Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20001206a.html

Все о Поэзии 6
Обсуждение

Мирослав Немиров

Дата публикации:  6 Декабря 2000

Акростих

Тураев 1988:

"(От греч. акрос - крайний и стихос - стих). Стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще имя.

А. известен еще в 6 веке до н.э у древних греков. Такого рода построение может встречаться и в прозе. В древн. письменности, когда в произведении имя автора не указывалось, А. часто употреблялся в конце текста, скрыто обозначая автора произведения.

Вот начало А. Валерию Брюсову, написанного русским поэтом 20 в. М.А.Кузминым (1875-1936):

Валы стремят свой яростный прибой,
А скалы все стоят неколебимо.
Летит орел, прицелов жалких мимо,
Едва ли кто ему прикажет: стой!
Разящий меч готов на смертный бой,
И зов трубы звучит неутомимо.
Ютясь в тени, шипит непримиримо
Бессильный хор врагов, презрен тобой,

и т.д. Начальные буквы составляют слова "Валерию Брюсову".

В современной поэзии А. встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет".

- В. Никонов.

* * *

В советское время прославился актом написания А. поэт Ф.Чуев.

Он сумел опубликовать стихотворение, по содержанию невинное, но из первых букв которого получалось что-то там типа "Слава Сталину" или что-то в этом роде. Во времена √ хрущевские, - когда такое было нельзя.

Был большой скандал.

Точнее, был небольшой скандал.

Точнее, я думаю, никакого скандала вообще не было, а даже наоборот: не только Ф.Чуев от этой своей дерзкой диверсии не пострадал, а, нужно думать, сказано ему было на лицо ужасными, но добрыми внутри начальниками что-то вроде "Молодец! Но - рано. Пока - не время!"

Аксаков, Константин

Критик, публицист, один из основателей славянофильства (1817-1860). Сын известного писателя С.Аксакова. И очень папеньку любил. Настолько любил, что "полный силы и здоровья, богатырского телосложения, Константин Аксаков был в буквальном смысле сражен смертью отца, последовавшей 30 апреля 1859 года. Не стало "отесиньки" - так ласково, уменьшительно от слова "отец" называли в их семье Сергея Тимофеевича. Привязанность сына к отцу была настолько велика, что он не смог перенести утраты. Охватившая его невыносимая тоска скоро перешла в чахотку. Его повезли лечиться за границу, где он и умер на греческом острове Занте в ночь на 7 декабря 1860 года" (Курилов А. Константин и Иван Аксаковы. - в кн.: Аксаков К.С., Аксаков И.С., Литературная критика. - М.: Современник, 1981).

- Ну и зачем здесь мои смехуечки и всякая ирония? Нехорошо!

- Нехорошо. Но все-таки, уж немного чересчур любил. В том смысле, что любовь к "отесиньке" уж совсем застила А. глаза, и он на этой любви всю свою критическую концепцию строил. Которая состояла в таких положениях - вся русская послекарамзинская литература есть полное ничтожество, все эти бесчисленные пушкины и им подобные суть только обезьянничество, подражание Западу и низкопоклонство перед заграницей, поэтому одна пустопорожнесть и ерунда; но все же не все так плохо: среди этой пустыни все же есть один могучий дуб-исполин, который один вот и растет от истинно народных корней и выражает народный дух и проч.

- Да кто же этот Дуб, исполненный народных корней?

- Как кто? Да наш же отесинька!

Тут он, конечно, немного чересчур. С.Аксаков, конечно, неплохой писатель, но...

Тот самый 'отесинька' Сергей АксаковУтрирую, как всегда?

Немножко утрирую.

Заостряю.

Но не выдумываю! А только придаю мягким и осторожным высказываниям А., который все больше намеками и обиняками, резкую форму.

Если кто не верит, а хочет обратиться к первоисточникам, то отсылаю его к статье "Обозрение современной литературы" (1857).

Если кто обращаться к статье не хочет, а готов удовлетвориться только цитатами, то цитаты таковы:

"Литература наша - собрание чужих форм, разных отголосков и только. Вот почему так быстро меняются формы, не утвержденные на прочной мысли, вот почему беспрестанно переливаются отсветы и отблески, лишенные света и блеска".

И:

"Поэты верили в поэзию, благоприобретенную ими от Западной Европы, писали искренне на чужой лад, и стихи писались звучно, весело, а публика с наслаждением слушала и повторяла их".

И:

"Последний русский поэт подражательного периода, Лермонтов..."

И т.д.

Зато:

"Сочинения С.Т.Аксакова стоят совершенным особняком в литературе нашей. Мы не говорим о них, по очень понятной причине. Все, что высказываем мы в статье нашей о литературе, не имеет никакого отношения к сочинениям С.Т.Аксакова, которые требуют особого определения, особой оценки и имеют свое особое значение среди нашей литературы".

Вот так.

* * *

Или вот.

И.Аксаков, младший брат и тоже славянофил, но личность деятельная, в отличие от сиднем сидевшего в Москве и только рассуждавшего старшего брата Константина, - "осенью 1854 года началась героическая оборона русскими войсками Севастополя в Крымской войне, и 18 февраля 1855 года Иван Аксаков, которому, как он писал родителям, "совестно" было находиться дома, когда "люди дерутся и жертвуют", записывается в Серпуховскую дружину народного ополчения. Вместе с дружиной он совершает поход на Одессу и дальше - в Бессарабию. Потом некоторое время работал в комиссии по расследованию интендантских злоупотреблений во время войны".

И он пишет из Крыма старшему брату в ужасе от того, что видел: от бесчинств, вытворяемых русской армией над русским же населением после войны - на "освобожденной" от англо-французских оккупантов территории:

"Вы не можете себе представить, какую скверную память оставила по себе русская армия. Это был чистый разбой, грабеж, производимый не солдатами, а офицерами и генералами. Военное и гражданское начальство, племя служилое военных и гражданских чиновников точно составило общий заговор для разграбления края, казны, жителей и несчастных солдат. - Французы и англичане (кроме Керчи, где действовал англо-турецкий легион) нигде почти не произвели грабежей. После разбития наших войск под Альмой они (наши войска. - М.Н.) отступали в беспорядке, предаваясь грабежу самому неистовому. Я был, между прочим, на даче графа Бибикова на Бельбеке, видел все эти печальные следы разорения. Тут проходили и союзные (англо-французские. - М.Н.) войска, когда шли на южную сторону Севастополя, но никакого вреда не сделали. Один англичанин забыл даже свои книги, Кипсеки, на этой даче. Но что такое была уланская резервная дивизия Корфа (русская. - М.Н.)! Она даже в пословицу вошла! Волосы дыбом становятся, когда вспомнишь, до какого цинизма доходила страсть к приобретению, к набиванию кармана, когда люди гибли тысячами. Там, на стенах Севастополя, геройствуют; на северной стороне, в Бахчисарае, Симферополе - оргии разврата на заграбленные деньги! Понятно, что нельзя было и ожидать другого результата войны, кроме позора; понятно, что не могли отстоять крепость, обложенную только с трех сторон и постоянно сохраняющую связь и сношения со всею Россиею, с армиею, не запертою в стенах, как например, в Карасе, а стоящую вне города, во фланге неприятелю. Выходит, что вся Россия не могла отстоять Севастополя. Просто совестно хвастаться обороной Севастополя".

- в кн.: Аксаков И.С. Письма из провинции. Присутственный день в Судебной палате. - М.: Правда, 1991, с. 408. - Далее там еще множество фактов и наблюдений.

Славянофилы, однако, в ужас от этого не пришли. Потому что это - ерунда, мелочи, а главное вот что: "10 апреля 1855 года сестра Константина и Ивана Вера Аксакова писала в дневнике: "Сообщают также слухи о том, что государь... желает дать камергерам и камер-юнкерам вместо мундиров... народные кафтаны и даже говорят, будто они будут переименованы в стольников и ключников... В Петербургском обществе толкуют уже о сарафанах... Хорошо, если б это была правда!" (Цит. по Кожинов В. Тютчев. - М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 1988).

Короче говоря, эстетство, и самого дурного пошиба, вот что это такое. Эстетство, вот что было основной движущей силой что западников, что славянофилов - и тем и другим не нравилась окружающая жизнь в первую очередь по эстетическим соображениям: окружающие не отвечали их представлениям о прекрасном, только одни - Петр I и западники - думали, что прекрасное - это когда все вокруг в буклях и камзолах, как на заграничной картинке, другие - что нет, все фигня и ерунда, самое главное - чтобы все были в бородах и кокошниках, как на иллюстрациях к былинам о временах Владимира Красное Солнышко (которые иллюстрации они сами придумали и нарисовали). Апофеоз народности будет достигнут, если камергеров переименовать в ключников.

Исключительно эстетство и потом было главной движущей силой всех общественных движений в России, вплоть до нынешних преобразований, которых была главная идея - сделать, чтобы все вокруг было как на рекламе из заграничного журнала.

Так полагаю.

* * *

На самом деле опять передергиваю.

Мало ли что баба-дура написала у себя в дневнике! Конечно, глупую тетку интересуют в первую очередь сарафаны и кокошники - но при чем здесь славянофилы, даже если она и родственница их?

Оно так, да. Это факт: передергиваю. Но - хочется передернуть! Для красного словца...

А что насчет эстетических воззрений как главной (глубинной) движущей силы всех русских общественно политических движений и течений - вот это я не шучу, а совершенно уверен, что так оно и есть.

Этого и сами деятели, в общем, не скрывали:

Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно мелочный, неправый, некрасивый!

Главное слово - "некрасивый".