, как ни смешно, самое натуральное "чистое искусство", "искусство для искусства". Формальное упражнение на тему "Вот как нужно писать агитационные тексты!".


* * *

Да, теперь нужно еще объяснить, кто такие Гельман и Кириенко и что такое "СПС".

Ох! Как-нибудь потом.


* * *

Или:

Сцена будущих
(и довольно скоро)
времен

Народ: Лужков, где бабки?
Лужков: Какие бабки?
Народ: Да наши бабки!
Лужков: Да что за бабки?

Народ: Да те вот бабки,
Которые и бабки,
Которые и дедки,
Которые и детки,
Не говоря о взрослых уж трудоспособных
Не говоря уж о России прочией деньгах народных и огромных
Которые тебе налогов в виде отдавали,
Которые в Москве со всей России оседали!

Лужков: Да я на них вот памятников понастроил -
Вот тот, и сет, и этот вот, и этот, -
Я кучу разных праздников устроил, -
Вот, например, в честь Пушкина поэта, -
Вот бабки все, короче, граждане, и разошлись на это.

Народ (переживающий разруху,
Поскольку инфра-то структуры лет уж двадцать не чинились):
"Что? Наши бабки? Все? На эту на фиг показуху?
На эту вот ты значит взял да все убухал,
На эти вот подземные... - тут далее слова, которые мы не приводим,
А к завершенью сразу переходим:

Лужков: Да как-то так вот вышло как-то постепенно...

Народ: немая сцена

ноябрь 1999

Еще одно стихотворение для агитации в пользу СПС.

Или:

Паспортные столы,
(И еще конторы ЖСК),
Надо просто брать, и на фиг все подряд подвзрывать!
Потому что сидят в них вконец о себе возомнившие просто козлы,
Бюрократы, едрена их мать!

Наглая там сидит сволота,
Чай пьет да пироженки жрет,
Меж собою целый день голосами гнусными трендит, -
Человек, допустим, паспорт, например, получат, -
В очереди час, и второй, и третий стоит!

Да, еще забыл - еще, конечно, учрежденья БТИ.
Этих, кстати, в первую очередь, сволочей!
Потому что человеку если к ним придется придти
Так они на этом еще и бабок наварят вапче!

На кукен-кракен и на каркалыгу этот произвол!
И обеспечит это только партия "Союз Правых Сил"
Потому подумай, друг, над сказанным, и в бюллетень внеси
Голос свой за именно эту партию, если ты не вовсе козел.

Реклама как нынешняя главная разновидность А.п.

Ну, это так.

Да что-то тут, увы, особых достижений не наблюдается.

Пример: спускаюсь я в метро "Комсомольская", вижу рекламный щит:

В "Зевс" с утра -
И отдохнешь, как Ра.

Туристическое агентство так предлагает свои услуги, типа, что элементарно может отправить вас в Египет в любой момент, как пожелаете.

И ведь кому-то же за сочинение этого стиха деньги заплатили! Специально поэта нанимали, чтобы он им сочинил!

А может, наоборот, решили сэкономить - сами, мол, сочиним!

Вот и - - -


* * *

Вообще, о рекламе, конечно, много можно рассуждений рассудить.

Многие люди не являются, в общем,
Совсем уж безмозглыми прямо уж дураками.
В этом-то и состоит удивительность мне рекламы:
На кого же рассчитывают изготовители оной, и где они хощут
Тех и таких отыскать, кто в натуре б**дь прямо
Трепетать готовы от счастья,
газировку "Миринда" зряху?

- Найти, конечно, непросто, а вот изготовить - можно.
...............
................

Или, иначе говоря, в рекламе мне удивительно то, какая она вялая, неточная и неубедительная. Пример: как-то довелось мне прочесть большую статью об истории кока-колы; среди прочего в статье приводился список слоганов всех рекламных кампаний кока-колы за все сто лет ее существования.

Прочитав, я был очень удивлен: ни один мне не запал в память, не запомнился, не --- ---, и не --- ---, и не --- ---. Единственным свойством их всех абсолютно было свойство неточности и вялости и полное отсутствие хлесткости, броскости и способности западать в память с первого же прочтения.

Что же они, - удивлялся я, - не могут людей найти, которые придумают им действительно такие слоганы, которые будут всякого прохожего сшибать с ног? Кока-кола? С ее-то миллиардищами?

Или же, - с ужасом думал (и думаю и сейчас порою) я, - это умышленно делается, это часть общего мирового заговора? Умышленно делается тупая, нудная, вялая и неубедительная реклама, чтобы - вдалбливать ее изо дня в день в головы, чтобы - оболванивать тех, кто вынужден это слушать и видеть: буквально оболванивать, сознательно отуплять и делать болванами. Чтобы он привыкал к тупости и вялости, и начинал воспринимать это как норму, и начинал сам стремиться к этой норме, и - превращался в безмозглого скота, которому можно потом втюхивать что угодно?

Если искать безмозглости рекламы какое-либо разумное объяснение, то им является только такое.

Но я в него не верю.

Это все равно как если кто со стороны будет смотреть на деяния советской власти и ее вождей: он в них увидит невиданную сатанинскую расчетливость и коварство.

Но тот, кто жил в этой стране в эпоху этой власти, тот видел: в том-то вся и беда, что никакого коварства не было и в помине, а просто именно что "хотели как лучше" и именно что "получалось - как всегда". Тот, кто жил в этой стране, тот знает и помнит, и тот видит все то же самое и сейчас: просто все делается так, как будто абсолютно все люди находятся в похмельном угаре, и мозг их парализован алкоголем.

Видимо, таков закон бытия.

Об этом и Толстой с Гурджиевым писали - о пребывании человечества на самом деле в состоянии невменяемого обморока, от которого редко-редко, в минуты просветлений, удается очнуться и начать воспринимать мир напрямую, а не через пелену тяжелого ох*ения.

Возвращаясь к рассуждениям о поэзии вообще, могу сообщить, что она-то и есть одно из средств к хоть иногда достижению этого - воспринимать мир напрямую, а не - - -

Почему она и есть то, что --- ---, а не там какая-либо гадская поп-музыка или "контемпорари арт".

И еще

Вообще, на самом деле, практически всякая поэзия есть агитационная поэзия.

Какая-нибудь там любовная лирика - это на самом деле агитация поэта Н., обращенная к личности дамского пола М., чтобы она скорей снимала трусы, ибо так она гораздо больше лучше хороша. Какие-нибудь там стихи о природе - когда они хорошие, настоящие стихи, а не так, пустословие, - это агитация типа что люди, бросьте фигню, которой вы предаетесь, а вон посмотрите вон туда, там такое!

И т.д.

Всякая поэзия, если она содержит в себе некое послание (сообщение). А которая не содержит, - так такая на самом деле и на фиг никому и не нужна, ибо это одно рифмованное переливание из пустого в порожнее - см. подробнее Коммуникативная функция; Пустословие.