Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о Поэзии 4
Обсуждение

Дата публикации:  29 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Агностицизм

Направление мысли, которое на вопрос есть ли Бог, нет ли Бога, отвечает - игнорамус - ет игнорибимус: не знаем - и никогда не узнаем.

Есть такое направление.

Представители? Ну, конечно, в первую очередь Бродский. На вопрос в интервью "Вы верите в Бога?" он всегда отвечал "Это мое частное дело, которое никого не касается".

Ну, правда, Бродский агностик только в частной жизни - в своей персональной жизни, когда

Из всех людей ничтожных света
Быть может, всех ничтожней он.

В стихах же он, являясь любителем сильных средств, выступает обычно в качестве сторонника более радикальной идеи, то есть атеизма в чистом виде:

На смерть Бобо

......
Квадраты окон, сколько ни смотри
По сторонам. И в качестве ответа
На "Что стряслось?" пустую изнутри
Открой жестянку: видимо, вот это.

* * *

Или, например, может быть, и Тютчев.

Тютчев? Славянофил, ревнитель Православия и проч.?

Ну.

Ревнитель-то ревнитель - да скорее из политических соображений. А вот личное Православие его... Ну, что в церковь он не ходил, это еще... Но вообще вера его в существование Бога как такового - очень под вопросом.

Например:

И мысли нет в твоих очах
И сердца нет в твоих речах
И нет души в тебе!

Мужайся, сердце, до конца:
Коль нет в творении творца,
То смысла нет в борьбе.

Или:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Как бой ни суров, ни упорна борьба -
Над вами, холодные звездные круги,
Под вами пустые немые гроба...

Или:

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может, не было от века
Загадки никакой у ней.

Или:

И от земли до крайних звезд
Все безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне
души отчаянный протест.

Да, удивительный был человек Тютчев - подробности см.

* * *

Ну и Набоков, конечно.

* * *

Также см. атеизм.

Адамович, Георгий

Есть такой.

"1892-1972. Поэт, следовавший урокам строгого ремесла, преподанным в гумилевском "Цехе поэтов" (и, может быть, поэтому оставивший не более ста стихотворений), по определению Бунина, "лучший критик в эмиграции".

Русская парижская эмиграция 30-х годов. Именно там возникло духовное содружество русских "монпарнасцев": оно войдет в историю литературы как "парижская нота". Старшие "монпарнасцы", петербуржцы по преимуществу - Мережковские, В.Ходасевич, Г.Иванов, поэт Николай Оцуп, писатель и издатель И.Фондаминский - были озабочены прежде всего проблемой сохранения и передачи унесенной из Петербурга культуры поколению литераторов, сформировавшихся в эмиграции".

- Виктория Шохина, "Знамя", 1990, # 3.

Набоков вывел Адамовича в "Даре" под именем Христиан Мортус, очень точно спародировав его манеру критики, являющуюся просто бабьей бессвязной и противно жеманноватой болтовней. "На самом же деле Мортус был, - пишет Набоков, - усталой немолодой дамой, обремененной многочисленным семейством".

Это замечание многих наводит на мысль, что намек здесь на З.Гиппиус. Но это не так. Намек именно на Адамовича, а "немолодой дамой" он обозван в связи с его педерастией, причем А. относился, судя по его сочинениям, к той редкой разновидности педерастов, которые не наглые, шумные, демонстративные и проч., типа Уайльда, Версаче, Моисеева и всех прочих, коим несть числа, а к пидарасам тихим, очень добрым, задушевным. Короче, не пидарас типа "б***ь", а пидарас типа "мать семейства".

А "семейство" Мортуса-Адамовича - это как раз вышеупомянутая Парижская Нота (см.; также см. Человеческий документ), как на подбор все вялые, унылые, но очень добрые и душевные. Набоков таких терпеть не мог - и я тут с ним совершенно солидарен.

2 августа 2000, вторник, 10.29.

* * *

28 ноября 2000. Тут меня в Гостевой моей же книге уличают в гомофобии. И намекают, что это нехорошо.

И ведь действительно - нехорошо.

Ведь и правда: если некая личность М. высказывает некоторые суждения Р., то суждения эти, конечно, нужно воспринимать так, каковы они есть сами по себе, а не в зависимости от особенностей сексуального поведения этой личности.

Но что делать, если все мнения, суждения, пристрастия и предпочтения личности, страдающей педерастией, практически всегда полностью и на сто процентов определяются этой самой педерастией?

Если так читаешь какого-нибудь автора и никак не поймешь: что он все юлит, да крутит, да вертит, да куда-то все клонит в непонятную сторону, и так, и сяк, и этак. А потом вдруг раз - и догадываешься: э-э, товарисч, да ты часом не из тех ли, кои именуемы пидарасами? И тут все делается сразу понятно, больше нет вопросов.

А? Что делать, если так все именно дела и обстоят?

_____
- Ох, брателла, на скользкую дорожку становишься! - говорит вторая половина моего сознания моей первой половине. - Для тебя все утверждения личности, страдающей пидарастией, сводятся к этому ее страданию; другой, следуя той же логике, начнет утверждать, что любые высказывания и склонности лиц с наличием в их организме еврейской крови целиком и полностью определяются этой кровью; и пошло-поехало, и так мы за 10 минут до такого национал-социализма дойдем, что хоть святых выноси!

Да, проблема.

С одной стороны, конечно, так нельзя, с другой - ну как же не назвать пидара пидаром, если он действительно пидар! Ведь пидар - он, как известно, и в Африке пидар, шила же в мешке не утаишь!

Нет, ну есть, конечно, такой подход: если личность Ч. сама добровольно себя, как это нынче называется, позиционирует в общественном сознании как именно представителя, как это нынче называется, гей-культуры - Б.Моисеев, Э.Лимонов, М.Кузмин, Е.Харитонов, У.Берроуз, Р.Виктюк, кто там еще? - то тогда это пидарство можно обсуждать и т.д., а ежели кто не позиционирует, ну так тогда его пидарство - это его частная жизнь, в которую лезть нельзя.

Да только вот в чем дело: манифестирует ли личность свое пидарство, скрывает ли - сущность-то не меняется!

Тот же Адамович - он сам своей педерастии, насколько мне известно, публично вроде бы не прокламировал - ну и что? Ну и что, если по первым трем абзацам его сочинений сразу делается ясно: пидарас это писал и пидарские воззрения на жизнь - именно пидарские и никакие иные, кроме пидарских - этой писаниной выражал?

И что теперь - делать вид, что это не бросается в глаза и что не именно это и составляет полную и единственную суть всех его высказываний?

Дилемма, говорю же!

Классическое противоречие между Правдой и Истиной!

Когда одна требует от нас одного, а другая - совсем другого.

Только разве что стихи про это сочинить. Что-нибудь, начинающееся примерно

Пидары, пидары гнойные,
Как же быть с вами людям?
Нету от вас ведь покоя нам,
Так ведь и лезете к нам!

Ведь со своими вы сраками
Лезете всюду везде,
Всячески паки и паки их нам,
Нету прохода нигде!

Пидары, эх, пидарасики,
Эх же вы пидарасня!

- и далее в этом духе.

_________
И вот: единственный, если подумать, разумный выход: всячески поощрять ихнюю гей-культуру. Чтобы они ее создавали, чтобы они ее не скрывали и не таили, чтобы проводили они свои пидарские кинофестивали, свои пидарские выставки пидарских произведений, свои пидарские олимпийские игры пидарских пидаров, и т.д. и т.п., и чтобы они, короче, сами друг с другом пидарастились всеми подряд своими пидарастическими способами, и ужасно гордились бы этим, и всячески презренным натуралам демонстрировали бы свое презрение - но зато оставили бы нас, презренных натуралов, в покое! Плюрализм, б***ь! Мультикультурализм! У вас - своя культура, у нас - своя, мы вашего Берроуза не трогаем, но уж тогда и вы не лезьте нам рассказывать, как нам нашего Пушкина понимать!

Примерно так, да.

Но на самом деле опять получается нехорошо.

Незаметным образом, отправляясь от плюрализма и всеобщей терпимости, мы приходим к сегрегации и прочим нехорошим делам. И ладно бы, хрен с ними, с пидарами, но рассуждающих подобным способом логика очень быстро приводит к необдходимости и дальнейших шагов: если изолировать таким образом пидаров, то тогда уж и - евреев, но тогда уж - и сочинителей стихотворений, а тогда уж и далее, и далее, и далее, не будет этому конца.

И выходит, единственное разумное - никаких логических выводов ни из чего не делать, признать, что самое правильное, чтобы все оставалось именно так, как оно есть: чтобы пидары пусть так и лезли и далее везде со своими жопами, чтобы ревнители антипидарства пусть и далее грозили пидарам местом у параши, а власть и общественность чтобы зорко в оба следили за тем, чтобы все этого рода игры интеллектуалов проходили исключительно в специально для этого отводимых резервациях типа вот этого самого "Русского Журнала" и чтобы ни в коем случае все эти умствования никто не пытался превратить в руководство к действию.

Вот так. Уф!

* * *

Но это я отвлекся. Вот некоторые образцы стихотворных сочинений Адамовича Г.

Летом

Опять брожу. Поля и травы,
Пустой и обгорелый лес,
Потоки раскаленной лавы
Текут с чернеющих небес.

Я ненавижу тьму глухую
Томительных июльских дней,
О дальней родине своей,
Как пленник связанный, тоскую.

Пусть камни старой мостовой
Занесены горячей пылью,
И солнце огненные крылья
Высоко держит над Невой,

Но северная ночь заплачет,
Весь город окружит кольцом,
И Всадник со скалы поскачет
За сумасшедшим беглецом...

Тогда на миг, у вечной цели,
Так близко зеленеет дно,
И песни сонные в окно
Несут ленивые свирели.

Или:

* * *
Если дни мои, милостью Бога,
На земле могут быть продлены,
Мне прожить бы хотелось немного,
Хоть бы только до этой весны.

Я хочу написать завещанье.
Срок исполнился, все свершено:
Прах - искусство. Есть только страданье,
И дается в награду оно.

От всего отрекаюсь. Ни звука
О другом не скажу я вовек.
Все постыло. Все мерзость и скука.
Нищ и темен душой человек.

И когда бы не это сиянье,
Как могли б не сойти мы с ума?
Брат мой, друг мой, не бойся страданья,
Как боялся всю жизнь его я...

Или:

* * *
Уж рыбаки вернулись с ловли,
И потускнели валуны,
Лег на соломенные кровли
Розово-серый блеск луны.

Насторожившееся ухо
Слушает медленный прибой:
Плещется море мерно, глухо,
Словно часов старинный бой.

И над тревожными волнами
В воздухе гаснущем, бледна -
За беспокойными ветвями
Приподнимается луна.

Вот примерно так.

Что сказать?

На мой вкус, так правильно пишет процитированная в начале сообщения В.Шохина: "Поэт, следовавший урокам строгого ремесла, преподанным в гумилевском "Цехе поэтов".

Вот-вот: именно что наследник Гумилева, Цеха поэтов и прочего акмеизма - это видно. Они-то и сами, акмеисты, такие - бледные, чахлые, вялые, унылые, немощные, худосочные, пресные, расслабленные, и притом эпигоны Брюсова и прочих ранних декадентов, ну, а уж их эпигоны - те совсем пишут чернилами, разведенными водой до уж полной невидимости.

Азиза


Узбекская певица позднего СССР. Следующее имеет смысл сообщить о ней, ибо это есть немного познавательно.

1. Середина 1980-х: сия начинает иметься на телеэкранах, сначала в качестве участницы узбекского же (ташкентского) ВИА "Ялла", затем и сольно.

До самого конца 1980-х она называется не просто Азизой, как теперь, а Азизой Нурмухамедовой. Ибо советская власть таких шуток отнюдь не одобряла. Ибо понимала - сначала дозволишь называть себя именами, не положенными по уставу, потом придется разрешить с выбритыми висками ходить, не успеешь оглянуться - уже клуб Шандора Петефи заведется!

Советская власть это понимала, а когда понимать перестала - клуб Шандора Петефи, действительно, тут же и завелся, и - - -

2. Если не живший в те годы в СССР читатель решит, что А. изо всех сил являла глазу и слуху советского человека восточную экзотику, он жестоко ошибется. Азиатское свое происхождение ею не только не акцентировалось, но, напротив, всячески затушевывалось.

Она изо всех сил старалась быть среднесоветской эстрадной исполнительницей без хоть каких-либо отличительных особенностей, и ею действительно была: среднесоветской, третьего разряда, совершенно без каких-либо особенностей.

Ибо восточная экзотика не увлекала советского человека.

Евразийцы да гумилевцы, да Россия, которая, дескать, которая мост меж Европой и Азией - все это были умственные умствования интеллектуалов; обычный советский человек был низкопоклонник перед Западом, причем перед любым, даже перед какой-нибудь Эстонией или Ригой, а всякую Азию искренне презирал: чурки и чучмеки.

На самом деле вот как раз Запад, вот кто гораздо больше проявлял интереса к Востоку, причем отнюдь не только умники, а массы населения: Клеопатра, Шахерезада, Магриб, Вавилон, Лоуренс Аравийский, "Приключения Синдбада Морехода", Тибет, дзен, Кришна, Шива - все это именно западные культурные мифы, отнюдь не советские. А в СССР если и распространявшиеся среди опять же умников - так опять же ради низкопоклонства перед Западом: там всем этим принято увлекаться - и мы будем.

Из низкопоклонства перед все тем же Западом и все евразийство с его антизападной риторикой: мы не просто тоже будем, мы - еще в тысячу раз сильней всем этим увлекаться будем!

Та же Азиза: никакой народной любовью она по всему вышеуказанному не пользовалась, а по телевизору была показываема только в порядке республиканской квоты.

Ибо всякая республика СССР имела право иметь своего эстрадного представителя на телевидении: Йак Йоала, Тыннис Мяги, Анна Вески, Вайкуле - от прибалтов, Бюль-бюль-оглы от Азербайджана, Роза Рымбаева из Казахстана, Азиза от Ташкента.

Тем не менее звездой советской эстрады - хоть и не из первого ряда - она все же была. Понятно почему: по телевизору ее показывали регулярно. А это и в СССР, и в нынешнем б - СССР (бывшем СССР) делает показываемого звездой - автоматически.

Поэтому и с гастролями по стране она разъезжала, и залы - собирала.

3. 1990, сентябрь: участие в убийстве Талькова.

Был такой поп-певец в СССР конца 1980-х, Игорь Тальков.

Являлся чудовищно упошленным вариантом Есенина - ну, примерно, был как бы глазуновской иллюстрацией к Есенину - пел чудовищно бесталанные и чудовищно банальные песни - но был "патриот", и был бородат и голубоглаз, лицом делал страдание о Родине, умученной от жидов - имел в результате немалое число поклонниц.

И в начале сентября 1990 года - был убит в Ленинграде из пистолета прямо на концерте. И Азиза - участвовала в этом! Более того - была непосредственной причиной!

История всего этого является темной и невнятной, обросшей домыслами и гипотезами (в том числе, конечно, и о евреях, целенаправленно убивших русского поэта), официальная версия событий, как можно понять из газетных сообщений, состоит сейчас в том, что имелся сборный концерт, в котором среди прочих участников была и Азиза, которая и закатила скандал Талькову из-за очередности выступления.

Тальков не уступал, Азизу поддержал покровительствовавший ей представитель тогда уже расцветших вовсю бандитов по фамилии Малахов, который начал Талькова бить, тальковский импресарио - и действительно, еврей - был вооружен и начал стрелять, но попал он не в ---- ----, а в Талькова.

В сентябре 1990 года общественность еще к таким нравам в среде народных артистов была непривычной, возмущение народное было велико, но история окончилась ничем: Талькова похоронили, Малахов бросился было в бега, но через неделю явился с повинной, был арестован, но затем отпущен за отсутствием состава преступления; тальковский же импресарио, который сейчас и считается убийцей по неосторожности, тотчас же после похорон уехал в Израиль и в Россию с тех пор не показывается.

Карьере же Азизы на этом пришел конец. Она тут исчезает с экранов ТВ, пластинки больше не выходят, гастроли не --- ---

4. Ан все ж какие-то все-таки в ней особые качества, значит, есть: ибо сейчас, в 1997 году, все же сумела она вынырнуть из омута забвения, и теперь снова она на ТВ, и снова она на страницах всяких "Мегаполис-Экспрессов".

Это дело, как известно, крайне непростое.

Ибо - сначала нужно найти кого-то, у кого есть очень до фига денег, и суметь убедить его потратить на проталкивание сей. Да притом не на простое проталкивание, а на проталкивание в условиях повышенного сопротивления среды - убийца Талькова! Гораздо больше нужно денег! Да еще в условиях, когда сей уж, наверное, под сорок - а вокруг легионы малолетних красоток, которые не меньше оной жаждут быть кем-нибудь проталкиваемы на ТВ и готовы за это на любые тяжкие.

Следовательно, какие-то особые качества в ней, несомненно, есть, если она сумела это осуществить.

5. И теперь как раз, между прочим, она стала свою азиатскость акцентировать и изображать из себя эту самую Шахерезаду - и именно по той же причине: с целью угодить низкопоклонству перед западом советского человека. Ибо теперь советский человек стал уже знаком с западной массовой культурой и обнаружил, что ею-то всякая восточная экзотика как раз очень приветствуется.

Ну, раз так, тогда, конечно, и мы!

17 марта 1998, 13.57.

6. Для Оганяна объясняю.

Для А.С.Тер-Оганяна, который все время выражает недовольство моими сочинениями: пишешь, дескать, вроде много, но все получается какая-то путаная ерунда, относительно которой непонятно, что же ты этим хотел сказать? Зачем ты все это все-таки написал? "История, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но не имеющая никакого смысла".

Объясняю. Я этим хотел сказать четыре вещи.

а: Зафиксировать для истории факт существования среди прочих явлений Вселенной также и сего.

б: В связи с этим - охарактеризовать русско-азиатские культурные контакты в позднем СССР.

в: Пнуть лишний раз "евразийцев" и разоблачить еще раз фантастический и высосанный из пальца характер их теорий.

г: Написать некое сообщение, которое было бы построено следующим образом: сначала - более-менее подробное и бесстрастное описание некоего привычного и банального факта бытовой жизни, но с нахождением в нем малоизвестных и занимательных сторон, затем - переход на связанные с этим утверждения довольно-таки глобального характера.

Ибо хочется мне, чтобы такого рода рассуждения были не сами по себе, как у всяких сраных мыслителей от Шопенгауэра до Вайля-Гениса, а чтобы они возникали в результате и ходе рассматривания каких-либо конкретных проявлений жизни, и причем бытовой.

Потому что мне - именно так нравится.

* * *

Картинка, конечно, очень не такая, какую бы нужно.

Да нету у меня других, более познавательных.

Если у кого есть - пришлите, я ее тут помещу.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Линор Горалик, e2-e8: выпуск первый /29.11/
Болезненное торжество интертекстуальности и постмодернизма; реальное доказательство завиральной теоремы; паровозик из Набокова.
Татьяна Габрусенко, Корейская литература и российский читатель /28.11/
Отбор проводится корейскими культурными фондами, которые в основном и субсидируют переводы. Фонды действуют в соответствии с правительственной политикой распространения корейской культуры по всему свету, а политика эта маниакально одержима одной-единственной сверхзадачей: добыть корейской литературе хотя бы одну Нобелевскую премию.
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 3 /24.11/
Агитационная поэзия: Маяковский; советская агитационная поэзия после Маяковского; современная агитпоэзия; реклама как нынешняя главная разновидность А.п.; и еще. (отзывы)
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 2 /22.11/
Аведон, Ричард. Автоматизация приемов. "Автоматическое письмо". Автономность стихотворения. (отзывы)
Лиза Новикова, Поэт и Интернет /19.11/
Андрей Вознесенский закачал новую поэму. "Коммерсантъ": избранное.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100